Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




Глава 9. Русская народная игрушка

Народная (традиционная) игрушка - неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх, предназначенный для заба­вы, умственного, нравственного и эстетического воспитания, физического развития детей в живой увлекательной форме. Народная игрушка является бесценным памятником традици­онной культуры каждого этноса, так как отражает его миро­воззрение и мироощущение, особенности быта и труда.

Народная игрушка - синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусств с театральными и музыкальными элементами. Игрушка обладает обобщенными типическими свойствами воспроизводимого объекта и обес­печивает воспроизведение соответствующих действий с ним. Она может выполнять в процессе игры самостоятельную роль или определять ее играющему. Художественное своеобразие образной игрушки состоит в создании эффекта движущегося, меняющегося, нередко звучащего образа.

Народная игрушка разнообразна по типам, материалам и технике изготовления, а также по возрастному, половому, социальному и игровому назначению. Игрушки подразделя­ются также на созданные взрослыми и игрушки-самоделки, созданные детьми. Те и другие используются в разнообраз­ных народных играх, играх-упражнениях, играх-соревнованиях, ролевых играх, играх с правилами (интеллек­туальных или подвижных). Среди народных игрушек боль­шое место занимают дидактические игрушки, способствую­щие развитию ума, мышления, речи ребенка, дающих ему ряд ценных представлений, знаний, умений, навыков. Играя с ними, ребенок учится распознавать, различать, называть форму, величину, цвет предметов, знакомится с количествен­ными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями, объединяет детали в целый предмет, разбирает его на части.


 




Народная художественная культура

История игрушки насчитывает многие тысячелетия. Предшественниками игрушки были, по-видимому, интерес­ные по форме и цвету камешки, плоды, сучки, другие случай­ные предметы, которыми забавлялись дети.

Предпосылками для возникновения игрушки могли быть и игры-упражнения с уменьшенными копиями орудий труда взрослых (маленькими ножами, луками со стрелами, пращами, арканами, топорами, мотыгами, тележками, верете­нами и др.), которые были приспособлены к половозрастным особенностям детей и употреблялись для их более раннего включения в производительный труд. Тип этих орудий зави­сел от доминирующих форм хозяйственной жизни данного общества. Историки вывели тесную взаимосвязь, существо­вавшую на поздних стадиях первобытнообщинного строя между развитием производительных сил, усложнением ору­дий труда, разделением труда и вытеснением детей из слож­ных и наиболее ответственных областей деятельности взрос­лых. Эти процессы обусловили значительное возрастание иг­ровой функции уменьшенных копий орудий труда, широко использовавшихся в воспитании детей в условиях первобыт­ной культуры.

Прототипами детской игрушки принято считать и про­изведения малой пластики первобытного общества. Археоло­ги и этнографы, исследуя произведения малой ритуальной пластики, относящиеся к эпохам палеолита и древнейших земледельческих культур, пришли к следующему выводу. Эволюция идейно-образного содержания малой ритуальной пластики, а затем и игрушки шла от скульптурных орнито-морфных и зооморфных языческих тотемов через полиморф­ные образы предков-тотемов охотничьих групп к антропо­морфным образам предков, сначала отождествлявшихся с различными силами природы, а затем превратившихся в соз­нании земледельческих племен в повелителей этих сил Та­ким образом, первоначальное назначение фигурок птиц, жи­вотных, людей и полиморфных образов было культовым, а их игровая функция была вторичной.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...