Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движущие силы, факторы и условия развития.




Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность.

Предпосылки психического развития – биологические особенности организма.

Источник психического развития – социальная среда.

Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий.

Среди процессов развития выделяют два вида:

а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе;

б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций.

Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.

o Хронологический возраст.

o Биологический возраст.

o Психологический возраст.

o Социальный возраст.

o Субъективный возраст.

Выделяются нормы развития:

o среднестатистические;

o социокультурные;

o индивидуально-личностные;

o комбинированные

Обучение, воспитание и развитие, их взаимосвязь в детском возрасте.

Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества. Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его.

Воспитание – целенаправленное формирование устойчивых черт личности, которые определяют поведение и деятельность человека.Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение данного вопроса:

1. Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Природа обучения понимается всеми по-разному.

2. «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже).

3. «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский).

Психическое развитие и развитие личности.

Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.

По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики.

o Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный)

o Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов.

Периодизации психического развития (см. выше)

 

41.Общение. Сущностная характеристика общения. Цель и содержание общения. Функции общения. Форы и виды общения. Структура процесса общения: коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты. Средства общения. Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи,переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

Функции общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

o коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

o информационная (обмен информацией между людьми)

o когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

o эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

o конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

o креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

o инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

o синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

o самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

o трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

o э кспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

o социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

o социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Формы и виды общения

Наряду с функциями выделяют основные виды общения.

По количеству участников: - межличностное; - групповое.

По способу общения: - вербальное; - невербальное.

По положению общающихся: - контактное; - дистантное.

По условиям общения: - официальное; - неофициальное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...