Движущие силы, факторы и условия развития.
Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность. Предпосылки психического развития – биологические особенности организма. Источник психического развития – социальная среда. Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий. Среди процессов развития выделяют два вида: а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе; б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций. Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями. o Хронологический возраст. o Биологический возраст. o Психологический возраст. o Социальный возраст. o Субъективный возраст. Выделяются нормы развития: o среднестатистические; o социокультурные; o индивидуально-личностные; o комбинированные Обучение, воспитание и развитие, их взаимосвязь в детском возрасте. Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества. Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его. Воспитание – целенаправленное формирование устойчивых черт личности, которые определяют поведение и деятельность человека.Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение данного вопроса:
1. Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Природа обучения понимается всеми по-разному. 2. «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже). 3. «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский). Психическое развитие и развитие личности. Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека. По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики. o Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный) o Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов. Периодизации психического развития (см. выше)
41.Общение. Сущностная характеристика общения. Цель и содержание общения. Функции общения. Форы и виды общения. Структура процесса общения: коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты. Средства общения. Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек». В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства. Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.
Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др. Средства общения – это способы кодирования, передачи,переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации. Функции общения. Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть: o коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия) o информационная (обмен информацией между людьми) o когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии) o эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью) o конативная (управление и коррекция взаимных позиций) o креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними) В других источниках выделяют четыре основные функции общения: o инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
o синдикативную (общение оказывается средством объединения людей) o самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста) o трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок) И дополнительные: o э кспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний) o социального контроля (регламентации поведения и деятельности) o социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции. Формы и виды общения Наряду с функциями выделяют основные виды общения. По количеству участников: - межличностное; - групповое. По способу общения: - вербальное; - невербальное. По положению общающихся: - контактное; - дистантное. По условиям общения: - официальное; - неофициальное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|