Сущность социализации как двустороннего процесса.
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее с социальной средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной, технической и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой - проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах. Содержание процесса социализации.Сферы социализации. Выделяют три сферы социализации: 1)Деятельность как сфера социализации. Социализация в деятельности происходит в 3 этапа. - Ориентировка в системе деятельности, позволяющая сделать выбор главного вида деятельности. - Центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных. - Освоение новых ролей и видов деятельности после того, как человек станет профессионалом в избранном виде деятельности. В данной сфере человек усваивает практический опыт. 2)Общение как сфера социализации. В процессе социализации происходит расширение и углубление всех сторон общения индивида, т. е. увеличивается количество контактов и происходит переход от монологического общения к диалогическому с более точным восприятием партнера.в этой сфере человек усваивает теоретический опыт.
3)Самосознание как сфера социализации. Данная сфера социализации предполагает рефлексию, т.е. взгляд внутрь себя, а также становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Сфера самосознания помогает человеку осознать приобретенный опыт и преобразовать его в личностные установки и ценностные ориентации. В процессе деятельности и общения происходит коррекция представлений о себе в соответствии с представлениями, складывающихся в глазах других людей. Стадии процесса социализации Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности. 1. Первичная социализация - стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети. 2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я». На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы: - усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»; - отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»; - конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий. 4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека. Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности. 5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению. Институты социализации. Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения. К ним относятся семья, школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».
43. Медицинская психология — раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактики и психокоррекции заболеваний. Медицинская психология является как областью медицины, так и областью психологии. Медицинская психология изучает вопросы теории и практики медицины, которые связаны с психологией, и вопросы психологии больных людей, имеющие отношение к задачам диагностики, лечения и профилактики болезней. Она разрабатывает вопросы о роли и месте психических особенностей личности в предупреждении, возникновении, течении и лечении болезней, в деле укрепления и сохранения здоровья людей. Основными общими разделами медицины, значимыми для всякого рода заболеваний, являются: а) проявления болезней; б) их причины и происхождение (этиология и патогенез); в) лечение и уход за больными; г) предупреждение болезней и тесно связанная с этим гигиена как наука об укреплении здоровья, развитии и укреплении сопротивляемости организма болезнетворным факторам. Медицинская психология соответственно этому изучает: а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике. 45. Патопсихологическая диагностика. Патопсихологические регистр-синдромы.
Патопсихологическая диагностика направлена на исследование особенностей психической деятельности. Синдром – совокупность симптомов. В клинической психологии для сближения психиатра и клинического психолога были выделены основные патопсихологические регистр-синдромы, кот.указывают на особенности причин заболеваний, степень тяжести, особенности его течения и прогноз: 1. шизофренический (расщепление психики, двойственность ассоциаций) (смеется – плачет) 2. аффективно-эндогенный (депрессия, послеродовая депрессия) 3. олигофренический( соответствует врожденным и приобретенным в раннем детстве (до 3-х лет) вариант психического дефекта, складывается из низкого интеллектуального коэффициента IQ<70 – олигофрения. Хар-ся неспособностью к обучению, дефицитом общих сведений и знаний, примитивностью конкретного мышления, повышенная внушаемость. 4. экзогенно-органический (пораж. гол.мозга) – снижение интеллекта, памяти, внимания, мышления, неустойчивость эмоций. 5. эндогенно-органический - болезнь Альцгеймера, врожденная эпилепсия и др. первичные заб-ия (низкая переключаемость, инертность психических процессов) 6. личностно - аномальный хар-ны: психопатические реакции, соц. дезадаптация. Критерий Ганнушкина (триада): - тотальность (все сферы личности изменены), - необратимость, - дезадаптация 7. психогенно-психотический (реактивные психозы, шоковые реакции (обездвиженность), реактивная депрессия, реактивный параноик) 8. психогенно-невротический (неврозы, невротические реакции). Причины: психогенный фактор в прошдом (даже в детстве)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|