Закономерности и периодизация закономерного развития личности
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ВОПРОС № 1 1. Юридическая психология (ЮП) в системе научного знания, ее предмет, задачи и принципы.
ОТВЕТ: Психология – это самостоятельная научная дисциплина и была наукой о душе в рамках философии. На сегодняшний день есть несколько отраслей: · Общая психология · Возрастная психология – развитие личности (детская психология, аксиология, гетерология) · Социальная психология – взаимодействие личности с социумом · Клиническая психология – неопределенные отклонения, но не болезненные и нормальные · Т.д. Психология помогает другим отраслям знания – медицина, военное дело, юриспруденция и т.д. Юридическая психология выступает как прикладная наука, которая обслуживает основную науку, а юридическая изучает психические отношения в рамках правоотношений. Юридическая психология – прикладная наука, которая изучает различные психологические аспекты личности и ее деятельности в условиях правового регулирования. Предмет юридической психологии Порядок выяснения: 1. Предмет психологии – Психика 2. Понятийный аппарат психологии – личность, деятельность 3. Предмет юриспруденции - правоотношения 4. Предмет юридической психологии Предмет юридической психологии – различные явления психики, индивидуально-психологические аспекты развития личности участников право- отношений, вовлеченных в сферу правотворческой, воспитательной, охранительной и пенитенциарной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение участвующих в них людей. Задачи юридической психологии · В рамках правотворческой деятельности – разработка психологических основ законодательства и процесса его применения.
· В рамках правовоспитательной деятельности – исследование проблем правового сознания, разработка методов повышения правосознания. · В рамках правоприменительной деятельности – задача по развитию личности юридического труда в рамках психологии, психологическое обеспечение юристов различной специализации, оказание психо-коррекционной деятельности., разработка профессиограмм деятельности юристов различной специализации. · В рамках правоохранительной деятельности – исследование психологических аспектов противоправного поведения людей, изучение психологических особенностей совершения мотивов наиболее опасных видов преступлений, изучение личности жертвы преступного поведения, изучение личности преступника. · В рамках превентивной психологии – разработка мер воздействия на личность людей склонных к совершению преступления, разработка мер профилактической работы, направленных на уменьшение уровня преступности в стране, изучение закономерностей социально-психологических процессов, которые происходят в групповой преступности и как они влияют на личность. · Дальнейшее развитие института судебно-психологической экспертизы (СПЭ) и комплексное судебно психолого-психиатрическая экспертиза (СППЭ).
ВОПРОС № 2 2. Этапы формирования ЮП как прикладной отрасли психологической науки. Ответ: Структура юридической психологии как прикладной области юридической науки. Юридическая психология делится на: 1. Учебная дисциплина 2. Наука 2.1. Будущее 2.2. Зародыш 2.3. Что активно развивается (обслуживание цивилистики, экстремальная правовя психология) 2.4. Что есть Юридическая психология как наука делится на: 1. Общая часть: 1.1. Введение в юридическую психологию 1.2. Основы психологии 2. Особенная часть: 2.1. Правовая психология
2.2. Пенитенциарная психология 2.3. Психология юридического труда 2.4. Психология гражданско-правовых отношений 2.5. Криминальная психология 2.6. Психология судебных разбирательств 2.7. Психология ОРД 2.8. Превентивная психология – взаимодействие личностей осужденных 2.9. Судебно-психиатрическая экспертиза 2.10. И т.д. Междисциплинарные связи Взаимодействие происходит и с блоком юридических и психологических наук. Психологический блок: 1. Общая психология 2. Возрастная психология 3. Социальная психология 4. Психология труда Юридический блок: 1. Уголовное право 2. Криминология 3. Семейное право, административное и прочие развивающиеся. 4. Гражданское право 5. Уголовный процесс 6. Гражданский процесс 7. Криминалистика
ВОПРОС № 3
3. Методы изучения личности, используемые юридической психологией.
ОТВЕТ:
Методы юридической психологии Выделяют 4 основных группы методов: 1. Методы научного познания юридической психологии 2. Психологические методы изучения личности и феноменов юридической деятельности 2.1. Беседа 2.2. Наблюдение и интроспекция (самонаблюдение) 2.3. Биографический 2.4. Метод обобщения независимых характеристик 2.5. Анализ результатов деятельности 2.6. Экспериментальный метод 2.7. Анкеты 2.8. Тестовый метод (психо-физиологические, индивидуально-психологические методы, личностные тесты, проективные тесты, в основе которых лежит метод проекции) 3. Методы психического воздействия на личность в практике юриста 4. Методы судебно психологической экспертизы. ВОПРОС № 4
4. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке. ОТВЕТ:
Понятие личности в психологии и юриспруденции Понятие личность произошло от маски в театре Древнего Рима. В психологии нет единого понятия личности, но есть 4 основных понятия: · Человек – биологическое социальное существо · Индивид – человека как единица общества и включает такие свойства, которые наряду с личностными ему так же присуще · Личность – индивид, который является представителем определенного общества, определенной социальной группы, которая занимается какой либо деятельностью, осознающий свое отношение к окружающему и наделенному определенными индивидуально-психологическими особенностями.
· Индивидуальность – индивидные и личностные свойства человека, которые его отделяют остальных людей Личность – это человек, который обладает комплексом прав свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищаемый общественный статус Критерии оценки: 1. «Я» образ (ощущение самого «Я») 1.1. «Я» реальное 1.2. «Я» идеальное. У нормальной личности реальное и идеальное равны. 1.3. Мое / не мое 2. Самооценка. Возможные отклонения: 2.1. Реальное больше идеального 2.2. Идеальное меньше реального 3. Оценка со стороны других людей (действительная оценка). Учитывается 3 оценки: 3.1. Самооценка 3.2. Реальная оценка окружающими 3.3. Ожидание оценки окружающими человека 4. Уровень притязаний 4.1. Уровень определенных трудностей, которые человек готов на себя взять должен быть равен самооценке 5. Уровень самоуважения 5.1. Соотношение уровня притязаний и уровень достижений
Закономерности и периодизация закономерного развития личности Личность формируется от рождения и до самой старости. Основной костяк формируется в 17 лет. Л.С. Выготский. Основа – ведущая деятельность. Основы ведущей деятельности – смыслообразующая, складывающие базовые отношения с другими взрослыми, новообразования (способности позволяющие реализовывать ведущую деятельность). Кризис не имеет ни начала, ни конца, но имеет кульминацию. Кризис не обходим для перехода на качественно новый уровень. 0,3,13 – кризисы эмансипации, самые сложные кризисы. 1,7,17 – кризисы саморегуляции.
ВОПРОС № 5 5. Классификация психических явлений: процессы, состояния, свойства.
ОТВЕТ: Задача психики: 1. Отражение окружающей действительности 2. Регулирование поведения человека Психические явления: 1. Психические процессы – наиболее динамические и исходные в психической деятельности человека 1.1. Познавательные психические процессы. Главная функция – отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. 1.1.1. Ощущения 1.1.2. Восприятие 1.1.3. Представление 1.1.4. Мышление 1.1.5. Речь 1.1.6. Воображение 1.1.7. Память 1.1.8. Внимание 1.2. Регуляторные психические процессы 1.2.1. Воля 1.2.2. Эмоции 2. Психические состояния – относительно устойчивые явления психики, которые характеризуют психику в целом 2.1. Состояние работоспособности 2.2. Настроение 2.3. Страх, стресс 2.4. Тревожность 2.5. Страдание 3. Психические свойства - устойчивые образования, которые обеспечивают определенный уровень поведения и деятельности, конкретные для данного конкретного человека 3.1. Направленность личности 3.2. Характер 3.3. Темперамент 3.4. Способности
ВОПРОС № 6 6. Понятие об ощущении, восприятии их сходство и различие.
ОТВЕТ:
Ощущение – это элементарный психический познавательный процесс, непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений. Виды: · Внешние · Внутренние · Двигательные По модальности: 1. Слуховой 2. Зрительный 3. Тактильный (холод, тепло, давление боль) 4. Вкусовой 5. Обоняние По расстоянию: · Дистантные · Контактные Порог чувствительности зависит от времени суток, состояние здоровья, индивидуальных качеств, возраста, эмоционального фона, побочных эффектов. Адаптация – приспосабливаемость человека к внешним раздражителям (может повышаться, а может и понижаться). Взаимодействие – изменение чувствительности одной анализаторной системы под влияние деятельности другой анализаторской системы. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
Восприятие – высший психологический процесс целостного отражения предметов при их непосредственном контакте с органами чувств. Свойства восприятия: 1. Предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени физическое тело. Присутствуют фигуро-фоновые отношения.
2. Избирательность – вычленяется нужный объект. 3. Целостность – взаимосвязь частей и целого в образе. Сумма всегда больше частей – если один и тот же элемент поместить в разные образы, то он понимается по-разному; при замене отдельных элементов, но при сохранении соотношений между ними, то воспринимается одинаково; если исключить отдельный элемент, то образ не меняется. 4. Константность (постоянство) – при изменении отдельных параметров мы способны идентифицировать объект восприятия. 5. Категориальность (обобщенность) – соотнесение определенного объекта к определенной категории. 6. Апперцептивность – использование предыдущего опыта Сосновый лес. Входя в сосновый лес первым впечатлением было осознание древности и мощи этого леса. Огромные деревья возвышаются над тобой и ты чувствуешь приятный запах смолы. Прогулки в лесу заряжают тебя – тишина, спокойствие и свежий воздух. Хорошо гулять в сосновом лесу. Системы восприятия: · Аудиальная · Визуальная · Кинестетическая
Отграничение ощущения от восприятия:
ВОПРОС № 7
7. Особенности восприятия предметов, времени, пространства участниками уголовного процесса. ОТВЕТ:
Формы восприятия: · Восприятие пространства – форм, величины, глубины и т.д. Очень часто встречаются ошибки восприятия. Зоны личного пространства – сверхинтимное пространство (до 15 см), интимное пространство (от 15 см до 0,5 м), личная зона (0,5 – 1,5 м), социальная зона (1,5 – 3 м), публичная зона (более 3 метров). · Восприятие движения – отражение во времени изменения положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (скорость, направление, ускорение) · Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явления. Инверсия – явление, когда реальные события с реальными датами не совпадают.
Все, что мы знаем об окружающем нас мире и о самих себе, так или иначе прошло через наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения". Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Ощущения являются основными каналами, по которым информация из внешнего мира доходит до мозга. Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны, - субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей. По традиции считается, что у человека пять видов ощущений: слух, зрение, обоняние, вкус и кожная чувствительность. Величина порогов чувствительности зависит от многих причин, особенно от характера деятельности. Однако чувствительность может изменяться под влиянием приспособления организма к раздражителю. Это явление называется адаптацией. Особенно сильно развита она у тактильных ощущений (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд). Адаптация к болевым ощущениям выражена слабо, а очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это связано с биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма. Для ощущений может быть характерна также повышенная чувствительность - сенсибилизация. Особенно она проявляется при взаимодействии анализаторов, а также при отсутствии или недостатке информации. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко снижают чувствительность анализаторов. Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого, симулирующего глухоту, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной "больного" бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулирующее поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом, как правило, имеет повышенную вибрационную чувствительность, поэтому отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу. Данную закономерность необходимо учитывать в следственной практике при оценке свидетельских показаний. Например, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку "было темно". На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты у него могла возникнуть темновая адаптация. Установлено, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3-5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20-30 мин. он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин. в 200 тысяч раз. Для того, чтобы более точно определить суть преступления необходимо получить целостный образ картины произошедшего или отдельного явления. Это возможно благодаря такому психическому процессу как восприятие. Восприятие (перцепция) - отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на рецепторы. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие непосредственно связано с прошлым опытом человека, его знаниями. Зависимость восприятия от прошлого опыта, направленности личности называется апперцепцией. Основой классификации восприятия, как и ощущений, является различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное восприятия. Однако это не исключает случаев, когда два или несколько анализаторов участвуют в восприятии в одинаковой степени. В таких случаях возникают сложные, комбинированные виды восприятия: восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени тесно связано с особенностями деятельности: временные отрезки, заполненные интересной, эмоциональной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное с малозначимыми событиями, ожиданиями, - переоценивается. При оценке же прошедшего времени действует обратная закономерность: насыщенные отрезки времени вспоминаются как длительные, а «пустые» периоды, которые тянулись долго, кажутся промелькнувшими мгновениями. Меняется восприятие продолжительности времени в зависимости и от возраста: это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей больше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей возможны расхождения в их показаниях. восприятие пространства (отражение величины, формы, объемности и удаления предметов); восприятие движений (отражение удаленности предметов, скорости и направления их перемещения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|