Формы и уровни правосознания и правоисполнительного поведения
Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Общественное правосознание – сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией – системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции. В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным. Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых -социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития. На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе. Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания. В повседневном поведении людей существенное значение приобретают модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении. Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании – солидарности личности с правом или в правовом негативизме – отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности.
Реализация правовых норм в реальном поведении человека – сложный социально-психологический и индивидуально-психологический процесс. Однако не психологические процессы детерминируют человеческое поведение. Сознание регулирует поведение человека, но и само формируется условиями жизнедеятельности индивида. Правосознание нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, ее способностью к соционормативной саморегуляции. Дефекты правосознания – не столько «правовые пробелы», сколько негативное отношение к праву, противопоставление ему узкоэгоистических, своекорыстных интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения – не «дефекты» правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти «дефекты» порождают. Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три группы: · правоисполнительное – потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями; · правопослушное – цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности; · законопослушное – потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона. Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений – проявления социально неадаптированного поведения.
Правосознание личности в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей. Права человека не требуют какого-либо предварительного разрешения со стороны государственных должностных лиц. Законодательные акты, утверждающие разрешительный порядок реализации тех или иных гражданских прав, антиконституционны. Все гражданские права реализуются лишь в уведомительном и регистрационном порядке. Нормативные акты, ограничивающие права человека, не могут быть засекреченными. Реализация гражданских прав зависит от всеобщей доступности процедуры их защиты. Личность противостоит авторитарному, внешнему принуждению. Сущность личностной автономии заключается не в изолированности индивида от общества, а в его праве на личную жизнь. Личность формируется в процессе социализации, но навстречу этому процессу идет внутренний процесс обособления личности, процесс формирования ее индивидуальности, самосознания. Каждый человек взаимодействует с миром в соответствии со своей совестью, внутренним самоконтролем. Человек становится подлинно свободным лишь тогда, когда общественная стимуляция трансформируется в его личную мотивацию, становится личной необходимостью. Правосознание членов общества определяется их правовой культурой, знанием их прав и обязанностей, правовой просвещенностью. Эффективность же судопроизводства зависит от правосознания правоисполнителей, их юридической компетентности и ориентации в человеческом факторе. Многие правовые решения зависят от понимания юристом психологической сущности исследуемого им социального явления. Принимая решение по внутреннему убеждению, юрист должен быть уверен не только в том, что он правильно использовал категории формального права, но и в том, что учел законы человеческого бытия, социально-психологические механизмы взаимодействия людей.
С широким кругом психолого-юридических проблем встречается юрист в уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и гражданско-правовой сферах. Перейдем к рассмотрению этих проблем. Остановимся вначале на объекте уголовно-правовой регуляции – психологии криминального поведения.
ВОПРОС № 27
27. Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правовой регуляции. ОТВЕТ:
В гражданском процессе правовая регуляция неизбежно взаимодействует с регуляцией поведенческой активности его участников. В спорных ситуациях люди могут взаимодействовать различными способами, проявлять различные стили поведения. Субъект гражданского спора свободен в выборе своего процессуального статуса, а в ходе судебного разбирательства процессуальный статус субъекта спора может измениться, он может отказаться от судебной защиты, ликвидировать или урегулировать спор (отказаться от иска, пойти на мировое соглашение). Свободой поведения сторон обусловлен и распорядительный акт (отказ от иска, признание иска, мировое соглашение). Субъект доказывания может быть активным и пассивным. Его пассивность может нанести ущерб его законным интересам. Задача суда – активизировать поведение субъекта доказывания, взаимодействовать с ним как с источником доказательств. ВОПРОС № 28
28. Гражданско-правовой договор с психологической стороны.
ОТВЕТ:
Основная юридическая форма регуляции рыночных отношений – договор. Договор можно рассматривать и как организационную форму отношений людей, форму соотнесения воли человека, его интересов с волей и интересами других людей. О чем договорятся, то и господствует, – говорили древние юристы. Все свое видение социального устройства общества Жан-Жак Руссо обозначил, как общественный договор. Переход от средневекового общества к современному обществу – переход от иерархически-статусного взаимоотношения между людьми к правовым, договорным отношениям. Через договор товаровладельцы признают друг в друге собственников имущества, товара; в форме договора организуется в обществе движение товара от производителя к потребителю.
Заключение договора – оформление обязательственных отношений между людьми, т.е. отношений, в силу которых одно лицо может требовать от другого лица совершения (или несовершения) определенных действий. В исторически сформировавшихся правилах договора запечатлена, закреплена психология рыночных отношений, полное равенство сторон при их договорном взаимодействии, возмездность договора. (Уже в римском праве была выработана формула договорных отношений: даю тебе для того, чтобы ты мне дал, даю тебе для того, чтобы ты сделал, делаю для того, чтобы ты мне дал.) В процессе исторического формирования договорных отношений возникло понятие встречного удовлетворения – возмездности договорных отношений. Но каждая сторона стремится извлечь максимальную выгоду из заключенного договора. Это обстоятельство и служит мощным мотивом деловой активности людей, движущей силой социального взаимодействия. Несмотря на формальное равенство сторон, колоссальным преимуществом обладает та сторона, которая более информирована, имеет большие экономические возможности, способна к долгосрочному прогнозу, предвидению развития событий, способна принимать решения с учетом всех существенных обстоятельств.
ВОПРОС № 29
29. Профессиограмма работника юридического труда. ОТВЕТ: Определение профессионально значимых качеств личности юриста очень важно и необходимо в современном обществе. Выделение таких качеств способствует улучшению деятельности работников, которые так или иначе связаны с юриспруденцией. Определение индивидуально психологических качеств способствует установлению пригодности личности к той или иной деятельности. При этом если будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблемы, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. Ведь в случае профессиональной непригодности, человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворённости своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. В связи с этим выделяют следующие факторы профессиональной пригодности: высокий уровень социальной адаптации, нервно-психическая устойчивость, высокий уровень интеллектуального развития, коммуникативная компетентность, организаторские способности. Эти факторы включают если не все, то большинство психологических качеств юридической личности.
Одним из самых главных факторов профессиональной пригодности юридических работников является высокий уровень социальной адаптации, который заключается в нормативности поведения юриста в различных ситуациях. К необходимым качествам личности здесь следует отнести высокий уровень правосознания; честность, совестливость; принципиальность в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Все эти качества способствуют улучшению и качественному исполнению всех возложенных на юриста задач, его неподкупность, стремление к завершению и выполнению любого, даже самого сложного и заранее проигрышного дела. К качествам, которые свидетельствуют о профессиональной непригодности, относятся: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность. Такому юристу нельзя доверять, пожалуй, никакой работы, тем более, когда речь идёт о судьбе человека. Следующим фактором является нервно-психическая устойчивость личности юриста. Здесь необходимо выделить такие качества как: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, предполагающих нервное напряжение. Данные качества позволяют не должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать не различные события. Отрицательно можно оценить следующие качества: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, избыточная агрессивность, быстрая истощаемость нервных процессов. Третий фактор – высокий уровень интеллектуального развития. Обуславливается следующими факторами: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое творческое мышление при решении тех или иных вопросов; активность, подвижность психических познавательных процессов; развитое воображение, интуиция. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память – качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда. О коммуникативной компетентности уже многое было сказано, хочу лишь добавить, что главным, на мой взгляд, в этой деятельности является умение юриста вести диалог. Каждый конкретный человек по-своему индивидуален и для юриста необходимо чётко определить внутренний психологический мир собеседника, особенности его характера и темперамента и исходя из этого построить своё общение. В противном случае, при неправильном общении, слишком резком тоне, негативном настрое, человек может замкнуться в себе, откажется разговаривать, разозлится или обидится. Такой фактор, как организаторские способности, позволяют юристу, независимо от рода его деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юристу, который относится к управленческому звену должны соответствовать такие качества, как активность, инициативность, находчивость, решительность, смелость, самостоятельность и многие другие. Но помимо перечисленных качеств, у каждого юриста должна быть мотивационная сфера его деятельности. Он должен стремиться к достижению высоких результатов своей работы, всеобщему уважению, престижу. Если этот фактор отсутствует, то вряд ли можно говорить о хорошей работе и успехе на своём поприще. Заключение. Итак, труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его труд разнообразен, но всегда протекает в рамках дозволенного и через это нельзя переступать, хотя возникают ситуации, когда это необходимо. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, при этом очень часто возникают отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека. Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.
ВОПРОС № 30
30. Характеристика организационно-управленческой и воспитательной подструктуры юридического труда. ОТВЕТ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|