Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из спекулятивных способов можно упомянуть следующие.




Правило избегания осложнений. В сложный разговор, требующий упорного и трудного доказывания, не следует вносить дополнительные усложнения, которые нередко возникают из-за того, что юрист что-то неудачно сказал, не так выразился, без всякой пользы для дела чем-то задел оппонента. Можно предложить и оппоненту не осложнять ненужными поступками и реакциями разбирательство, «если он заинтересован найти общий язык».

вместо формулировок, осложняющих разговор: подумать, не лучше ли сказать:

Мы Вам поможем... Вы можете добиться....

Все же Вы должны признать... Не думаете ли Вы, что...

Когда-нибудь Вы поймете.... Согласны ли Вы с тем, что...

Я считаю... Вы не находите, что...

Сейчас я Вам докажу... Вы сможете убедиться...

Вы, конечно, не подумали... Вам известно, что...

Выражения, которые приведены в левом столбце, в жизни, конечно, бывают значительно более резкими и унижающими оппонента, что в общем лишь усиливает необходимость говорить этично.

Правило ущербности альтернативы — доказательство от противного: «предположим...». Допущение тщательно анализируется, сравниваются весомость обоснований доказываемого положения и альтернативного, следствия того и другого. Нередко доказательство от противного — самое убедительное.

Правило «не давать козырей». Можно привести несколько бесспорных фактов и доказательных рассуждений, но стоит работнику правоохраны привести хоть один ошибочный факт (а это бывает при чрезмерном усердствова-нии доказать свою правоту, особенно при ощущении определенной слабости аргументации), как оппонент хватается за него и с выраженной обидой начинает кричать о несправедливости, тенденциозности и, без конца, в различных вариантах упоминая об ошибке юриста, забывает начисто об остальных, убедительных, доводах.

Таких козырей оппоненту давать нельзя. К такому же эффекту приводит и преувеличение, о котором верно говорят, что это — «одна из форм лжи... если правда имеет привкус лжи, собеседника лучше от нее избавить».

Правило «в интересах возражающего» применяется достаточно широко. Однако если при доказывании, что в его личных интересах согласиться с доказываемым, порой употребляются такие призрачные перспективы и обещания, что ему становится ясно: его обманывают — такой спекулятивный эффект только усложняет ситуацию.

Прием опровержения возражений. Иногда все доказательства оказываются недостаточными и собеседник (участники разговора) выдвигает возражения, возникает дискуссия. В таких случаях содержанием речи становится опровержение возражений, которые тоже могут быть риторическими и спекулятивными. Риторические способы при этом могут быть следующими.

Правило «без ответа». Возражающий может наговорить всякое, причем нередко оскорбляющее или задевающее самолюбие доказывающего. Прием не рекомендует ввязываться в дискуссию по всем нападкам, соблюдать достоинство, стать выше мелочности и заняться наиболее существенными возражениями.

Правило недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону. Чувствуя силу доказательств юриста, свою слабость и неспособность что-либо возразить по существу, оппонент зачастую пытается увести разговор с опасного для него пути и перевести на другое, где он может говорить правду, почувствовать себя более сильным и якобы весомо возражать. Если не быть бдительным, можно поддаться на эту уловку, ослабить свои позиции. Поэтому нельзя терять инициативу разговора, следует говорить именно о том, в чем оппонент слаб, давать ему почувствовать это, «дожимать», пока тот не признает, что неправ, и согласится с доводами.

Правило озвучивания разногласий. Юрист уточняет и четко формулирует суть разногласий с целью их конкретного и четкого рассмотрения. Каждый из опыта жизни знает случаи, когда после долгих и горячих препирательств выясняется, что один думал, что речь идет об одном, а другой — о другом, что изначально не поняли, о чем речь.

Правило последовательного рассмотрения сути разногласий реализуется в последовательном детальном рассмотрении возражений, мнений и обоснований с четким заключением по каждому пункту.

Правило признания права возражающего на свое мнение рассчитано на предупреждение чрезмерной эмоциональности возражающего, перевода разговора на крик, голословных обвинений, способствует более внимательному отношению к словам юриста.

Правило требовать обоснованных возражений. Легко сказать «нет», «не так», «не согласе'н», но оппонент, возражая, должен представить обоснование своих возражений. Причем доказательность обязана быть на том же уровне. Он, как и юрист, должен обосновывать по тем же правилам аргументации. Об этом следует сказать оппоненту, и если таковых у него нет, то его возражения могут расцениваться не больше, чем сотрясения воздуха.

Правило признания слабостей в своих высказываниях и их недостаточной доказательности (если последний не видит их и не указывает на них, самому юристу инициативу в этом проявлять не надо). Такое действие всегда рассматривается гражданином как стремление юриста к установлению истины, повышает доверие к нему, создает благоприятную психологическую атмосферу для признания правильности его доказательств и собственной правдивости. Отрицание того, что очевидно, правильно в словах возражающего, подрывает весь разговор, который должен привести к истине, с которой был бы согласен и возражающий. Это настраивает его и на признание чего-то верного в доказательствах юриста.

Правило частичного согласия с возражениями оппонента. Ценность его — в действительном стремлении юриста понять и оценить возражения оппонента, в которых в самом деле может быть резон, а серьезная оценка их может приблизить к истине. В дискуссии же его психологическая целесообразность (даже если профессионал юридического органа и не согласен с ним) в том, что он демонстрирует оппоненту справедливость отношения к его возражениям, а это, в свою очередь, как бы обязывает того соглашаться, хотя бы в чем-то, с юристом, с его опровержениями.

Правило «да, но» логично дополняет и продолжает то, что достигается предыдущим. При этом оказывается, что «да» — это то, что кажется правильным, если подойти односторонне, без учета других существенных обстоятельств. Получается, что «да» — это больше «но» и только подтверждает слабость возражений.

Правило контрвопросов — вполне понятное и распространенное. Чем при-цельнее контрвопросы, чем точнее они «бьют» по слабостям возражений оппонента, тем они действеннее и тем больше способствуют торжеству доказательств.

Правило «про запас». Зачастую полезно выкладывать не все «карты на стол», а оставлять часть их на дискуссию, на потом. Так можно поступать даже с самыми убийственными доводами.

Правило использования противоречий оппонента. Внимательный и с хорошей памятью юрист обязательно подметит противоречия у оппонента, которые почти всегда бывают у человека напряженного, волнующегося, тем более если он что-то скрывает и его психическая деятельность осуществляется как бы в двух плоскостях. Профессионал всегда использует противоречия для установления истины, усиления своих позиций и для того, чтобы вызвать у оппонента растерянность и развить свой успех далее.

Правило «я на Вашем месте» ~ часто используемый и приводящий нередко к успеху прием. Он позволяет продемонстрировать оппоненту, с одной стороны, что его положение юрист понимает, а с другой — к каким выводам надо прийти, если рассуждать честно и откровенно. При этом со всей очевидностью обнаруживается лукавство оппонента, умышленность и искусственность его рассуждений и возражений.

Правило ловушки. Бывает необходимо, как говорится, «поймать на слове» лживого и увертливого человека, обеспечить его саморазоблачение. Вот пример из юридической практики:

Задержанный в разговоре с оперативным работником отрицал участие в преступлении третьих лиц, но было подозрение, что в нем участвовали еще двое. «Кто был с вами третий?» — спрашивает сотрудник. «А второго вы уже задержали?» - проговаривается задержанный. Еще пример. Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным (Николаевым). Вдруг следователь задает вопрос: «Скажите, по какому поводу у вас была стычка с Николаевым летом?» Свидетель задумался. «Нет, никакой стычки у меня с ним не было». «Вспомните получше. Лето, точнее, август, кафе...». Опять свидетель думает. «Нет, все было нормально».

Преимущество последнего слова. Если все же согласие не достигнуто, возражения полностью не опровергнуты, то положение работника органов пра-воохраны позволяет ему поставить точку в разговоре, четко сформулировав то, что он считает установленным.

При безуспешности попыток опровергнуть возражения оппонента, не столько существенные, сколько зачастую демагогические (как это нередко бывает в юридической деятельности), пригодны в определенных случаях и спекулятивные способы. По опыту и мнениям разных авторов к ним можно отнести такие:

Правило «бон тон» — изысканной подчеркнутой вежливости, за которой прозрачно просматривается ирония и откровенное несогласие с возражениями оппонента.

Правило «атака — лучшая оборона». Работник обращает основное внимание не на опровержения, а на поиск новых доводов, на критику слабостей оппонента.

Прием народной мудрости. Порой приведением народной пословицы и поговорки можно ввести оппонента в смущение и дать ему почувствовать, что он не прав в своих утверждениях и возражениях («Пуганая ворона куста боится», «У страха глаза велики», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Горбатого могила исправит», «У кривой Натальи все люди канальи» и пр.).

Прием анекдота. По психологической задумке и эффекту он близок к предыдущему.

Один из следователей, беседуя с очевидцем преступления, дававшим противоречивые показания, привел такой анекдот. Полицейский допрашивает свидетеля убийства, совершенного на улице среди бела дня. «Так вы утверждаете, что слышали оба выстрела?» — «Совершенно верно, господин полицейский. Когда он выстрелил первый раз, я находился в 25 метрах». - «А второй?» —«Думается, что тогда я был уже метрах в трехстах...» Может быть, и у вас так было? Вспомните хорошенько. Юмор, свойственный анекдоту, способствует разрядке, снятию атмосферы напряжения, что тоже может повлиять на признание каких-то упущений самим оппонентом.

Правило общего ответа реализуется в демонстрации опровержения всех возражений вместе, «вцепившись» в явную слабость или промах оппонента и создавая впечатление, что все возражения такие же и не стоит их опровергать.

«Правило выдергивания» близко к предыдущему. Берется какое-то слабое место в возражениях, оговорка, противоречие и критикуется со всей словесной силой, заставляя оппонента признаться, что здесь он неправдив, о чем-то умолчал, виноват, и почувствовать себя уличенным.

Правило перефразирования, утрирования, доведения до абсурда. Туманные, нечестные, лживые возражения и отпирательства оппонента в соответствии с этим правилом пересказываются работником органов правоохраны так, чтобы была утрированно выпячена их слабая сторона. Становится очевидной слабость позиций не соглашающегося с доводами. Иногда это приобретает характер цепочки рассуждений, в которых все больше и больше обнажается несерьезность и ошибочность возражений.

Прием убеждений в бессмысленности препирательств, возражений, скрытности, лживости оппонента, повторяемый многократно, может приобретать характер индокринации этой мысли в сознание оппонента, особенно когда он выступает в качестве подозреваемого.

 

ВОПРОС № 33

33. Предмет и задачи криминальной психологии.

ОТВЕТ:

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него.

Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью.

Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию,но строго говоря не является предметом их изучения;это дело педагогики и психологии.

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных "тормозов" и внутреннего контроля.

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывает влияние понятия и представления,не соответствующие общественному правосознанию.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, и темперамент, и характер. Но этот вопрос и остается спорным из-за отсутствия серьёзных научных исследований в этой области.

Постулирование того факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения.

Общие сведения о биологическом и социальном, в личности, не дают прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности, начинания с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребёнка или взрослого.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального развития, формирование личности.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол,тип нервной системы и задатки человек получает при рождении. Известны и такие явления, как "воскресные дети ", " дети карнавала", дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф.Г Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2 % непьющих матерей, 9 % умеренно пьющих, и у 74 % матерей,злоупотребляющих спиртным.

Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура, где речь идёт о сугубо врождённых наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов в подструктуре направленности, проявляющейся прежде всего в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности.Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам:воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако, было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности.

Выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, являются отнюдь не самоцелью, а имеет смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов,обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности.Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических,так и медицинских корректирующих мер и воздействий. Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов,которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятных характер психобиологических особенностей части правонарушителей.Отсюда понятен тот интерес,который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Выделяют следующие биологические предпосылки,играющие отрицательную роль в поведении человека:

1. Патология биологических потребностей,нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений.

2. Нервно-психические заболевания (психопатия, неврастения,), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями.

3. Наследственные заболевания,особенно отягощенные алкоголизмом, которым страдают 40 % умственно отсталых детей.

4. Психофизические нагрузки, конфликтные ситуации,изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности -неудовлетворенность запросов людей в сфере потребностей,разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.Потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоёв. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации.и развития соответствующего законодательства и т. д.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда,а их взаимодействие.

Социальная среда-это не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей,которые создают и изменяют указанные обстоятельства, - людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес, поскольку она не просто отражает определенные внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия.Для нее характерна сознательная,целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.

Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок,другими словами, в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида.

Преступность-это не только совокупность преступных деяний, но и совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступления,но и контингент преступников. Преступность можно также рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности,но уже на типическом уровне среды,личности и их взаимодействия.

Одна из основных задач криминальной психологии- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Каждому человеку в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей,достижения личных и совместных целей.В этих объединениях человек неизбежно занимает социальную позицию,в том числе и зависимую,подчиненную. Однако, в отличие от убийц, правопослушные люди способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта,либо постараться изменить свое отношение к обстоятельствам.

 

 

ВОПРОС № 34

34. Понятие личности преступника, психологические черты преступной личности, особенности ее формирования.

ОТВЕТ:

Личность преступника следует рассматривать с двух сторон – доминирующие побуждения и способы жизнедеятельности.

Доминирующие побуждения:

· Механизм смыслообразования (любая деятельность наделяется смыслом) – у преступников есть дефект неадекватно оценки полезности преступности

· Система самооправданий. Способы – утрирование виновности жертвы, обесценивание общественных и правовых норм, перенесение ответственности на других лиц, «так сложилось». Самооправдание для агрессии – снижение значимости предпринятой агрессии путем сравнения своих действий с агрессией других лиц, эти действия призваны обеспечивать большую общественную полезность, отрицание или разделение своей ответственности с другими лицами, дегуманизация жертвы.

· Самооценка (завышенная или заниженная)

· Мотивация – личностные негативные качества (корысть, месть, тщеславие)

· Потребности – потребности высшего порядка недоразвиты, а низшего порядка гиперболизированы

· Механизмы психологической защиты

· Высокий уровень тревожности

Способы жизнедеятельности:

· Поведение человека, как правило, стеоритипизировано

· Очень низкий уровень само рефлексии

Типологии преступников

Еникеев:

· Случайный - неосторожный

· Социальный – не сформированы социальные позиции, но нет постоянства

· Антисоциальный – постоянно совершают преступления

 

ВОПРОС № 35

35. Психологические особенности отдельных категорий преступников: насильственный тип, корыстный тип, корыстно-насильственный тип, психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления.

ОТВЕТ:

Корыстный тип личности

1. Преступное поведение возникает ранее остальных мотивов

2. Как правило, это профессия или стиль жизни

3. Уровень тревожности высокий, но ниже чем у всех остальных категорий преступников

4. Очень высокий уровень гибкости

5. Могут легко преодолеть преграду насильственного сопротивления

6. Основание – личный пример родителей или высокий уровень корыстной мотивации

7. 159 – высокий уровень интеллекта, саморефлексия на высоком уровне, но сильный корыстный мотив, самооправдание – «стараемся ради общего дела».

Насильники

1. Дефект социальной идентификации

2. Эмоциональная тупость на высоком уровне

3. Импульсивная агрессивность

4. Стереотипизированность поведения на высоком уровне

5. Крайний эгоцентризм

6. Самооправдание агрессии

7. Высокая чувствительность к межличностным взаимодействиям

8. Существенные факторы формирования:

a. Эмоциональная депривация в детстве

b. Отчуждение от семьи и социальных групп

9. Больший процент психологических, физических и генных аномалий

10. Неумение подавить конфликт и выйти из него

11. Корыстно-насильственные – агрессия как инструмент.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...