Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1) Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические 2) Мог ли испытуемый в силу своих индивидуально-психологических особенностей и содержания исследуемой ситуации понимать характер и значение совершаемых с ним действий? 3) Мог ли испытуемый в силу своих индивидуально-психологических особенностей и содержания исследуемой ситуации оказать сопротивление?
3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями. Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются? 2) Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития полностью осознавать значение своих действий? 3) Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития руководить своими действиями? 4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки. При этом эксперту задается вопрос: находился ли испытуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?
5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на его способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения. Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность? 2. Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации? 6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т.п.). Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1) Находился ли испытуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполняемых им профессиональных функций? 2) Мог ли испытуемый в силу своих индивидуально-психологических особенностей правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его? 3) Соответствовал ли психологический уровень сформированных у испытуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации? 7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1) Находилось ли данное лицо в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству? 2) Если данное лицо в период, предшествующий смерти, находилось в указанном психическом состоянии, то чем это состояние могло быть вызвано? 3) Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству? 8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий. При этом эксперту задается вопрос: имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? 9. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъектов гражданского права. Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1. Находилось ли данное лицо в момент совершения сделки в состоянии, которое может быть отнесено к порокам воли? 2. Если данное лицо находилось в момент совершения сделки в состоянии порока воли, то чем это состояние могло быть вызвано? 10. Установление психологических обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о праве на воспитание детей. Примерный перечень вопросов, задаваемых эксперту: 1. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка? 2. Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)? 3. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
4. Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)? 5. Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиля воспитания, с кем из родителей наиболее благоприятно в целях гармоничного развития ребенка его постоянное проживание? ВОПРОС № 43 43. Виды СПЭ. ОТВЕТ: 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. 2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. 3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями. 4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки 5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на его способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. 6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т.п.).
7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству. 8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий. 9. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъектов гражданского права. 10. Установление психологических обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о праве на воспитание детей. ВОПРОС № 44 44. Основания, поводы назначения судебно - психологической экспертизы, процедура ее проведения. ОТВЕТ: 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица;. сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела (например, эйдетики настолько точно запечатлевают образы, что дают следствию повод сомневаться в их искренности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|