Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При восприятии пространственных свойств предметов в некоторых случаях возникают иллюзии - искаженное отражение действительности.




В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.

В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремиться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей необходимо выяснять не только, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.

 

 

ВОПРОС № 8

 

8. Процессы мнемической деятельности: запоминание, воспроизведение, забывание.

 

ОТВЕТ:

Мнемоника – искусство запоминания, извлечения информации и забывания.

Запоминание – процесс памяти, в ходе которого запечатляется определенная информация в памяти.

Элементарной формой непроизвольного запоминания является серия кратковременных образов. Эйдетические (наглядные) образы.

Всегда запоминается то, что связано с целенаправленной деятельностью человека.

Эмоциональная память может вызвать определенные искажения.

Эффект Зейгарник – незаконченная деятельность запоминается лучше, чем та, которая закончена.

Эффект «фактор края» - запоминается всегда начало и конец

Воспроизведение – актуализация ранее запомненного материала

1. Узнавание – при воздействии уже запомненного объекта

2. Припоминание – при воздействии уже запомненного объекта

Реминисценция – в памяти усиливаются новые смысловые связи при отсроченном воспроизведении.

Есть тенденции искажения воспроизведения:

· Склонность человека к фантазированию

· Внушаемость человека

· Объективные факторы – освещение, обстановка

Забывание – процесс удаления запечатленной информации из памяти.

 

ВОПРОС № 9

9. Внимание: общая характеристика, основные свойства, виды, роль внимания в деятельности юриста.

ОТВЕТ:

 

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком либо предмете или действии с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.

Виды внимания:

1. Непроизвольное

1.1. Вынужденное

1.2. Невольное – реакция на то, что связанно с выживаемостью

1.3. Привычное

2. Произвольное – требует волевых усилий

3. После произвольное внимание – деятельность продолжается, но волевых усилий человек уже не проявляет

Свойства внимания:

1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче.

2. Распределение внимания – субъективная способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно.

3. Переключаемость – скорость перехода от одного вида деятельности к другому

4. Объем внимания – количество элементов, отчетливо воспринимаемых одномоментно (от 5 до 7).

В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценить их показания.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.

 

ВОПРОС № 10

10. Мышление, виды мышления, характеристика мыслительной деятельности юриста.

ОТВЕТ:

Мышлениеэ то опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Нестандартные задачи, допускающие различные варианты решений, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творческое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности.

В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

В психологии принята следующая условная классификация видов мышления:

· наглядное,

· практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное) и

· вербально-логическое (дискурсивное).

 

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретен­ные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные ре­шения о том, как поступить в сложившихся условиях.

Данный вид мыш­ления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совер­шает человек, получивший определенный социальный и профессио­нальный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыс­кивающего с помощью различных технических средств криминалисти­ки следы на месте происшествия. При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важ­ную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения. Вербально-логическое (дискурсивное) мышление.

Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным яв­ляется вербально-логическое мышление, «посредством которого чело­век, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пре­делы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отра­жать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выво­ды и решать сложные теоретические задачи»1.

Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-ло­гическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, кото­рые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим сло­вом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцени­ваем уровень развития его мышления в целом. Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвле­ченные понятия, обобщенные категории.

Путем рассуждений, постро­ения различных логических операций выявляем закономерности изуча­емых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредствен­ного, чувственного познания мира.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении при­чин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Одним из проявлений дискурсивного мышления в следственной практике являются рефлексивные рассуждения, основанные на анали­зе следователем собственных мыслей и сопровождаемые имитацией рассуждений и действий обвиняемого, подозреваемого, свидетеля. «Так, следователь отражает в динамической модели конфликтной си­туации и себя самого, и подследственного, имитирует ход его мыслей и его поведение и, оперируя этой моделью, принимает решение.

При этом он должен представить не только самого себя с точки зрения подслед­ственного, но и представления самого подследственного о себе в пони­мании следователя. Преимущество в ходе рефлексивных рассужде­ний позволяет следователю управлять процессом принятия своих реше­ний и решений подследственного. При этом не следует забывать, что к рефлексивным размышлениям прибегает не только следователь, но и обвиняемый. Поэтому следователь с помощью своего дискурсивного мышления должен превзойти его в ранге рефлексии.

Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых спо­ров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных ва­риантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономернос­ти и свойства явлений, предметов. В настоящее время появилось само­стоятельное направление в науке — эвристика как совокупность зна­ний о творческих способностях человека, помогающих ему находить ис­тину не путем простого перебора различных вариантов решения, а дви­гаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

 


Этапы мыслительного процесса:


  • Подготовительный этап.

  • Ориентирование в условиях задачи

  • Определение путей, средств и методов решения задачи

  • Решение задачи.

  • Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи.


ВОПРОС № 11

11. Характеристика воображения, представления.

ОТВЕТ:

 

· Представление – процесс воспроизведения прошлых образов, а результат это вторичные образы, извлеченные из памяти как первичные сигналы. Часто возникают искажения.

v По типу:

Ø Аудиальное

Ø Визуальное

Ø Тактильное

Ø Вкусовое

Ø Обонятельное

v По степени волевых проявлений:

Ø Волевой

Ø Безвольный

Ø Навязчивый

· Воображение – психический процесс создания новых образов на основе прошлых образов восприятия. В старые образы всегда добавляется что-то новое.

v Пассивное

Ø Произвольное - мечты

Ø Непроизвольное – сновидение, гипноз

v Активное

§ Воссоздающее, близко к оригиналу

§ Творческое

ВОПРОС № 12

 

12. Речь в юридической работе.

ОТВЕТ:

 

Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональ­ной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т.д.

В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно; заготовленные ответы на вопросы, выступления на про­цессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и т.д. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей рече­вой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным. Поэ­тому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.

К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности импровизация представляет собой один из сложных процессов творчес­кого использования опыта. Без предварительной кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении дискус­сии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным этапом в развитии речевой деятельности, кото­рому предшествует этап подготовленной речи.

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме - логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользо­ваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выра­жения своих чувств.

 

 

ВОПРОС № 13

 

13. Характеристика волевых процессов, их место и роль в структуре личности.

ОТВЕТ:

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.


Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности. Поэтому данную функцию можно рассматривать как единство двух взаимосвязанных функций - активизирующей и тормозящей.

Активизирующая функция воли позволяет человеку совершать не слишком привлекательные, но необходимые, для него действия.

Тормозящая функция воли, напротив, позволяет отказываться от привлекательных, но нежелательных в данный момент, действий.


Для поведения человека более характерны сознательные действия.

Они направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя и такие движения, которые автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.


Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.


Волевое поведение связано с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - внутренние или внешние.

Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей.


Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Благодаря воле человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Совершение волевого действия никогда не сопровождается положительными эмоциями.

Положительные эмоции возникают после его завершения.
Во взглядах на природу воли существует два аспекта: философско-этический и естественнонаучный, позволяющие объяснить природу воли.
Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

 

ВОПРОС № 14

 

14. Характеристика эмоциональных состояний и их влияние на поведение человека.

ОТВЕТ:

 

Эмоции

Эмоции – это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающие вследствие отражения их непосредственной связи с актуальными потребностями человека.

Эмоции двухвалентны:

· Положительные

· Отрицательные

Изард – автор дифференциальной теорий эмоций. 10 базальных эмоций:

1. Радость – возможность удовлетворить полностью потребность «+»

2. Интерес – возможность саморазвития человека «+»

3. Удивление - связанная с возникновением новых обстоятельств «+/-»

4. Горе – невозможность удовлетворения потребности «-»

5. Гнев – внезапное препятствие на пути к цели «-»

6. Страх – опасность, угроза для субъекта «-»

7. Отвращение – желание избавится от чего-либо «-»

8. Презрение – несовпадение взглядов или установок «-»

9. Стыд – несоответствие поступков собственным нормам «-»

10. Вина – несоответствие поступков общественным нормам «-»

По влиянию на человека:

· Стенические – вызывают активность человека – радость, гнев

· Астенические – расслабляющее действие, парализация – горе

 

Все начинается с настроения – наиболее общее состояние, которое оказывает немалое влияние на психику и поведение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Приподнятое настроение делает нас более активными, энергичными, все получается и все ладится, а соответственно – и настрой на успех тоже будет присутствовать.

Другой вид эмоционального состояния – аффект, быстро и внезапно возникающее кратковременное состояние, которое может привнести немало изменений в жизнь человека.

Влияние его может быть как позитивным, так и негативным. Порою, такая буря эмоций заставляет нас задуматься, на правильном ли пути мы находимся, и кардинально пересмотреть жизненные приоритеты и ценности.

С таким эмоциональным состоянием, как стресс – все знакомы, и все сталкивались. К сожалению, это неотъемлемая часть жизни активного делового человека, который много работает.

Рано или поздно организм сигнализирует, что больше не желает терпеть нагрузку и напряжение. Плюс в том, что стресс может оказывать мобилизационную функцию и зарядить наш организм на новые свершения.

Вот по-настоящему негативным состоянием является фрустрация – глубокие переживания, вызванные неудачами или провалами. Нужно всеми силами пытаться избежать его.

Из любых неудач и неприятностей можно вынести свои плюсы, не стоит забывать, что порою даже негативный опыт в дальнейшем может сыграть нам на пользу. Дорогу осилит идущий, а без ошибок путь свой еще никто не проходил.

Посмотрите на свои ошибки с благодарностью, воспринимайте их, прежде всего, как жизненные уроки, которые учат не повторять глупости, которые могут привести в дальнейшем к действительно фатальным последствиям.

Приятней будет такой вид эмоционального состояния, как страсть. Это глубокое,устойчивое переживание, которое захватывает человека целиком и полностью.

Испытывать страсть к любимому делу – невероятное счастье. Жизнь становится содержательной, полноценной и увлекательной. Деятельность будет вызывать восторг и удовлетворение.

Таким образом, все эмоциональные состояния оказывают немалое влияние на нашу жизнедеятельность. Но не стоит забывать, что эмоции сами по себе редко возникают, они есть результатом нашего настроя, наших мыслей, целей и убеждений.

Главное – правильно определить свой путь к успеху, а эмоции в этом только помогут, и будут своеобразным индикатором, который поможет найти именно Ваше, самое любимое и близкое Вашему духу направление деятельности.

 

ВОПРОС № 15

15. Тревожность. Понятие, виды и ее влияние на поведение человека.

ОТВЕТ:

 

Тревожность

Это особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой неотвратимо приближающейся опасности.

Часто это воображаемая угроза.

Выражение:

· Мышечный тонус

· Либо заторможенное состояние, либо хаотичное движение

· Нарушение вегетативно-нервной системы

· Нарушаются все психические процессы

Субъективные переживания:

· Чувство нетерпения

· Состояние беспомощности

· Ощущение беспредметного страха

· Чувство стыда, вины

Может привести к патологическим нарушениям психологического и психиатрического толка, к душевным страданиям.

Тревога:

· Низкий уровень – нет тревоги при реальной опасности, снижен уровень самоконтроля (-). Благоприятствует виктимному поведению жертвы, увеличивает шансы совершит преступление по неосторожности.

· Средний уровень – внутренний сторож (+)

· Высокий уровень – невротический страх (-). Благоприятствует виктимному поведению жертвы

Учитывается при оценке психического состояния лица, как обстоятельство смягчающее наказание; при ст.117 УК РФ; возмещение морального вреда.

Виды тревожности:

· Ситуативная тревожность – временное состояние психики в виде реакции человека на конкретную ситуацию.

· Личностная тревожность – такое состояние человека, которое определяется постоянными особенности свойствами характера, темперамента человека и отражает внутренний динамический конфликт человека. Повышенная ответственность, набор перфекциониста, снижен порог стрессоустойчивости. Причины – тревожные родители, воспитание, комплексы.

 

ВОПРОС № 16

16. Стресс и его влияние на поведение, и деятельность человека.

ОТВЕТ:

Стресс – состояние эмоциональной напряженности, обусловленного адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Источники стресса – стрессоры, которые бывают положительные и отрицательные.

Стадии стресса:

1. Стадия тревожности – начинает воздействовать какой-либо стрессор на человека, начинается заторможенность, после чего происходит мобилизация сил.

2. Стадия сопротивления – организм работает на пределе своих сил

3. Стадия истощения – снижение всей психической деятельности

При воздействии внезапных стрессоров снижается способность принятия решений, и начинаются процессы, связанные с вегето-сосудистой системой.

Затрудняется оценка силы угрожающего фактора, как правило, увеличивается.

Необходимо для признания сделки недействительной, определения необходимой обороны.

Есть дистресс – состояние потерянности, когда состояние истощения длится слишком долго.

 

ВОПРОС № 17

 

17. Посттравматические стрессовые состояния, причины возникновения, динамика развития, их влияние на психику человека.

ОТВЕТ:

 

Посттравматическое стрессовое расстройство - негативные психологические последствия пережитые субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, которые переходят за границы обычного человеческого опыта.

Источники:

· Где – Экстремальные ситуации, охватывающие большое количество людей

· Как – начинает переживать негативные отрицательные эмоции, приступы ярости или апатии

· Последствия – психические расстройства, заболевания, кошмары

Этапы протекания:

1. Воздействие психотравмирующей ситуации – страх, тревожность, проявляется инстинкт самосохранения

2. Проведение спасательных работ – нормальная жизнь в экстремальных условиях, значения приобретают врожденные способности человека

3. Эвакуация – человек попадает в обычную жизнь, начинается когнитивная обработка полученного опыта, дезадоптация и дезорганизация при низком стрессовом пороге. Может учитываться как обстоятельство, смягчающее наказание

ВОПРОС № 18

 

18. Фрустрация: определение, признаки, причины возникновения, ее воздействие на поведение человека в конфликтных ситуациях.

ОТВЕТ:

 

Фрустрация

Это стойкое глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное двумя моментами:

1. Наличие большого желания удовлетворения потребности

2. Наличие препятствия, как объективного, так и субъективного

Препятствия:

· Физические (лишение свободы)

· Биологическое (старение, болезнь)

· Социокультурные (норма права, морали)

· Психологические (страх)

По Селье фрустрация – это страх рухнувшей надежды.

Роли фрустрации:

1. Конструктивная – помогает научаться, человек старается достигнуть определенных результатов

2. Деструктивная – человек не видит альтернатив, снижается уровень внимания, мышления

Выход из фрустрации:

· Изменение тактики поведения

· Изменение цели

· Отказ от задуманного

В негативной фрустрации возможно:

1. Эмоциональное возбуждение (аффективное состояние, совершение преступлений)

2. Депрессивное состояние (аутоагрессия, самоубийство)

 

ВОПРОС № 19

 

19. Физиологический аффект: его уголовно-правовое и психологическое значение, диагностические признаки и отличие от патологического аффекта.

ОТВЕТ:

физиологи́ческий аффе́ктв уголовном праве обозначает особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля за действиями

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...