Основные виды и жанры народного художественного творчества
⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43 бумаги, шкур и шерсти животных, а также их разнообразных сочетаний. Для игрушки русских кустарей этого периода становятся характерными детальная пластическая и колористическая конкретность, правдоподобие, разнообразие цветовых сочетаний, прикладная или автономная роль цвета и его свойств в зависимости от особенностей используемых материалов. Конструктивная подвижность, театральность жестикуляции фигурок, многократность повторения действий, его логическая связь с жизненной ситуацией, возможность изменять ритм и темп движения игрушки в процессе игры, — все эти новые свойства игрушки обеспечивали активную реакцию ребенка на игрушку с движением. Весьма распространенное звуковое сопровождение промысловой игрушки подчинялось ее тематике и пластике. Прекрасным образцом промысловой игрушки рубежа веков является матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской токарной игрушки («гоко-да грума») и русской складной посуды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское воспитание». Авторы этой национальной формы игрушки - сер-гиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»), Производство матрешки началось в конце XIX — начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной игрушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ., Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидактическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время.
Народная художественная культура Во второй половине XIX в. начали проводится исследования русской народной игрушки. Большой вклад в ее изучение внесли такие ученые, как А.А Бакушинский, Н.Д.Бартрам, А.Бенуа, Г.М Блинов, И.Я.Богуславская, В М.Василенко, В.С.Воронов, ГЛ.Дайн, А.Деньшин, М.А.Некрасова, Н.Церетелли и ряд других. Наиболее крупные и ценные коллекции русской народной игрушки хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования (Сергиев Посад Московской обл.), Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Государственном историческом музее (Москва), Музее народного искусства НИИХП (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). В настоящее время русская народная игрушка утрачивает свою игровую функцию и все чаще используется как декоративная скульптура или сувенир. В современной культуре и педагогике народная игрушка воспринимается как действенное средство развития и этнохудожественного воспитания детей, активизации процесса их этнокультурного самосознания. Литература Бардина РА. Изделия народно-художественных промыслов и сувениров.-М, 1990. Бартрам Н.Д. Игрушка - радость детей- М., 1912. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке.-М., 1977. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка: Альбом.-Л., 1976. Дайн ГЛ. Русская народная игрушка- М., 1981. Дайн ГЛ. Игрушечных дел мастера. - М., 1994. Дайн Г.Л. Русская игрушка: Альбом. - М, 1987. 410
Основные виды и жанры Деньшин А. Вятские старинные глиняные игрушки. - Вятка, 1926. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея/Сост. И.Я.Богуславская.-Л., 1976. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986. Дурасов Г.П. Игрушка, ее история и значение. - М., 1912. Миловский АС. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М, 1994. Можаева ЕМ. Русские игрушечные кони. - М., 1976. I Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М., 1969. '.'- Народное искусство Горьковской области. Выставка: Каталог. - М., 1966. Народные мастера. Традиции, школы. - Вып. I: Сб. ст.// Под ред. М.А.Некрасовой, — М., 1985. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. - М., 1983. Русская деревянная игрушка: Альбом - Текст Н.В.Тарановской. -Л., 1968. Сорокина АИ. Игры с народными дидактическими игрушками. 0 -М., 1950. { Церетели Н. Русская крестьянская игрушка. - М., 1933. Чкалов А. Плотницкая игрушка // ДИ СССР. - 1961. — № 8.- С.31-33. ><П ' \"0£___;. 1<.С'Л'Я1>.-О... £££.;....;.'........................ „.' <*t..................................:.. я...........................::..•........ ■..
Народная художественная культура ОГЛАВЛЕНИЕ Введение... Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты ' Глава 1. Основы теории народной художественной культуры........................................ Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры........................................ Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах......................... Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов................................................ Глава 5. Художественный мир народных игр.......... .12 .12 .42 .76 .112 145 Народная художественнАЯ культурА Учебник Под общей редакцией доктора педагогических наук Т. И. Баклановой, кандидата педагогических наук Е.Ю. Стрельцовой
Раздел 2. Основные виды и жанры народного художественного творчества..........., Глава 1. Устное народное творчество.................. Глава 2. Народное песенное творчество..................... 177
Глава 3. Народные музыкальные инструменты.......... 246 Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество..263
Глава 5. Народное зодчество................................ Глава 6. Фольклорный театр.................................. Глава 7. Народный танец....................................... Глава 8. Русский народный костюм....................... Глава 9. Русская народная игрушка....................... Редакторы: Макарова Г.В.. Николаева Е.Г., Компьютерный набор: Бурлакова М.И. Компьютерная верстка и дизайн обложки: Детиненко О.Н. Лицензия ЛР № 020544 от 8.09. 1997 г. Подписано в печать 18.12.2000 г. Формат 60x84 1/16. Усл. п.л. 25,75 п.л. Уч.-изд. л. 25,75 п.л. Тираж 1000 экз. Заказ № 205 Типография «Момент».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|