Компоненты и средства общения.
Стороны общения: 1. Коммуникативная – обмен информации между общающимися индивидами. 2. Перцептивная – процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними. 3. Интерактивная - организация взаимодействия между участниками общения (обмен не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями).
Коммуникация - обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками; Если все это можно рассматривать как информация, то коммуникация – это процесс обмена информацией. Но нужно учитывать, что в условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Специфика межличностной коммуникации заключается в: Психологической обратной связи Наличие коммуникативных барьеров Коммуникативном влиянии Существовании различных уровней передачи информации (вербальный или невербальный).
Цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций или проблем.
Механизм обратной связи: в межличностной коммуникации процесс обмена информации как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого используют риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадываться, что хотел сказать ему партнер по общению и какова его реакция, его отношение к коммуникатору.
Прямая обратная связь – реципиент показывает свою истинную реакцию и отношение к коммуникатору.
В процессе коммуникации стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.
Интерпретация сообщения поступающего от коммуникатора к реципиенту. Форма и содержание сообщения зависят: 1) от личностных особенностей коммуникатора, 2) от того как он себе представляет реципиента, как к нему относится, 3) От всей ситуации, в которой происходит общение. Посланное им сообщение всегда трансформируется и изменяется: 1) под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, 2) от его отношения к автору, самому тексту и ситуации общения.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Барьер понимания может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическое непонимание (быстрая, непонятная речь). Семантический барьер – связан с различиями в системах значений (тезаурусах). Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора с ситуацией общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Логический барьер – возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. (мужская – женская логика, детская и тд). Социально-культурные различия между партнерами общения. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести к различной интерпретации понятий. Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше барьеров.
Барьер отношения - чисто психологический феномен. Возникновение чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Любая информация несет в себе элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью частичного или полного изменения. В этом плане коммуникативный барьер – это форма психологической защиты от постороннего психического воздействия.
Бэндлер и Гриндер выделяют 2 типа коммуникативного воздействия: 1. авторитарное воздействие – сверху- вниз, подчиненное положение реципиента, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия. У реципиента нет своего мнения, а если и есть, то он о нем не говорит. 2. Диалогическая коммуникация равноправная установка- слушатель воспринимается как активный участник, имеющий право отстаивать или формулировать свое мнение в процессе общения. Особенности коммуникации людей: 1) 2 индивида, они оба являются активным субъектом. Налаживание совместной деятельности. 2) Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга. 3) Возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Информация бывает: 1. Побудительная приказ, совет, просьба. 2. Констатирующая информация в форме сообщения, не предполагает изменений в поведении. Позиции коммуникатора: 1. Открытая коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, 2. Отстраненная коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляя противоположные точки зрения. 3. Закрытая коммуникатор умалчивает о своей точки зщрения, иногда прибегает к специальным мерам чтобы ее скрыть. Вербальная ( речь). Невербальная Невербальные средства общения нужны для: 1. Создать и поддержать психологический контакт, регульровать течение процесса общения. 2. Придавать новые смысловые оттенки словесному тексту 3. Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации. Виды невербальных средств общения: 1. Визуальные (движение рук, головы, туловища, выражение лица, позы, направление взглядов, покраснение, побледнение, одежда, украшения) 2. Акустические (голос, диапазон, тональность, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель и тп).
3. Тактильные (прикосновения, пожатие руки, объятия) 4. Ольфакторные (запахи среды, искусственные запахи человека). Организация пространства и времени (относится к невербальным системам) коммуникативного процесса. Хронотропы – специфическое сочетание пространственно-временных координат - попутчик в поезде, мы с ним очень откровенны.
Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание. Этап постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, или цель общения со стороны говорящего – излияние души. Рефлексивное слушание – говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем.
Структура процесса: 1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. 2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал – средство передачи информации. 4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.
БИЛЕТ 39
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|