Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компоненты и средства общения.




Стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информации между общающимися индивидами.

2. Перцептивная – процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

3. Интерактивная - организация взаимодействия между участниками общения (обмен не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями).

 

Коммуникация - обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками; Если все это можно рассматривать как информация, то коммуникация – это процесс обмена информацией.

Но нужно учитывать, что в условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

 

Специфика межличностной коммуникации заключается в:

Психологической обратной связи

Наличие коммуникативных барьеров

Коммуникативном влиянии

Существовании различных уровней передачи информации (вербальный или невербальный).

 

Цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

 

Механизм обратной связи: в межличностной коммуникации процесс обмена информации как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого используют риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадываться, что хотел сказать ему партнер по общению и какова его реакция, его отношение к коммуникатору.

Прямая обратная связь – реципиент показывает свою истинную реакцию и отношение к коммуникатору.

 

В процессе коммуникации стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.

 

Интерпретация сообщения поступающего от коммуникатора к реципиенту.

Форма и содержание сообщения зависят:

1) от личностных особенностей коммуникатора,

2) от того как он себе представляет реципиента, как к нему относится,

3) От всей ситуации, в которой происходит общение.

Посланное им сообщение всегда трансформируется и изменяется:

1) под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента,

2) от его отношения к автору, самому тексту и ситуации общения.

 

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Барьер понимания может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическое непонимание (быстрая, непонятная речь).

Семантический барьер – связан с различиями в системах значений (тезаурусах).

Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора с ситуацией общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Логический барьер – возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. (мужская – женская логика, детская и тд).

Социально-культурные различия между партнерами общения. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести к различной интерпретации понятий.

Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше барьеров.

 

Барьер отношения - чисто психологический феномен. Возникновение чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Любая информация несет в себе элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью частичного или полного изменения. В этом плане коммуникативный барьер – это форма психологической защиты от постороннего психического воздействия.

 

Бэндлер и Гриндер выделяют 2 типа коммуникативного воздействия:

1. авторитарное воздействие – сверху- вниз, подчиненное положение реципиента, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия. У реципиента нет своего мнения, а если и есть, то он о нем не говорит.

2. Диалогическая коммуникация равноправная установка- слушатель воспринимается как активный участник, имеющий право отстаивать или формулировать свое мнение в процессе общения.

Особенности коммуникации людей:

1) 2 индивида, они оба являются активным субъектом. Налаживание совместной деятельности.

2) Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга.

3) Возможность возникновения коммуникативных барьеров.

 

Информация бывает:

1. Побудительная приказ, совет, просьба.

2. Констатирующая информация в форме сообщения, не предполагает изменений в поведении.

Позиции коммуникатора:

1. Открытая коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения,

2. Отстраненная коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляя противоположные точки зрения.

3. Закрытая коммуникатор умалчивает о своей точки зщрения, иногда прибегает к специальным мерам чтобы ее скрыть.

Вербальная ( речь).

Невербальная

Невербальные средства общения нужны для:

1. Создать и поддержать психологический контакт, регульровать течение процесса общения.

2. Придавать новые смысловые оттенки словесному тексту

3. Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Виды невербальных средств общения:

1. Визуальные (движение рук, головы, туловища, выражение лица, позы, направление взглядов, покраснение, побледнение, одежда, украшения)

2. Акустические (голос, диапазон, тональность, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель и тп).

3. Тактильные (прикосновения, пожатие руки, объятия)

4. Ольфакторные (запахи среды, искусственные запахи человека).

Организация пространства и времени (относится к невербальным системам) коммуникативного процесса. Хронотропы – специфическое сочетание пространственно-временных координат - попутчик в поезде, мы с ним очень откровенны.

 

Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание. Этап постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, или цель общения со стороны говорящего – излияние души.

Рефлексивное слушание – говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем.

 

Структура процесса:

1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал – средство передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.

 

БИЛЕТ 39

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...