Этапы создания системы менеджмента качества
Для каждого предприятия качество продукции является важным условием повышения конкурентоспособности. Данное обстоятельство заставляет предприятия основательно переосмыслить внутрипроизводственные процессы, связанные с обеспечением качества продукции и услуг.
Чтобы достичь оптимальной эффективности мероприятий по качеству, необходимо их согласовать между собой и скоординировать. Пригодным средством для этого является построение и внедрение системы менеджмента качества, охватывающей все процессы, через которые проходит продукт в соответствии со своим жизненным циклом.
Сформулируем принципы создания системы качества:
) Проектирование целесообразно начинать с составления проекта, определения цели, построения организационной структуры, составления календарных и рабочих планов.
) Необходимо сконцентрировать внимание на продукте, его безопасности.
) Особое значение имеет изучение технологии и организации производства.
) Выбрать модель системы качества и определить минимальные требования к качеству продукта.
) Система менеджмента качества должна быть гибкой, чтобы всегда можно фиксировать отклонения, анализировать их причины и вырабатывать меры по устранению и предотвращению.
) Внедрение системы качества должно всегда заканчиваться проведением экспертизы и сертификацией нейтральной службой. [5, с. 110] Этапы создания системы менеджмента качества представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика этапов создания системы менеджмента качества
Наименование этапа
| Характеристика работ
| Результат этапа
|
Стартфаза
| Идентификация проблемы, определение целей обеспечения качества; оценка степени понимания руководством предприятия новой парадигмы качества и содержания элементов выбранной модели (ИСО 9001,2,3); определение степени охвата производственных проблем, выделение объектов сертификации; выбор модуля для доказательства соответствия и создание проектной группы; планирование работ и организация обучения персонала, связанного с проектированием.
| Составление, обоснование проекта и календарного плана работ
|
Анализ фактического состояния дел на предприятии
| Сбор и анализ действующей информации по качеству: СТП, должностные инструкции, приказы, распоряжения, отчеты по качеству, планы мероприятий и т.д.; анализ оргструктуры и функциональной структуры, изучение процессов обеспечения качества.
| Принятие решения о возможности использования действующей документации по качеству
|
Анализ слабых мест
| Описание: составление слабых мест, оценка эффективности мероприятий по совершенствованию; пересмотр внедренных мероприятий. Оценка: выявление последствий по отклонениям; изучение действующих инструкций и их пересмотр. Анализ: проводится с помощью метода «Круг Деминга», позволяющего разложить проблему по степени влияния факторов и выбрать три наиболее значимых, по которым будут разработаны мероприятия по совершенствованию.
| Составление плана: «отклонение-цель - мероприятие»
|
Составление каталога мероприятий
| Это конкретный план, который имеет следующую структуру: - анализ целей и ограничений; - привлечение сотрудников; - конкретизация целей; - оценка эффективности; - приоритет частей плана. Закрепление мероприятий плана за исполнителями. Оценка средств для выполнения мероприятий.
| Внутренний аудит эффективности мероприятий
|
Разработка и внедрение системы
| Этот этап называется «собственно проектирование системы»: - составление документации по качеству; - описание процедур по обеспечению с помощью рабочих и контрольных инструкций; - разработка концепции системы качества. Порядок внедрения системы определяет руководитель предприятия (на основе матрицы ответственности).
| Составление справочника по системе качества
|
Контрольный аудит
| Это внутренний (консультационный) аудит, осуществляемый третьей стороной. Аудит имеет две цели: - установление соответствия документации требованиям стандарта серии ИСО; - соответствие фактической деятельности требованиям рабочих и контрольных инструкций. Разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных отклонений и выводу каждого элемента в «зеленую зону» (75% соответствия)
| Составление справки-матрицы, с указанием степени (процента) соответствия по каждому элементу системы
|
Сертификация
| Проведение экспертизы системы качества нейтральной службой по выявлению соответствия всех составляющих системы требованиям стандарта ИСО. Это первый шаг при оценке эффективности системы и разработке мер по дальнейшему их совершенствованию
| Получение сертификата-свидетельства на функционирование системы
|
Последующий аудит
| Поддержка или пересмотр действующего сертификата. Регламентируется стандартом ИСО90011
| Разрабатывается план дальнейшего развития системы
|
Итак, результатом работы по семи фазам является разработка и внедрение системы менеджмента качества. Причем считается, что система является внедренной, если разработан и подписан «Справочник по качеству», который является обобщающим документом и содержит ссылки на все методологические, контрольные и рабочие инструкции, описывающие конкретные действия по обеспечению качества на рабочих местах. [6, c. 250]
Анализ системы менеджмента качества на ЗАО «Вяснянка»
Воспользуйтесь поиском по сайту: