Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классы задач, решаемых с помощью системного подхода. Сравнение системного и аналитического подходов к исследованию систем.




Модуль 2. Основы системного анализа

1. Системный анализ как одно из направлений системных исследований, определение. Особенности системного подхода. История становления и персоналии.

2. Классы задач, решаемых с помощью системного подхода. Сравнение системного и аналитического подходов к исследованию систем.

3. Методы системного анализа: систематизация и краткая характеристика.

4. Системный подход к стратегическому менеджменту. Концептуальные модели (SWOT+PEST-M, концепция 7S компании McKinsey, модель жизненного цикла ADL/LC), DPSIR.

5. Сетевые графики. Метод критического пути (CPM). Определение кратчайшего или максимального пути методом динамического программирования. Пример.

6. Метод PERT. Диаграмма Ганта. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

7. Принципы системного анализа.

8. Процедура системного анализа.

9. Общая схема (процедура) математического моделирования. Типы и классы моделей. Имитационное моделирование.

10. Процедура синтеза. Цели и критерии (общая характеристика). Требования к целям. Классификация.

11. Принципы и правила построения иерархических структур (деревьев). Связь между деревом целей, деревом проблем и деревом решений.

12. Методы решения оптимизационных задач в случае непрерывной зависимости от параметров (математическое программирование, линейное программирование).

13. Основные виды критериев (целевых функций) и постановок оптимизационных задач в экономике. Неявные формы критериев. Критерии эффективности инвестиционных проектов.

14. Проблема многокритериальности. Метод свёрток, различные виды свёрток, достоинства и недостатки. Примеры. Целевое программирование.

15. Оптимальность по Эджворту-Парето, графическая иллюстрация. Необходимость дополнительного критерия. Критерий оптимальности Нэша. Дилемма заключённого, сравнение решений, использующих разные критерии оптимальности.

16. Задача выбора (принятия) многокритериальных решений: система атрибутов. Шкалы измерений при оценке систем: формальная характеристика, примеры использования.

17. Метод анализа иерархий (МАИ): процедура, различные виды шкал и свёрток.

18. Условие и критерий согласованности матрицы парных сравнений, индекс несогласованности. Формальное обоснование мультипликативного варианта МАИ.

 

Системный анализ как одно из направлений системных исследований, определение. Особенности системного подхода. История становления и персоналии.

Системные исследования
Системология (ОТС) Системный анализ (СА) Системотехника
  методология (теория и практика), направленная на анализ и синтез. технология и практика, исследование технических и человеко-машинных систем.

Системный анализ – это методология анализа и синтеза сложных систем, состоящих из элементов различной природы; междисциплинарная область знаний; совокупность концепций, методов, подходов, направленных на исследование сложных систем и решение не структурированных (или слабо конструированных) задач, а также таких проблем, когда при выборе решения требуется анализировать информацию различной природы. СА не имеет конкретного предмета исследования. СА играет роль каркаса междисциплинарных исследований.

Мощный толчок в развитии СА – это появление ЭВМ.

СА
Философия Инструментарий Искусство
  методы, алгоритмы, компьютерные технологии. опыт, склад ума.

 

Особенности системного подхода (СП):

1. Необходимость не просто решать, а формулировать проблему. Прежде, чем отвечать на поставленный вопрос, нужно понять: правильно ли он сформулирован.

2. Специфика СП заключается в целостном взгляде на проблему, рассмотрении проблемы во всей ее сложности, включая ее связи с другими проблемами и окружающей средой.

3. При этом СП предполагает, что аналитик не ограничивается рамками предложенного ему выбора и может предложить собственные альтернативы.

4. Объект исследования рассматривается как система, взаимодействующая с системой более высокого уровня.

5. Объект исследования структурируется, что позволяет представить его в виде иерархической совокупности связанных подсистем и изучать внутренние и внешние связи этих подсистем.

6. Выявление проблемы, препятствующие развитию в нужную сторону данного объекта.

7. Строится модель, учитывающая обратные связи.

История и персоналии.

В 1946 г. генерал США ВВС Генри Арнольд заключил с компанией Douglas контракт «project RAND». RAND - research & development.

В 1948 г. при поддержке фонда Форда этот проект отделился от компании Douglas и превратился в корпорацию RAND. В этой корпорации были собраны ведущие ученые США. Стали разрабатываться методы, которые стали первыми методами СА.

В 60-е годы дальнейший толчок для развития СА дало начало «холодной» войны.

В эти года началось освоение космоса. В 58-60-е годы сходные задачи решались в гражданских областях, выбор стратегии развития фирмы.

McKinsey & Company – международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением.

Ст. Бир (1926-2002) предложил понятие «Кибернетика» (книга «Мозг фирмы»).

Вклад в СА внесли:

K. Boulding, W. Churchman, R. Ackoff, T. Saaty, S. Optner, S. Young, G. Klir.


 

Классы задач, решаемых с помощью системного подхода. Сравнение системного и аналитического подходов к исследованию систем.

Типовые проблемы и задачи, решаемые СА:

· Рациональное использование природных ресурсов;

· Государственные целевые программы;

· Стратегическое планирование деятельности предприятия;

· Инвестиционное проектирование;

· Бизнес-планирование;

· Проблемы развития отраслей (энергетики, транспорта и т.д.);

· Антикризисное управление;

· Маркетинг;

· Финансовый анализ;

· Разработка ИС, СППР.

Сравнение системного и аналитического подхода.

   
   
       
       
       
         
         
               
Аналитический подход (анализ систем) Системный подход (системный анализ)
Объекты рассматриваются изолированно, внимание концентрируется на отдельных элементах Рассматриваются системы (подсистемы), внимание концентрируется на взаимодействии между элементами
Изучение закономерности функционирования Изучение закономерностей познания и управления.
Исследуется объект Важен и субъект
Изучение природа взаимодействий Изучение эффекта взаимодействий
Акцент на точность деталей Акцент на целостном восприятии
Исследование переменных по отдельности Исследование группы переменных совместно
Достоверность определяется путем эксперимента Достоверность определяется путем сопоставления поведения модели с реальностью
Применяются теоретические модели или детализированные эмпирические Применяются модели нестрогие, но полезные для принятия решений
Узкоспециальное образование Междисциплинарное образование
Действия планируются в деталях Выбирается только направление действий (стратегическое планирование)
Обладание знанием деталей, но плохое знание в целом и плохое знание целей. Обладание динамики цели и понимание системы в целом, но не четкое знание деталей
Как нужно делать? Что нужно делать?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...