Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и функции общения.




Общение – пространство человеческого существования – экзистенции.

Пространство общения – это символическое пространство. «Общение…в форме совместной деятельности или в форме речевого общения или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе».(А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. М.,1983. Т.1., с.413).

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс. Социальный смысл общения — передача культурного и социального опыта. Личностный смысл общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

В процессе общения предметы, опосредующие взаимодействие, содержащие в себе опыт общения становятся знаками и символами.

Функции общения:

какую роль, какое значение общение имеет в жизни людей?

(по критерию целеполагания)

1. Фатическа я — установление контакта, поддержание взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

2. Информационна я — обмен сообщениями, прием и передача сведений.

3. Побудительная — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

4. Эмотивная — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

5. Перцептивная – согласование восприятия окружающей реальности: физической, социальной, символической.

6. Координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности, выполнения социальных функций и ролей.

7. Коммуникативная — понимание смысла сообщений, намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр. – как своих, так и партнёра.

8. Управленческая (ф. влияния, манипулятивная) — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

9. Мировоззренческая – конструирование взглядов, предпочтений, выбор норм поведения.

10. Экзистенциальная - выбор жизненно важных решений и жизненного пути

2.2. Ритуальное общение

взаимодействие людей как носителей безличных, социокультурных правил поведения, сформировавшихся исторически и представляющих собой устойчивые комплексы поведения, направленные на поддержание порядка социальных отношений.

Ритуалы – исторически и индивидуально (филогенетически и онтогенетически) первичные структуры общения и представляют собой алгоритм последовательных действий, позволяющих установить и поддерживать отношения.

Важной особенностью ритуалов является их символическая форма, подчёркивающая самоценный и даже сакральный характер ритуальных действий в отличие от профанных – обыденных и утилитарных. Сущностное предназначение ритуалов – символическое: предоставить человеку возможность сконструировать мир более совершенный, чем реальный. Современные исследователи ритуального поведения, начиная с Э. Тэйлора и Дж. Фрэзера, исходят из противопоставления практического и символического в различных вариантах: рациональное — иррациональное; функциональное — эстетическое; утилитарное — экстраутилитарное и т. п. На первый взгляд для выживания человечества важнее практико-утилитарные формы общения, направленные на удовлетворение витальных потребностей. Однако исследователи архаических обществ с самого начала обратили внимание на то, что люди большее значение и больше времени уделяли не повышению материальной устойчивости, а неукоснительному выполнению всех обрядов и предписаний – символико-мифологической стороне жизни. Исследователи мифа и ритуала назвали целый ряд их функций:

1. Интегрирующая: с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. Ритуал необходим для осознания солидарности, взаимосвязанности членов коллектива. Причем в ритуале люди общаются не только друг с другом, но и восстанавливается связь между предками и потомками, прошлым и настоящим (Э. Дюркгейм).

2. Воспроизводящая: обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и, в конечном счете — свою социальную сущность (Э. Дюркгейм).

3. Социально-организационная: с помощью ритуала коллектив решал задачи по сохранению, контролю и воспроизводству своих социальных институтов, статусов, системы престижи и т. п., являлся способом регуляции жизни коллектива (Бр. Малиновский).

4. Социально - экономическая: регуляция экономических отношений и распределение материальных средств (М. Мосс – подарок как форма обмена и регуляции социальных отношений. Мосс рассматривал акты дарения (или обмена) как “принудит, акты ритуального типа, в которых обмениваемые предметы являются средством мистической власти”).

5. Социализации индивида: ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. Главные из них — самоконтроль, самоотречение, подчинение требованиям коллектива.

6. Психотерапевтическая: в случае кризисных ситуаций (стихийные бедствия, смерть членов коллектива и т. п.) с помощью ритуалов достигается чувство сопереживания, солидарности, что хотя бы частично помогает облегчить тяжесть потери (Э.Дюркгейм, Бр. Малиновский).

7. Психорегулятивная: в одних случаях ритуалы дают выход накопившейся психической энергии, в других – аккумулируют необходимые эмоции и настроения, например, чувство опасности (А. Рэдклиф-Браун, Дж. Хоманс).

8. Семиотическая: ритуалы – способ выражения потребностей и идей на языке символов и образов; семиотический ресурс общества, определяющий характер и структуру потребностей и целей (А. Рэдклиф-Браун,К. Леви-Стросс, И. Гофман, В.Н.Топоров). Рэдклифф-Браун разработал понятие “ритуальной ценности”; он утверждал, что объектами, которым придается ритуальная ценность, являются социально значимые объекты. По мнению И. Гофмана знаковый характер носят и “ритуалы взаимодействия” (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.), поскольку сигнализируют о целях людей; в них также отражаются их ценностно-смысловые намерения.

9. Автокоммуникация: восстановление и поддержание смысла жизни через выполнение привычных действий.

10. Познавательная: ритуалы и миф как преднаука (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер).

 

Основные формы ритуального общения.

С понятием Р. тесно связаны понятия “церемония”, “обряд”, “обычай”, “традиция“, “этикет”. Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались и многочисленные попытки их разграничить. Не вдаваясь в тонкости этих разграничений, различим обычай (обряд, этикет) и традицию

Обычай - наиболее простой тип культурной регуляции на основе социально закреплённых образцов поведения. Обычай играет важную социализирующую роль. Включение в социокультурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определёнными образцами поведения.

Традиции - социальное и культурное наследие, позволяющее воспроизводить привычные формы общения. Т. образуют “коллективную память” обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.

 

Ритуальное общение играет большую роль на первой стадии установления межличностного (например, правила этикета) или социального (например, правила дипломатического или политического поведения) контакта и тогда, когда общение разрушается.

В современных высоко институционализированных обществах ритуальное значение обычаев и традиций проявляется в большей степени на повседневно-бытовом и политико-символическом уровнях. Примером может служить в первом случае – баня, а во втором – государственные праздники.

Почти половина россиян (46%) с той или иной периодичностью посещают баню. Баня ассоциируется прежде всего со здоровьем (25% респондентов), а второе значение - возможности тесного, интересного, веселого общения (20% респондентов) - Шмерлина И. Баня в России.

Важное ритуальное значение в современных обществах сохранил подарок. Подарок – это с одной стороны – вещь, а с другой – символ. В ритуально ослабленной жизни современного человека эти стороны сблизились и не всегда различимы, однако они не исчезли и в определенных ситуациях нарушения “подарочной этики” могут порождать обиды и конфликты. Чем больше пользы в подарке, тем менее он является подарком. В этом отношении время и усилия, затраченные на поиски подарка, часто ценятся больше, чем сама вещь. Подарок – символ ситуации. Существуют гласные и негласные правила, регулирующие ситуации дарения, определяющие, кому и что следует дарить в том или ином случае. Подарок также является символом статуса: на характер подарка влияет статус и того, кто дарит и того, кому дарят (родители – детям, коллега – коллеге, подчиненный – начальнику и т. д.) - Ильин В. Подарок как социальный феномен.

«Подарок – это “инструмент” социальных связей и индикатор их характера и прочности, а также хороший критерий оценки значимости социальных ситуаций. Подарок органично связывает социальное и индивидуальное, и по факту наличия / отсутствия подарка можно судить о том, насколько социальное событие вошло в сферу личностно значимого. В связи с этим стоит вспомнить, что даже в самые беззаботные застойные времена никто не дарил подарков на 7 ноября… Ритуальный аспект присутствует, по-видимому, в любом типе подарка, даже подарке спонтанном, сделанном без видимого (общественно признанного) повода. Часто такой “беспочвенный” подарок бывает вплетен в ритуальный контекст любви или дружбы» - Шмерлина И. Подарок как социальная вещь.

«Покупка подарка очень сложный ритуал, смысл которого сродни религиозному. Приобретая подарки, мы превращаем деньги в объекты, несущие особый смысл и значение, то есть осуществляем их сакрализацию. Деньги сами по себе никакого священного смысла не несут, а наоборот, являются приметой повседневного, «профанного» мира. Обмен священных объектов на деньги разрушает их сакральный статус, подвергая их недопустимому контакту с областью профанного. Такими объектами являются не только подарки, но и вещи, доставшиеся по наследству» - ФенькоА Б.Для чего делаются подарки?

Особенно важная и распространённая форма ритуального общения в современном обществе – праздник.

У праздника есть прагматический смысл – отдых.

Ритуальный смысл праздника – мифологический: переживание события как важного и возрождение к новой жизни через восстановление этого важного. Задача праздника как ритуала - еще раз воспроизвести в наглядной форме сакральное событие и восстановить или обрести смысл происходящего.

Экзистенциальный смысл праздника – найти себя в новой ситуации, возродиться в новом виде.

В празднике человек ищет не только возвращения к норме, но и превосхождения нормы. В человеке неистребима потребность в чем-то большем, чем он имеет сейчас. Примером такого праздника может служить карнавал. Карнавал устроен так, чтобы принимающий в нем участие забыл о своих проблемах и горестях, о слабости и ограниченности. В этот момент человек сливается со стихией праздника, становиться чистой экзистенцией. В празднике человек больше чем он есть, он преодолевает свою ограниченность, выходит за рамки своей сущности. Карнавал магичен и поэтому амбивалентен. Он дает реальное ощущение силы, личного могущества, личной свободы. Вместе с тем он погружает человека в состояние неопределенности, стихийности, хаотичности, которое может быть разрушительным. Карнавал целенаправленно разрушает нормы и установки дневного сознания, чтобы в хаотическим движении, кружении и переворачивании освободить внутреннюю экзистенциальную энергию, а будет она созидательной или разрушительной заранее не известно. На карнавале человек освобождается от критики, предзаданности, ожиданий, настроен на встречу с Другим, Иным, готов ему открыться, довериться, отдаться. Праздник дарует человеку свободу. Свобода и есть цель и результат карнавала. Свобода – это отсутствие границ и пределов, открытые горизонт и вертикаль. Праздник – это дар бытия человеку, дар беспричинный и бескорыстный. Этот дар невозможно заслужить, он равно доступен богатому и бедному, умному и глупому, доброму и злому. “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Матф. 7, 7-8). Праздник – это чудо – «мерцание бытия» (В. Подорога): все одновременно и есть и нет, то ли есть, то ли нет, то есть, то нет. На карнавале человек попадает в “антимир” с изнаночными характеристиками. Все человеческое доводится до предела, до абсурда, чтобы оно могло перейти в свою противоположность, то есть в нечто нечеловеческое (только заранее не известно – божественное или бесовское). Отсюда вытекает праздничное “анти-поведение”, когда человек делает то, что он никогда бы не позволит себе в другое время. Речь идет не только о нарушении норм и запретов, но и о таких парадоксальных поступках, как безмерное поглощение пищи и пития, бессмысленные траты, раздаривание вещей и денег, и даже целенаправленное разрушение и уничтожение предметов (битие посуды, ломание стульев и т.п.). На празднике каждый чувствует себя героем, воином, победителем. Хочется совершить подвиг, но не только для того, чтобы испытать свои силы. Нужно проверить свою удачу. Праздник постоянно создает экстремальные и пограничные ситуации, выталкивает человека за границы гарантированного бытия, забрасывает в пространство выбора и риска. Чтобы соответствовать праздничному бытию, нужно проявить инициативу, смелость, дерзость. Праздник – это скандал по отношению к профанному. Скандал как бы расчищает дорогу новому, дает свежие силы. Мат, вроде бы беспричинный и безадресный, можно понять как ругань миру вообще. Все сказанное о карнавале всецело относится и к опьянению. Праздник – это ожидание и предвкушение чуда, модель и репетиция чуда, это самодельное чудо, это самовнушение чуда. В празднике происходит выход за пределы непосредственного бытия – трансценденция.

Трансцендентальный смысл праздника – это приоткрывающаяся реальность иного бытия, другого мира, возможность встречи с совершенно Иным, абсолютно Другим. В основе многих наших действий лежат метафизические причины: “Я тебя знаю, ты хочешь то, чего здесь нет”(Б. Гребенщиков). Праздником может оказаться и ритуал, и карнавал, любая встреча или вечеринка, если на них произошло некое метафизическое событие. Праздник - это обнаружение новых измерений бытия, открытие новых горизонтов. Праздник – это необратимое изменение сущности, уникальное событие, чрезвычайное происшествие, неповторимый случай. Праздник – это превращение, метаморфоза, трансформация, трансмутация. Праздник – это переворачивание страниц книги судьбы. Все судьбоносные события (рождение, свадьба, похороны и т.п.) празднуются. Все праздники судьбоносны. Именно на празднике происходят встречи и знакомства. Праздник – это встреча с неизвестным, дуновение вечности: “Повели нас (праздники) дорогами странными” (Б. Гребенщиков).

Апофатический (разрушающий, уничтожающий, отрицающий) смысл праздника. Ситуация и состояние “после” никогда не совпадает с состоянием “до”. Многое меняется принципиально и необратимо. Человек уже никогда не сможет стать прежним, каким он был до праздника. Он испытал нечто такое, что изменит его навсегда и заставит опять возвращаться в праздник и снова искать утерянное блаженство. После праздника, после карнавала все окружающее предстает в другом свете, по контрасту с радостью и наслаждениями праздника все воспринимается как наказание, жизненная ситуация кажется чистым проигрышем и полным поражением. Послепраздничное состояние в целом можно назвать одним словом – похмелье (не столько в физиологическом и психологическом смысле, но и в метафизическом). В этом понятии (если угодно – философской категории) выражается состояние потери и потерянности, в котором оказывается человек после праздника. Однако опыт поражения не менее ценен, чем опыт победы. Человек вдруг попадает в новую ситуацию, не похожую на все испытанное ранее. Я чуть живой, я разбит, опустошен, уничтожен, я ничего не могу, я без сил, без воли, слаб и беззащитен, я беззащитен как ребенок, меня обидит любой. “Всеобщее малодушие” – да ведь это спасение от всех бед, это панацея, это предикат величайшего совершенства!” (Ерофеев В. Москва - Петушки // Ерофеев В. В. Оставьте мою душу в покое. М., 1997. С.41). В похмелье человек несвободен. Вместо свободы человеку требуется утешение и покров. Он просит чуда, но маленького чуда. В похмелье человек не претендует на совершенство. Все что обещалось в празднике, все, что казалось таким близким, все это оказалось иллюзией, миражом, обманом. Всего этого нет, а есть разочарование, одиночество, богооставленность, пустота, тошнота. Похмелье позволяет преодолеть искушение совершенством. Опьянение у всех разное, похмелье одинаковое. Хотя люди празднуют и пьют вместе, а мучаются в одиночестве. Похмелье учит жить с болью в душе, с ранами в сердце. В похмелье нам не до мести, мы готовы все и всех простить. В похмелье мы нуждаемся в Другом: “держи меня, будь со мной, пока не начался джаз” (Б. Гребенщиков).

 

 

Ролевое общение.

Аспекты употребления понятия «роль».

Общение – это игра по правилам – ролевое взаимодействие. Понятие «роль» используется в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия "социальная роль" и "игра" отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям.

Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И. С. Кон выделяет: обыденное сознание, где "быть в роли" - "значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения"; социальную психологию, которая использует это понятие для "описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения"; социологию, в которой "понятие социальной роли обозначает... безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию" (Кон И.С. Люди и роли. // Новый мир. 1970. № 12. С. 168-169).

Действительно, в человеческом поведении всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя "в роли", становится не только актером, но и зрителем собственных поступков, вносит в свое поведение элементы отчужденности и рефлексивности. И.С. Кон отмечает, что прежде, чем реагировать на внешний стимул, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собою, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие этого не видят). И.С. Кон вполне логично приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли, которые существуют объективно. Для понимания ролевого поведения, наряду с его психологическими аспектами, необходимо проанализировать социальную обусловленность возникновения ролей, чем в большей степени занимается социология. Об этом детальнее речь пойдёт в вопросе о социальной детерминации ролевого поведения личности. Сейчас же можно кратко указать, что социальные роли представляют собой варианты реализации статусных предписаний или социальных ожиданий от человека, занимающего определённую социальную позицию.

 

Основные понятия ролевого взаимодействия.

В социально-психологическом плане ролевое взаимодействие исследовал Т. Шибутани. Каждый человек, по мнению Т. Шибутани, играет какую-то роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению.

Он различал два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются непосредственным взаимодействием людей друг с другом.

Т. Шибутани различал также играние роли и принятие роли.

Играние роли - организация поведения в соответствии с групповыми нормами.

Принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. «Сложное приспособление (общение) возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого». (Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 46).

Ролевое поведение можно теоретически разделить на две стадии: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Ролевое ожидание - представления о том, как «правильно» себя вести.

Ролевое исполнение - представления о том, какие действия необходимо совершать для реализации данной роли.

Представления о ролевом поведении, взятые в единстве ролевых ожиданий и ролевого исполнения в литературе зачастую обозначают термином «экспектации» (Э) и переводят как «ожидания». Однако пока не ясно: кто от кого чего ожидает? Предполагается, что общество «ждёт» от личности определённых действий, соответствующих её статусу. Однако «общество», «личность», «статус» - теоретические конструкции к которым не применимы понятия «представления», «ожидания», «действия» - они существуют в рамках индивидуально-личностного сознания и поведения. Экспектации следует понимать как позициональное отношение «Я» - «Другой», как осмысление функциональных отношений между конкретными людьми: между «мной» и конкретными теми, которых «я» выделяю в соответствии с актуализированными функциональными позициями данной, конкретной социальной ситуации. Роль – это «моя» роль в ситуации, которую определяю «я», а не кто-то за меня. Поэтому экспектации – это мои представления о том, что ждут от меня те другие, которые для меня значимы и с кем я согласую свои действия. Поясняя понятие «роль» Ч.Кули говорил о «представлении представлений», Дж.Мид об «обобщённом другом» - это феномены индивидуального сознания, но содержание их социально, т. к. возникают они в символическом пространстве в процессе коммуникации. Ролевое ожидание заканчивается принятием или непринятием ролевых предписаний. Если они приняты, человек исполняет их, т.е. совершает действия, происходит отождествление исполнителя с ролью, возникает «ролевая идентичность». Она может быть не полной. Тогда возникает феномен «ролевой дистанции» которая на индивидуально-психологическом уровне переживается как раздвоенность сознания и поведения, ощущение фальшивости или неумелости действий, внутреннего сопротивления собственным действиям, ощущения не на своём месте и др. Ролевая идентичность характеризует степень принятия роли. Далее начинается её реализация, которая требует особой «работы» личности - «самопрезентации» (И. Гофман) или «инсценировки» (Л.Г.Ионин). «При наличии большого числа индивидуальных целей каждый «индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путём воздействия на определение ими ситуации. Индивид может воздействовать на это определение ситуации подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами. Например, соседки по студенческому общежитию будут составлять представление о популярности девушки на основе того, сколько раз её вызовут к телефону». (И.Гоффман. Представление себя другим в повседневной жизни. М. 2000).

 

 

Динамическая схема ролевого поведения.

 
 

Антропологические

Предпосылки конвенциональные

Статус экспектации идентификация инсценировка

Функциональные нормы

предпосылки

 
 

 


Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга. Для преодоления такого непонимания и, соответственно, предотвращения конфликтов и противоречий необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу. По сути здесь речь идет о современной интерпретации золотого правила нравственности, уходящего своими корнями в глубокую древность и евангельскую заповедь: "[не] поступай по отношению к другим так, как ты [не] хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе" (См.: Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1982). Это правило требует соединения своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...