Формирование самосознания личности в социальных условиях.
3.4.1. Понятие самосознания. Человек действует по ситуации, но он не просто совокупность реакций на них. Человек в своей жизни постоянно сталкивается с противоречиями, с разновекторными воздействиями мотивов, норм, ролей, ценностей. Ситуации, в которых человек находится, сами по себе противоречивы и многослойны. Любой человек обладает жизненным опытом, который также определяет его поведение и тоже противоречив. Кроме этого, человек мечтает, строит идеальную для себя ситуацию, которая никогда не реализуется в реальности, но от которой человек тем не менее не отказывается. Всю эту сумму противоречий человек должен как-то упорядочить. Первым вариантом является диспозиционная структура – система установок, которая позволяет человеку упорядочить внешнее воздействие и организовать своё поведение. Но система установок также внутренне противоречива; в своём поведении в различных ситуациях человек руководствуется различными установками. Создатели диспозиционной концепции (напр. Ядов) полагали, что диспозиции более высокого уровня управляют диспозициями более низкого. Однако это оказалось не так: в процессе поведения установки разного типа могут «включаться» и «выключаться». Но человек испытывает потребность в достижении внутренней гармонии. И в определённой степени это ему удаётся. Линия поведения выстраивается, оформляется,закрепляется самим человеком и приобретает «линию судьбы». Над диспозициональной структурой надстраивается более сложный механизм саморегуляции (в том числе и регуляции диспозиционной структуры) – самосознание – способность человека составить представление о Себе, выразить оценочное отношение к Себе, совокупность установок на Себя.
Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек. Человек всегда что-то значит и для самого себя. Представления о себе постепенно складываются в «Я – концепцию». Концепция самого себя — это, по существу, отражение свойств человека такими, как они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Личностная идентификация осуществляется в рамках социальной матрицы взаимных ожиданий. Люди конструирует представление о себе на основании реакций, приписываемых другим людям. Если с человеком постоянно обращаются так, как будто он представляет собой нечто особенное, он начинает чувствовать себя необычным и отличающимся от других. Дж. Мид утверждал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали. Я - концепция является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих. 3.4.2. Функции самосознания. По отношению к индивидуальному поведению: · Средством обеспечения внутренней согласованности мотивов в соответствии с ситуацией; · Механизмом интерпретации опыта и осмысления ситуаций; · Механизмом социальной идентификации. «Каждый человек, обладающий устойчивым представлением о себе, легко находит свое место в действиях группы, членом которой он является. Поскольку он встречает со стороны других соответствующее отношение, это усиливает его чувство определенности и дает возможность продолжать исполнение своих обязанностей» (Т. Шибутани).
· Механизмом прогнозирования и проектирования своих и чужих действий. По отношению к взаимодействию · Отражением функциональных позиций и ролей – «Реальное Я»: как я себя веду; · Отражением коммуникативного аспекта ситуации – «Зеркальное Я»: чего ждут от меня другие; · Предвосхищением ситуации – «Идеальное Я»: каким бы я хотел быть. 3.4.3. Структурные переменные самосознания: · Самовосприятие («Я - образ») – когнитивный элемент: представление индивида о своих качествах, способностях, возможностях. Я – образ складывается по мере осознания: Ø физической определённости; Ø статусно-ролевой определённости; Ø моральной определённости; уровни развития морального сознания: Ö доморальный; мотивы поведения – страх наказания или выгода; Ö конвенциональный; мотивы – одобрение других или стыд перед осуждением; Ö автономный; мотивы: а)польза для отдельных индивидов, b)польза для большинства, c)польза для всех (общечеловеческая мораль). · Самооценка – эмоциональный элемент: представление о собственной ценности, о личных возможностях к конкретным социальным действиям, о степени готовности к действиям. Факторы самооценки: Ø Уровень притязаний: самооценка = успех \ притязания; Ø Престиж группы: самооценка зависит от социальной оценки статуса (ранга группы, к которой принадлежит человек), самоооценка осуществляется в ситуации сравнения с другими людьми; Ø Объём и характер референтности: число: и характер включённости в референтнае группы; Ø Личная доминанта: стержнем самооценки является какой-либо вид деятельности, к которому особенно предрасположен человек, ранжирование своих качеств человек производит на основании своих представлений о их значимости; Ø Жизненный опыт: на самооценку оказывают влияние все неудачи и успехи, поступки человека остаются с ним («от себя не убежишь»); Ø Восприятие и отношение к своим физическим параметрам. · Самотождественность – конативный элемент: чувство личностной определённости и самостоятельности поведения («Я – это Я», «Моё поведение выстраивается мною», «Я веду себя Сам»).
Этапы и структурные переменные формирования чувства самотождественности
по Э. Эриксону:
3.4.4. Социально-психологическая зрелость личности. Критерии уровня развития самосознания: · Уровень рефлексии: количество параметров оценки личности; · Объём и структура объектов рефлексии: внешность, способности, социальные достижения, моральный облик; · Степень когнитивной сложности и дифференцированности представлений о себе: число осознаваемых личностных качеств; · Степень внутренней цельности, последовательности, стабильности Я-образа; Критерии зрелости личности: · Степень различения близкой и дальней перспективы; · Степень различения внешних и внутренних контекстов поведения («обстоятельства» или «я сам»); · Степень различения желаемого и возможного; · Способность к социальному прогнозированию и проектированию; · Способность ощущать самоценность настоящего. Сохранение и повышение ценности своего Я является одной из основных жизненных потребностей. То, как человек оценивает самого себя, может быть определено как его уровень собственного достоинства. Считается, что это свойство варьирует по одномерной шкале. Есть люди, которых постоянно мучает чувство собственной неполноценности, иногда настолько острое, что оно их демобилизует. На другом полюсе находятся те, кто вполне доволен собою. Что бы они ни делали, они уверены, что все это хорошо. Они не выражают сомнений в своей ценности и, видимо, считают, что другие согласны с их восторженной самооценкой. Это, конечно, грубое упрощение. В действительности имеет место сложная динамика постоянного изменения структуры самосознания.
Как и другие значения, Я-концепции в разной степени могут поддерживаться взглядами других людей. Крайности располагаются от высшей степени согласия, которое достигается в отношении тех, чья позиция в обществе хорошо определена и кто эффективно исполняет свои роли, до фактического отсутствия поддержки. «Обычно существует значительное согласие в отношении одних аспектов и разногласия относительно других. Если женщина утверждает, что она женского пола, найдутся немногие, кто будет это оспаривать, однако ее заявление, будто она настолько внимательна к другим, что всегда ставит их благополучие выше своего собственного, может вызвать сомнения» (Т. Шибутани).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|