Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установка как социально-психологический механизм поведения.




 

3.3.1. Понятие социальной установки: историко-теоретический обзор

В западной психологии середины XX в. наиболее продуктив­ным и распространенным понятием, обозначающим систему субъек­тивных отношений человека и механизм, регулирующий реальное поведение, стало понятие «аттитюд». Оно происходит от латинского слова «подготовленность», «подогнанность» — и подразумевает субъективное или умственное состояние готовности к действию.

Г. Оллпорт прослеживает три основных источника происхож­дения современного понятия «аттитюд». Первым является экспери­ментальная психология конца XIX в., которая в своей практике ис­пользовала понятия мы­шечная установка и установка на задачу. В качестве второго источника происхождения понятия «атти­тюд» выступает социология. В социологи­ческих работах У. Томаса и Ф. Знанецкого для характеристики осо­бенностей поведения польских эмигрантов в Америке были использова­ны понятия «социальная ценность» и «аттитюд». Последний опредялялись ими как состояние ума по отношению к ценности, как индивиду­альная (субъективная) сторона социальной ценности.

Наконец, третьим источником происхождения рассматривае­мого нами понятия, по мнению Оллпорта, является психоанализ. В частности, Г. Салливен определял личность как «относительно стой­кий образец повторяющихся межличностных ситуаций, который ха­рактеризует жизнь человека».

Для изучения установки принципиально важным оказалось фундаментальное положение Дж. Мида о симво­лическом опосредовании взаимодействия человека и окружающего мира (внешней среды). Человек, используя имеющиеся в его распо­ряжении символические средства, прежде всего речь, язык, истолко­вывает, объясняет для себя внешние воздействия, непосредствен­ные стимулы и затем взаимодействует с ситуацией в ее символичес­ки истолкованном качестве. С этой точки зрения социальная установка представляет собой символическое определение ситуа­ции. Они являются определения­ми субъективно желаемого и, одновременно, социально желательного поведения. «Организованную самость выстраивает организация установок, которые являются общими для всех членов группы. Индивид является индивидуальностью постольку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку перенимает в своём собственном поведении установления этого сообщества «.

«Эти социальные или групповые установки привносятся в сферу непосредственного опыта индивида и в качестве элементов включаются в структуру или конституцию его самости» (Дж. Мид)

Исследование системы отношений человека к внешнему миру в отечественной науке связано с именами таких ученых, как В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов, Ш. А. Надирашвили, П. Н. Шихирев, А. Г. Асмолов и другие.

Представителями деятельностного подхода в отечественной психологии, в частности А. Г. Асмоловым, установка определяется как «готовность, предрасположенность субъекта, воз­никающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания дея­тельности по отношению к данному объекту» (А.Г. Асмолов. Установка. \\ Психологический словарь. М 1990).

По В. А. Ядову соци­альные установки представляют собой аналог жела­ний — эмоционально окрашенные предуготовленности к способам деятельности и оценке условий, в которых она протекает. Они «фор­мируются при активном влиянии общих социальных условий, одна­ко в регуляции поведения они соотносятся именно с конкретными обстоятельствами микросреды, несут ответственность не за програм­мирование жизненного пути человека, а за его поведение в социаль­ной ситуации, ограниченной временем и пространством» (Социально-психологический портрет инженера. М., 1977, с. 97).

 

3.3.2. Структура установки:

· когнитивный элемент – информация о предмете;

· аффективный элемент – эмоциональное отношение к предмету;

· волюативный (конативный) элемент – готовность к действию; готовность соглашаться, поддерживать, совершать предпочитаемое действие.

Установку следует понимать как единство этих элементов: если нет какого-либо элемента, то нет и установки, точнее – она отрицательная, т.е. нет действия. По структуре установки до сих пор существуют два дискуссионных вопроса: 1)какой элемент играет решающую роль, 2)существует ли закономерная последовательность формирования элементов установки?

 

 

Установка = описание + оценка + предписание действия.

3.3.3. Диспозиционная структура личности как система установок.

       
   


Уровень активности Тип установки Предмет установки Форма проявления установки

 


1.Психосоматический Динамический стереотип Сенсорные предметы Привычки

set

2.Поведение 1Стереотип Социальные объекты Нерефлексируемые

attitude и ситуации поведенческие акты

2.Ориентации Сферы жизнедеятельности Поступки

.Деятельность Ценностные ориентации Цель жизни Личностные смыслы


Динамический стереотип интегральная система привычных условных ответов, соответствующая стимулам. Действия объединяются в систему вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. Вся программа ответов может быть воспроизведена даже при предъявлении лишь одного из стимулов. Термин введён И.П.Павловым, в плане социального поведения экспериментально исследован Д.И. Узнадзе.

Стереотип – стандартное, устойчивое, эмоционально окрашенное представление о социальном объекте (группа, личность, общность и т.п.) и ситуации.

Механизмы формирования: 1)обобщение локального социального опыта; 2)схематизация, упрощение образа и ситуации: выделение одного или несколько простых признаков для обозначения сложных социальных объектов; 3)генерализация: перенос простых схем объяснения на сложные объекты или даже оценку жизни.

Свойства: 1) гомогенность – одинаковость представлений и образов у представителей однородных социальных групп, проявляющееся в фиксации одних и тех же фрагментов реальности; 2)полярность валентности – «чёрно-белое» мышление в восприятии и оценивании фрагментов реальности; 3)жёстко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию.

Примеры: правила этикета, национальные и патриархальные предрассудки, общественное мнение и др. Термин ввёл У.Липпман.

Ориентации – представление личности о социальном положении и соответствующим ему интересам и нормам поведения, обуславливающее направленное поведение и избирательное отношение к сферам, областям жизнедеятельности.

Основания возникновения: 1)биографические статусы (ретроспективные), 2)актуальные статусы (ситуационные), 3)перспективные статусы (жизненные планы).

Примеры: трудовые, профессиональные, образовательные,. семейные, досуговые и др. ориентации.

Ценностные ориентации – 1)система критериев, организующая, выстраивающая поведенческие акты и поступки, обеспечивающая их последовательность и устойчивость; «обобщённый другой»; 2)способ дифференциации социальных явлений человеком по их значимости для него.

Структура: 1)требования – желания, чтобы нечто было осуществлено; 2)оценка – ранжирование явлений и поступков; 3)цели императивного характера – к чему следует стремиться; 4)средства – с помощью которых следует достичь желаемого.

Поступок осознанное и осмысленное социальное поведение, направленное на достижение или изменение социальной ситуации. Классической разработкой понятия является теория М.М. Бахтина.

Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для меня», включающих понятия, умения, действия и поступки, нормы, роли, ценности. Это понятие, с одной стороны, преодолевает чисто когнитивистскую (информационную, интеллектуальную) трактовку мотивации поведения, с другой стороны – указывает на социальную позицию личности как базу формирования поведенческих моделей, в-третьих, обращает внимание на индивидуальные особенности сознания и биографии. Классической разработкой понятия являются теории Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева.

 

3.3.4. Функции установки:

· Защитная:

Ø Установка как механизм стабилизации деятельности в изменяющихся условиях;

Ø Установка как информационный фильтр: блокирование информации, разрушающей привычное отношение к миру; способ предотвращения и снятия внутренних конфликтов;

· Адаптивная:

Ø Автоматизация деятельности в стандартных условиях;

Ø Обегчение, упрощение взаимодействия посредством штампов, шаблонов, алгоритмов поведения; упрощение интеграции индивидов в группы;

· Проективная:

Ø Выработка тактики поведения по отношению к стабильному окружению;

Ø Формирование базовой модели для инвариантов поведения; оценка – начало изменения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...