Классификация инноваций. Инновационный процесс. 1.2. государственная и региональная инвестиционная политика. Федеральное законодательство
Классификация инноваций Классификация нововведений является весьма обширной, однако нам необходима только та типология, которая сопряжена с региональным инновационным развитием и может быть значимой при построении отношений между региональной властью и участниками инновационного процесса. По характеру выделяют: а) базисные инновации – принципиально новые для отрасли продукты и технологии; они реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения; б) улучшающие инновации – реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Базисные инновации, как правило: 1) являются результатом довольно длительного процесса (который может достигать нескольких десятков лет); 2) реализуются на основе не одного предприятия, а целой сети учреждений; 3) опираются на фундаментальную науку. Очевидно, что с точки зрения стратегического развития региона их поддержка должна быть приоритетной. По стимулу появления (источнику) можно выделить инновации, вызванные: а) развитием науки и техники; б) потребностями производства; в) потребностями рынка. С точки зрения регионального управления эти три вида инноваций должны максимально совпадать. При четко отлаженном механизме межпроизводственных взаимоотношений и системе государственной поддержки инновации не должны «зависать» в воздухе, а реализовываться в либо в сфере производства, либо доводиться до конечного пользователя. Данный подход по роли в воспроизводственном процессе делит инновации на потребительские и инвестиционные.
Инновационный процесс Инновационный процесс – это преобразование научного знания в нововведение; его можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых новация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании[9]. Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации. На рисунке приведена общая схема инновационного процесса[10]. Схема инновационного процесса 1. 2. государственная и региональная инвестиционная политика Федеральное законодательство Одним из основополагающих нормативных актов в федеральном законодательстве в области инноваций являются Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий, определяющие систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов РФ (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны). Они являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации. Главная цель государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий – создание финансово-экономических условий для реализации утвержденных Президентом Российской Федерации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий и Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значения. Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.
Для этого требуется решить следующие основные задачи: – повысить эффективность использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий; – обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов в сферу науки и технологий, а также повышения востребованности результатов научно-технических работ отечественным производством; – обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы, которые осуществляют исследования по Приоритетным направлениям и технологическое перевооружение наукоемких производств; – реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения. Согласно закону, основные механизмы и пути реализации государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий следующие. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий. Главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны. Формирование федеральных целевых программ осуществляется на основе общих принципов, определяемых Правительством РФ с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития страны, направлений структурной и научно-технической политики, прогнозов развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитических и внешнеэкономических условий, а также международных договоренностей. Наряду с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих особенностей:
– обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые НИР – прикладные НИОКР – технологии – производство – рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах; – обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализации Приоритетных направлений и адресности мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности; – осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета. В целях совершенствования государственного регулирования в сфере науки и технологий необходимо содействовать развитию системы государственных научных фондов, осуществляющих на конкурсной основе финансирование инициативных научных проектов, отбираемых самим научным сообществом. Далее необходимо сказать о федеральном агентстве по науке и инновациям. Его деятельность регулируется Положением о Федеральном агентстве по науке и инновациям, по которому последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Основные функции Федерального агентства: – проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; – осуществление полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти; – организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизы и подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ; – ведение единого реестра результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Основными целями государственной научно-технической политики являются содействие развитию научно-технического потенциала страны, эффективное включение научно-технической деятельности в рыночную экономику, использование научного ресурса для решения важнейших социальных задач, укрепления обороноспособности государства, обеспечения безопасности личности и общества, упрочение взаимосвязи науки и образования. Государственная научно-техническая политика субъектов РФ является региональной составляющей государственной научно-технической политики РФ, отражая одновременно потребности РФ и субъекта федерации. Региональная научно-техническая политика формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Региональная научно-техническая политика исходит из интересов населения субъекта федерации, потребностей развития экономики, потенциальных возможностей регионального научно-технического комплекса и инновационного потенциала промышленности. Целями научно-технической политики субъекта РФ должно быть увеличение научно-технического потенциала и его эффективное использование для обеспечения устойчивого социального и экономического развития, повышение эффективности использования бюджетных средств в научно-технической сфере, повышение конкурентоспособности продукции региона. Основные задачи научно-технической политики субъекта РФ: – разработка инновационных прогнозов для региона с учетом перспектив научно-технической деятельности; – выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в регионе, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
– развитие инновационной деятельности, укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства; – обеспечение воспроизводства кадрового потенциала научно-технического комплекса, использование возможностей научно-технического комплекса для подготовки административных кадров, привлечение сил научно-технического комплекса для разработки управленческих решений; – формирование инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, развитие сферы инфраструктурных услуг для научно-технической и инновационной деятельности; – обеспечение условий свободной конкуренции для всех субъектов научно-технической деятельности; – формирование правовых, организационных, экономических условий для осуществления научно-технической деятельности, развития научно-технического потенциала. Четко определена область ведения органов государственной власти субъектов федерации. К ней относятся: – участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики; – определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; – формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; – финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; – формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; – управление государственными научными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; – контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; – создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов; – формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; – осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|