Наглядный и речевой материал по темам: «Осень», «Огород», «Овощи», «Сад», «Фрукты»
1. Растут, цветут, зреют: Альбом для раскрашивания. — М., 1989. (Фрукты, овощи). 2. Баранников И.В. и др. Русский язык в картинках. — Ч. 1. — М., 1984. — С. 120-121, 34-35, 36-37. 3. Большой словарь Уолта Диснея. — Минск, 1995. — С. 34-35. (Сад, огород). 4. Вдовенко С.С. Альбом рисунков для обучения английскому языку. — Киев, 1981. (Лист 24 — осень. Лист 61 — фрукты). 5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего, дошкольного возраста. — М., 1985. (Сюжетная картина «Тяпа и Топ сварили компот»). 6. Зыков С.А. и др. Звездочка. — М., 1976. — С. 46-49, 32-34, 28-31. 7. Кузьмина Н.И. и др. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977. — С. 43-46, 132, 137., 8. Лоза Г.Ф. Альбом для развития'речи детей раннего возраста. — Киев, 1981. (Сюжетная картина «Угощение», фрукты). 9. Семко Т.П. Альбом по развитию русской речи. — Киев, 1982. — С. 13 (уборка овощей), 18 (посадка рассады овощей). 10. Соловьева О.Я. Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1978. (Предметные картинки: помидор — помидоры, яблоко — яблоки,, груша — груши, лимон — лимоны). 11. Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. — Прага, 1979. (Предметные картинки: овощи, фрукты, сад). 12. Тумакова Г.А. Звучащее слово. — М., 1980. (Овощи). 13. Файнштейн. В детском саду (Осень, овощи). (Серия «Мир в картинках») Занятие 12: «ОДЕЖДА» Цели: активизировать в речи детей словарь по теме; закреплять умение сравнивать два предмета одной группы. Задачи: Л. Вводить в речь детей названия предметов одежды и их частей, обобщающие понятия одежда, обувь; послоговое проговаривание слов: ком-би-не-зон, ка-пю-шон. Г. Изменять существительные по числам. Образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных. Закреплять понятие рода путем согласования слов мой, моя, (мое — с сильной подгруппой), один, одна, два, две с существительными.
Обратить внимание на неизменяемость слова пальто. П. Употреблять союз «а» при сравнении предметов. Составлять предложения из 3-4 слов (П + С + Вин. п.; П + С + Вин. п. + Дат. п.) с дополнениями С. Обучать составлению загадок о предметах одежды по называнию деталей. Материал: 1.Натуральные предметы одежды (в которую одеты дети). 2. Предметы одежды детей в их шкафчиках в раздевальной комнате. 3. Предметные картинки. 4. Куклы из картона с набором бумажной одежды у каждого ребенка на столе. 5. Сюжетные картины: «Осень» (41), «Зима» (43), «Стирка» (32) — из «Альбома...» Г.Ф. Лозы. Приемы, упражнения: 1.Прежде чем войти в кабинет на занятие, дети по просьбе логопеда открывают свои шкафчики в раздевальной и называют одежду по образцу: Это моя куртка. Это моя шапочка. Это мой шарф. Это мой свитер. И т.д. 2. Обобщенное называние всех предметов: одежда и обувь, (внизу). 3. Называние предметов одежды на предметных картинках, распределение их на 2 группы: одежда, обувь. 4. Дид. игра «Один — много» по предметным картинкам. Обратить внимание: платок — платки, носок — носки. 5. Рассматривание сюжетных картинок и называние на них одежды детей по сезонам: осенняя одежда, зимняя одежда, летняя одежда. 6. Составление предложений по картине «Стирка» с употреблением существительных в уменьшительной форме. Маша стирает платьице. Таня вешает маечку. Таня повесила трусики, ленточку и штанишки. 7. Обратить внимание на разное значение слов: стирает (одежду) — моет (куклу). 8. Дид. игра «Оденем куклу на прогулку» (картонная кукла с набором одежды). Обговаривание действий детей:
— Что ты делаешь? — Я надеваю кукле платье (платьице). -- Я надеваю куртку кукле (курточку — Я надеваю ком-би-не-зон. — А ты, Оля, что надеваешь своей кукле? И т.д. 9. Называние деталей платья и рубашки, куртки и пальто; сравнение этих предметов попарно. Образец: Платье — рубашка: воротник — один воротник — воротничок; рукав — два рукава — рукавчики; карман — один карман — два кармана — карманчик; пуговица — пуговицы, одна пуговица — две пуговицы; петля- — петелька — петли — петельки, одна петля — две петли; рукавчик короткий — рукав длинный; рубашка короткая — платье длинное. 10.Отгадать загадку логопеда (по названным деталям узнать целый предмет). 11.Составление загадок детьми по аналогии. 12.Составление словосочетаний со словами шуба и пальто с целью показать неизменяемость слова пальто. Надеваю шубу. Надеваю пальто. У меня нет шубы. У меня нет пальто. Пуговицы у шубы. Пуговицы у пальто. Пришили к шубе. Пришили к пальто. 13. Физкультминутка. Две руки хлопают, Две ноги топают, Два локотка вращаются, Два глаза закрываются. Занятие 13: «ОДЕЖДА» Цели: учить детей умению запоминать короткие стихи; при проговаривании их не нарушать грамматическое оформление слов и словосочетаний, соблюдать рифму и ритмический рисунок произведения. Задачи: Л. Выделение из стихотворения уменьшительной формы существительных, объяснение слова «неумелочка». Активизация глагольной лексики по теме: антонимы (одевать — раздевать, надевать — снимать, одеваться — раздеваться, завязывать — развязывать, застегивать — расстегивать), различение действий (одевать — надевать; вешать — класть. — ставить). Г. Употребление в практических упражнениях предлогов в, на. П. Употребление простых предложений из трех слов, с однородными дополнениями, с предложными конструкциями. С. Заучивание короткого стихотворения. Материал: 1.Сюжетные картинки для составления предложений. 2. Текст стихотворения «Таня-неумелочка». 3. Карточки-сигналы с условно-графическим изображением предлогов в, на. Приемы, упражнения: 1. Беседа о самостоятельности детей при одевании и раздевании. Ответы на вопрос что ты делаешь сям? (сначала при одевании, потом при раздевании) по представлению детей.
Я сам надеваю брюки. Я сама надеваю кофту. — А умеешь ли ты застегивать брюки (кофту)? Я сам застегиваю брюки. — Кто умеет завязывать шапку (шарф)? Я сам завязываю шапку (шарф). Я сама расстегиваю пуговицы. Я умею развязывать шнурки. И т.п. — А чего ты еще не умеешь делать? Я не умею завязывать (развязывать) шарф. И т.п. 2. Выделение слов-действий с противоположным значением (одеваться — раздеваться, завязывать — развязывать и т.д.). 3. Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам: кто? что делает? что сделал? что? Вова надевает сапоги. Лида снимает фартук. — Про что еще можно сказать «надевает», «снимает»? Леня снял куртку, сапожки и шапочку. Лена завязывает (развязывает) шапочку. И т.п. 4. Различение слов надевает — одевает по сюжетным картинкам. Мама одевает дочку. Девочка сама одевается. Она надевает куртку. Девочка одевает куклу. Бабушка сама одевается. Она надевает шубу. 5. Чтение логопедом наизусть стихотворения «Таня-неумелочка». 6. Беседа по содержанию стихотворения. 7. Словарная работа: надевают (мама надевает, папа надевает, мама и папа надевают). 8. Заучивание стихотворения сопряженно с логопедом, отраженно по 2 и 4 строчки. 9. Чтение стихотворения наизусть теми детьми, кто его запомнил. 10. Различение действий: ставить (стоит), вешать (висит), класть (лежит) с использованием таблицы, Что висит? (Шуба, ножницы, полотенце, халат, платье). Что лежит? (Карандаш, тетрадь, мяч, нож, вилка). Что стоит? (Чайник, ваза, туфли, будильник, стакан). 11.Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием карточек-сигналов предлогов в, на. Девочка вешает шубу в шкаф. (Внутрь — в). Мальчик кладет шапку на полку. (Наверх — на). И т.п. Сигналы: в — контур кубика, внутри кубика мячик; на — на таком же контуре кубика тот же мячик. 12. Физкультминутка. Проговаривание стихотворения «Таня-неумелочка» под движение шагом (логическое ударение хорошо сочетается с шагом правой ноги).
Занятие 14: «ОДЕЖДА» Цели: развивать языковое чутье детей путем образования и употребления приставочных глаголов; развивать понимание описательной речи. Задачи: Л. Активизировать лексику по теме; введение в речь детей слов портниха, швея, швейная машина, швейная фабрика, ателье; ткань в полоску, в клеточку, в горошек, без рисунка; виды отделок, украшений: оборки, складки, кружева, вышивка. Различение глаголов: шить — вязать — вышивать. Г. Образование и употребление приставочных глаголов (приставки при-, за-, вы-). Ответы на вопрос кому? П. Составление предложений типа: П + С + Вин. п. + Дат. п. (кто? что делает? что? кому?). Употребление усвоенных типов предложений. С. Понимание описательного рассказа логопеда. Заучивание наизусть четверостишия. Материал: 1. Сюжетные картинки для составления предложений. 2. Табличка «Портниха». 3. Детали кроя кукольного платья у каждого ребенка. 4. Натуральные предметы одежды с различными украшениями (вышивка, оборки, кружева, складки). 5. Текст для заучивания: Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Подожди немного, кошка, Будет и тебе одежка. Приемы, упражнения: 1.Беседа «Где берем одежду». 2. Рассматривание и высказывания детей по сюжетным картинкам «Магазин одежды», «На швейной фабрике». 3. Составление предложений по табличке «Портниха»: 4. Распространение предложений дополнением, отвечающим на вопрос кому? Портниха шьет платье маме. Бабушка шьет сарафан внучке (Маше, девочке). 5. Дид. игра «Портниха или портной». Детали кроя каждому ребенку. Составление словосочетаний: Карман (пуговицы) надо пришить. Рукав (рукава) надо вшить. Низ (подол) надо подшить. Дырку надо зашить. Узор надо вышить. Выделение действий: шить — пришить — подшить- заилить. 6. Украшение платья и обговаривание: Я вышиваю узор. Я пришиваю оборки. 7. Рассматривание детской одежды (расцветка ткани, украшения, детали). 8. Дид. игра «Потерялся мальчик» или «Потерялась девочка». девочка пяти лет. На ней красное платье в белый горошек. На платье два кармашка и белый воротничок. На голове у девочки красный бантик. На ногах белые носочки и красные сандалики. Кто найдет эту девочку, приведите ее ко мне. И т.п. 9. Рассматривание вязаных предметов одежды, называние по памяти того, что необходимо для вязания, и составление предложений по сюжетным картинкам:,
Бабушка вяжет шарф внуку. Девочка вяжет кофту кукле. Мама вяжет шапку дочке. 10. Заучивание наизусть четверостишия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|