Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей
Лексика. Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребенка, его язык. «Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь». В игровых текстах часто встречаются незнакомые детям слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры. Игры, в которых дети взаимодействуют с игровым полем, карточками, фишками, картинками, предметами и игрушками, обогащают активный словарный запас. «Ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они [слова] легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти». Во многих играх, особенно словесных, от детей требуется активный поиск, активное употребление слов по заданным признакам (антоним, омоним, родственное слово и т.д.). Так в речевых играх естественно, интересно, увлекательно проходит работа по обогащению и активизации словаря детей, по уточнению незнакомых слов и выражений, по актуализации точных по смыслу слов в заданном контексте. Грамматика. Усвоение грамматического строя происходит постепенно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Во всех речевых играх педагог дает речевой образец, а дети ему Подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями, влечениями, неподдельным интересом, разнообразными переживаниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умения прислушиваться к речи окружающих, тонко реагировать на оттенки звучания слов, заимствовать способы словоизменения и словообразования. Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных частей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной конструкции.
Таким образом, в речевых играх дети на практике овладевают функцией словоизменения и словообразования. Связная речь. Все речевые игры обусловлены правилами. «Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка». Речевые игры определяют содержание речи детей, полезно иногда предлагать всему коллективу сообща рассказывать о том, как проводится та или иная игра, предлагать кому-либо толково изложить правила игры товарищам, с ней еще незнакомым. «Сила воображения и способность подражать развиты в детях в высшей степени. Если вы хотите заставить их усвоить что-либо, старайтесь заставить их действовать в определенном, желаемом направлении...». Ребенок поет —и при этом учится петь; рисует, лепит — и развивает свои сенсорные способности; воспроизводит слышанную им сказку — и учится беглой, правильной устной речи; играет в речевые игры — и совершенствует свою речь во всех направлениях. Речевые игры способствуют систематизации знаний и представлений детей об окружающем, обогащению их словаря, активизации восприятия и понимания речи, определяют ее содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают ее развитию. Популярные и любимые детьми подвижные игры без литературного текста можно и нужно использовать в работе по лексическим темам. Например, игра «Пятнашки»: играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой. Вариант.речевой игры «Пятнашки»: дети встают в круг, педагог говорит: «Слетелись на заснеженную полянку разные зимующие птицы. Стали знакомиться друг с другом».
— Я — сорока, а ты кто? — обращается он к рядом стоящему Дети подхватывают и по очереди называют себя: «Я — галка, а ты кто?» — «Я — снегирь, а ты кто?» И т.д. (Синица, дятел, воробей, голубь, клест, свиристель...) Педагог продолжает: — Познакомились птицы и решили в «Пятнашки» поиграть... «Пятнашки с именем». Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал себя, например: «Я — сорока», «Я — галка» и т.д. «Пятнашки -"- ноги от земли». Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-либо предмет. А впоследствии еще и будет сообщать: «Сорока на ветке», «Галка на заборе», «Воробей на перилах», «Голубь на крыше», «Синица на трубе». «Пятнашки с домом». По краям площадки рисуются два круга, это гнезда. Преследуемый может спастись от пятнашки в гнезде, так как в границах круга пятнать нельзя. А впоследствии будет хвастливо заявлять: «Сорока в гнезде», «Ворона в гнезде», «Голубь в гнезде» и т.д. «Пятнашки с друзьями». Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим. Впоследствии они могут сообщать: «Сорока с вороной», «Голубь с галкой» и т.д. «Пятнашки с лентами». Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. В конце игры все, кто потерял ленточку, выкупают ее, читая загадку про свою птицу, или потешку, или называя глаголы (каркает, воркует, тенькает, стучит, кричит, свиристит, летает, клюет и т.д.): Аналогичным способом можно активизировать словарь в игре «Пятнашки» по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Детеныши животных». Тема: «ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ» А ты кто? Цель: активизировать в речи детей имена и фамилии (свои и товарищей). Описание игры: Дети стоят по кругу. Педагог дает образец: правой рукой показывает на себя и говорит: «Я — Света». Затем плавным жестом показывает на рядом стоящего ребенка и спрашивает: «А ты?» Тот, к кому обратились, подхватывает: «Я — Таня» — и по цепочке передает следующему: «А ты»? — «Я —Вова, а ты»? — «Я — Денис, а ты»? и т.д. Усложнения:
— К имени добавляется фамилия: «Я Света Соломина, а ты?» — «Я Таня Прокофьева, а ты?» и т.д. — Имена называются ласково: «Я Светонька, а ты?» — «Я Танечка, а ты?» и т.д. — К предложенной конструкции добавляется вопросительное местоимение: «Я Света Соломина, а ты кто?» — «Я Таня Прокофьева, а ты кто?» и т.д. Волшебная палочка Цели: развивать зрительное внимание; активизировать в речи детей имена и фамилии товарищей. Описание игры: в гости к детям приходит Петрушка и говорит: «Ребята, я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до кого-нибудь из вас, сразу же зазвучит его имя. Вы все дружно произносите его ясно'и громко». Петрушка касается палочкой детей, а все хором произносят соответствующее имя (в дальнейшем — имя и фамилию). Ласковые имена Цель: практическое усвоение словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Описание игры: дети водят хоровод, поют: Хоровод водили, ласковые были, В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Леночка (Вовочка, Танечка...), в кружок, Возьми, Леночка, флажок. Потом поочередно передают флажок друг другу, называя каждого ласковым именем. Дидактическое упражнение «Ласковые имена» — дать ласковые имена всем детям в группе: Аня — Анечка, Вова —: Вовочка, Таня — Танечка и т.д. Улиточка Цели: узнать товарища по голосу; развитие слухового внимания. Описание игры: водящий (улиточка) становится в середину круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих спрашивает, проговаривая последнюю строчку в стихотворении: Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я. Тот, чей голос «улиточка» узнала, сам становится ею, и игра продолжается. Усложнение: играющие спрашивают, изменяя голос. Угадай, чей голосок Цели: узнать товарища по голосу; развитие слухового внимания, координации движений. Описание игры: играющие сидят на стульчиках. Водящий стоит в центре и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Водящий должен узнать, кто назвал его. Если ответ правильный, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если ответ ошибочный, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается.
Вариант игры: педагог предлагает детям разбежаться по группе (по площадке). По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Водящий остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай! Игра повторяется несколько раз. Вариант игры: дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, чей это был голос. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит. Кто подошел? Цели: активизировать в речи детей знание имен и фамилий товарищей; развивать слуховое внимание. Описание игры: дети стоят (или сидят на стульчиках) полукругом. У водящего завязаны глаза, он стоит на некотором расстоянии от детей. К нему подходят по очереди товарищи и называют водящего по имени и фамилии. Водящий должен отгадать, кто к нему подходил, и назвать его имя и фамилию. Усложнение: К водящему подходят сразу три товарища и по очереди называют его. Если из трех он узнал двоих, то считается победителем, и его сменяет тот, кого назвали первым. Вот так позы! Цели: развивать зрительное внимание и память; закреплять знание имен и фамилий товарищей. Описание игры: дети стоят в ряд. Перед ними на некотором расстоянии стоит водящий. Педагог назначает 3 детей (позднее 4-5), и они на 40-50 секунд принимают какую-либо позу. Водящий смотрит на них внимательно и запоминает. Через 40-50 секунд все дети спокойно стоят, а водящий копирует позу каждого, называя при этом имя и фамилию товарища. Угадай, кого не стало Цели: развивать зрительное и слуховое внимание; практическое усвоение словоизменения (родительный падеж существительных единственного числа). Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий уходит за пределы комнаты или закрывает глаза. Кто-либо из детей выходит из круга и прячется. Водящий должен угадать, кого не стало. Если он затрудняется, то кто-нибудь из детей шепотом помогает ему. Если ответ водящего правильный, на его место встает тот, кто прятался и кого, назвали. Если же ответ неверный, то игра повторяется, но из круга прятаться выходит другой ребенок. В период знакомства детей друг с другом во всех играх, где требуется выбрать водящего, рекомендуется чаще использовать считалку: Раз, два, три, четыре, пять — Коля (Люда, Света..) будет начинать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|