Тема: «знакомство с группой,
С УЧАСТКОМ И ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТСКОГО САДА» Где был Петя? Цели: развивать речевой слух; уметь показывать то, о чем просит педагог (или о чем рассказывает педагог). Описание игры: воспитатель вносит куклу (мальчика Петю) и говорит: «Сегодня к нам в детский сад пришел новый мальчик. Его зовут Петя. Давайте все вместе покажем ему помещения группы». Дети вместе с педагогом обходят помещения (раздевальную, игровую, умывальную, спальню, кабинет логопеда и т.д.). В каждой комнате воспитатель отчетливо произносит: «Это раздевальная. Тут дети раздеваются (или одеваются)», «Это игровая. Тут дети играют (и занимаются)», «Это умывальная. Тут дети умываются» и т.д. Усложнения: - Педагог не только называет помещения группы, но и просит детей показывать то, что там находится. Например, в раздевальной: «Вова, покажи свой шкаф. Вова в шкаф вешает одежду», «Ира, покажи сушильный шкаф. В сушильном шкафу Ира сушит, варежки и обувь». — Дети не обходят помещения, а по описанию педагога называют: «Это раздевальная», «Это спальня». (Если детям трудно произносить такие слова, то они могут показывать соответствующие картинки.) — По такой же схеме педагог знакомит детей с помещениями детского сада (с музыкальным залом, спортивным залом, бассейном, медицинским кабинетом, зимним садом и т.д.): сначала во время Кто где работает? Цель: активизировать в речи детей названия помещений детского сада, имена и отчества сотрудников (тех, кто непосредственно работает с детьми).
Описание игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель сообщает: «Сегодня мальчик Петя хочет, чтобы вы проверили, как он запомнил названия помещений в детском саду и тех, кто там работает. Итак, вы называете помещения, а Петя называет имя и отчество сотрудников детского сада». Д ети: Музыкальный зал Спортивный зал Бассейн И т.д.
Если дети затрудняются назвать помещения детского сада, то могут показать соответствующие картинки или фотографии. Вариант игры: Петя называет и одновременно показывает картинки или фотографии помещения, а дети вспоминают имена и отчества тех, кто там работает. Поручения Цели: развивать слуховое внимание; закрепить умение ориентироваться в групповых помещениях. Описание игры: дети сидят полукругом на стульчиках. В центре стоит стол, на нем лежат различные предметы: расческа, шарф, чашка, альбом и т.д. Воспитатель шепотом дает несложные поручения детям: «Саша, отнеси расческу в умывальную», «Положи на полку, Петя», «Юля, отнеси альбом в кабинет логопеда, положи на стол», «Света, отнеси чашку в посудную, поставь на поднос». И т.д. Куда бежать? Цели: развивать слуховое внимание; закрепить умение ориентироваться на участке. Описание игры: воспитатель стоит в центре полукруга детей и шепотом говорит: «Раз,-два, три, к... (ориентиру) беги!» Ориентиром может быть дерево,- горка, песочница, веранда, скамейка и т.д. Кто первым прибежит, тот становится ведущим. Тема: «НАШЕ ТЕЛО» Вы будете показывать, а я называть Цели: привлечь внимание детей к своему телу; учить соотносить жест и слово. Описание игры: Дети стоят по кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из вас по очереди будет показывать на себе часть тела, а я буду называть ее. Будьте внимательны! Повторяться нельзя. Раз, два, три, четыре, пять, Света будет начинать».
Усложнения: — Педагог намеренно путает названия частей тела, дети дружно поправляют его. — Педагог показывает на себе части тела, дети хором называют их. — Педагог показывает на себе части тела, дети называют их по цепочке, вразбивку. Испорченный телефон Цели: развивать слуховое внимание, восприятие и самоконтроль; активизировать в речи детей названия частей тела. Описание игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель шепотом (на ушко) говорит первому сидящему слово-название какой-либо части тела. Дети по очереди шепотом передают это слово. Последний принявший это слово выходит, встает лицом к детям и показывает соответствующую часть тела на себе. Если показывает правильно, значит, телефон работает исправно. Если неправильно, то ведущий выясняет, кто испортил телефон, и отправляет «нарушителя» в конец цепочки. Воробушек Цели: развивать чувство ритма и выразительность пантомимических движений; активизировать в речи названия частей тела. Описание игры: дети встают в круг. Посередине круга сидит «воробушек». Дети идут по кругу и поют:
Один — много Цели: практическое усвоение образования мн. ч. существительных в им. п.; активизировать в речи названия частей тела (сначала однотипные окончания, затем вперемежку). Описание игры: дети стоят в кругу, в центре круга — воспитатель. Он по очереди бросает мяч детям и называет часть тела в ед. ч.; дети возвращают мяч и называют часть тела во мн. ч.
Последовательность использования слов: — окончание -ы (зуб — зубы, волос — волосы, живот — животы, нос — носы, палец — пальцы, губа — губы, спина — спины, голова — головы, ресница — ресницы; нельзя использовать трудные случаи — окончание -и (щека — щеки, нога — ноги, пятка — пятки, рука — руки, ладонь — ладони, локоть — локти, ноготь — ногти — окончание -а (глаз — глаза, бок — бока, туловище — туловища, тело — тела, бедро • — бедра). Усложнение: образование мн. ч. существительных в род. п. Сначала воспитатель использует слова с однотипными окончаниями, затем — вперемежку; — окончания -ов, -ев (много языков, зубов, носов, животов, кулаков, подбородков, затылков, пальцев и т.д.); — нулевое окончание (много рук, ног, глаз, щек, ресниц, век, губ, плеч, волос и т.д.); — окончание -ей (много ногтей, локтей, ушей, ступней, шей, ладоней). Примечание. Игру можно проводить с мячом только тогда, когда дети научатся ловить и подавать мяч. При отсутствии навыка владения мячом можно использовать «волшебную палочку». Что у вас? Цели: практическое усвоение мн. ч. существительных; активизировать в речи названия частей тела. Описание игры: дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог показывает на себе ту или иную часть тела и говорит: «У меня голова, а у вас?» Дети дружно хором отвечают: «Головы». Позднее могут отвечать фразой: «У нас головы». Кто больше назовет? Цели: называть мелкие части тела по месту их расположения на крупных; уметь ориентироваться на себе и от себя. Описание игры: дети сидят полукругом. Водящий называет (или показывает на картинке) крупную часть тела, а дети перечисляют на ней мелкие части. Например: рука — ладонь, пальцы, кулак, ногти, мизинец, локоть и т.д. За каждое названное слово ребенок получает фант. Кто больше набрал фантов, тот выиграл. Усложнение: что бывает левое? Что бывает правое? — Перечислять все подряд (левое ухо, левая нога, левый бок...).
— Перечислять с установкой (левое — ухо, плечо, колено, веко... левая — рука, нога, щека, пятка, ладонь... левый' — бок, кулак, глаз, локоть, висок...). За ошибки в согласовании водящий забирает фант; в конце игры каждый ребенок выручает свой фант, выполняя какое-либо задание: например, поднять левую руку вверх; закрыть правое ухо правой ладонью и т.д. Ручки в стороны Цели: иллюстрировать каждую строчку текста соответствующим движением; учить ориентироваться на себе и от себя. Описание игры: дети стоят стайкой и выполняют движения в соответствии с текстом: Ручки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вперед, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вверх, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки влево, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вправо, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки назад, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки вниз, в кулачок, разжимай и на бочок. Усложнение: ориентироваться на названные части тела. Ручки за голову, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки на плечи, в кулачок, разжимай и на бочок. Ручки к щечкам, в кулачок, разжимай и на бочок. И т.д. По ровненькой дорожке Цель: выполнять движения в соответствии с декламируемым текстом. Описание игры: дети выполняют движения стайкой, или в шеренге, или в кругу. По ровненькой дорожке, Дети ритмично шагают под слова. По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два... По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам. В ямку бух! Вышли из ямы. По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке... Устали наши ножки, Устали наши ножки.
Вот наш дом, Там мы живем. Усложнения:, — Выделить из текста слово, обозначающее часть тела (ножки); слова-действия (шагают, вышли, устали); придумать свои слова, что еще делают ножки (прыгают, стоят, бегут, топают, пинают, наступают, танцуют...). — После слов «В ямку бух!» дети сидят на корточках до тех пор, пока не скажут слово-действие, что еще делают ножки. Детей, которые затрудняются в подборе нужного глагола, разными способами выручают товарищи, уже «выбравшиеся из ямы» Мы топаем ногами Цели: активизировать в речи детей глагольный словарь; развивать чувство ритма. Описание игры: дети стоят в кругу и иллюстрируют текст игры соответствующими движениями: Мы топаем ногами: топ, топ, топ! Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп! Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки, подаем и бегаем кругом! Не перепутай Цели: закрепить названия различных чаетей тела (лица, головы); воспитывать внимание, быстроту реакции. Описание игры: дети стоят полукругом, ведущий перед ними. Ведущий объясняет правила игры: при слове «нос» нужно дотронуться до носа; при слове «лоб» — до лба и т.д. Когда дети усвоят правила игры и будут верно называть части лица, головы, то про водится более усложненный вариант игры. Ведущий пытается запутать детей: «Нос — нос — нос — ухо!» Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д. Да или Нет Цели: соотносить звучащее слово с конкретной частью тела (на кукле, на мишке); развивать слуховое внимание. Описание игры: дети сидят полукругом. Ведущий показывает на кукле части тела и просит детей называть их. Затем ведущий предлагает детям отвечать словами «да», «нет» на вопросы: «Есть у куклы нос?», «Есть у куклы уши?», «Есть у куклы хвост?», «Есть у куклы руки?», «Есть у куклы когти?» и т.д. Усложнения: — Игру проводить так же, но все слова (названия частей тела) произносить ласково: «Есть у куклы носик?», «Есть у куклы ушки?» и т.д. —Отвечать не просто словами «да», «нет», но целым предложением: «Есть у куклы нос?» — «Да, у куклы есть нос». И т.д. — При изучении темы «Дикие животные» использовать игрушку (плюшевого мишку) и дифференцировать понятия «лицо» — «морда», «руки» — «лапы», «рот» — «пасть», «ногти» — «когти», «волосы» — «шерсть». | Чего нет? Цели: активизировать в речи детей названия частей тела, закрепить навык словоизменения — практического употребления существительных в род. П; ед. ч.; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и мелкую моторику. Оборудование: конверт с разборной куклой-голышкой из картона у каждого ребенка; образец разборной куклы большего размера у логопеда. Описание игры: предварительно из каждого конверта убирается одна из частей тела разборной куклы. Логопед, привлекая внимание детей, складывает куклу-голышку на фланелеграфе, называя все крупные части тела. Затем предлагает детям сделать то же самое, вынув свой набор из конвертов. Кто первый сложит — получает флажок. В процессе складывания дети обнаруживают отсутствие одной части. Логопед спрашивает: «Чего у тебя нет?» Ребенок должен дать правильный ответ: «У меня нет ноги (руки, головы)». Усложнения: — Складывание на скорость (использовать песочные часы, счет). — Наличие лишней части тела. — Изменить вопрос: «Что тебе дать?» Отвечая на вопрос, дети используют существительные в вин. п. ед. числа (ногу, руку, голову). «Дорисуй куклу», или «Забывчивый художник» Цели: активизировать предметный словарь по теме, закрепить навык словоизменения — практического употребления существительных в род. п. ед. ч.; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и мелкую моторику. Описание игры: каждому ребенку дается контур куклы-голышки с недорисованной частью тела и карандаш. Логопед объявляет задание: дорисовать куклу и ответить на вопросы: «Что забыл нарисовать художник?», «Чего нет у куклы?», «Чего не было у куклы?», «Что ты дорисовал?» Усложнения: — Заштриховать куклу-голышку. — Дорисовать другие мелкие части тела. — «Одеть» куклу (нарисовать ей одежду). Большие ноги Цели: иллюстрировать движениями содержание декламируемого текста; развивать чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другое; осознать разницу в протипоставлении «большие — маленькие», «ноги — ножки». Описание игры: дети стайкой вместе с воспитателем ритмично вышагивают, высоко поднимая ноги» по воображаемой дороге. Большие ноги Темп замедленный. Шли по дороге: Топ, топ, топ.. Маленькие ножки Дети бегут мелкими, семенящими Бежали по дорожке: шажками. Темп убыстренный. Топ, топ, топ, топ... Аист Цель: закрепить понятия «правая» — «левая нога», сочетание речи с движениями. Оборудование: шапочка аиста. Описание игры: один ребенок изображает аиста, ему надевают шапочку аиста. Все дети стайкой вместе с воспитателем вешают на локоток воображаемую корзиночку, идут в лес, собирают ягоды. Вдруг воспитатель сообщает, что они заблудились в лесу, потеряли дорогу, и предлагает обратиться к аисту: — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает:
Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова правою ногой, Снова левою ногой, После правою ногой, После левою ногой, Вот тогда придешь домой!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|