Логопедическое обследование детей
Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедическое обследование. Его цель — установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и степень тяжести, выявить потенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком. Методику логопедического обследования можно изучить по многочисленным пособиям, указанным в списке использованной литературы. Результаты обследования заносятся в речевую карту. Она является основным документом логопеда. Правильно заполненная речевая карта свидетельствует о профессиональной грамотности специалиста. Мы предлагаем логопедическое обследование ребенка по речевой Карте, предназначенной для детей с ОНР, с вариантами ее заполнения. Это поможет при обследовании правильно идентифицировать отклонения в речевом развитии каждого ребенка Логично начать работу по обследованию с заполнения в речевой карте формальных сведений о ребенке — паспортные данные, откуда прибыл, № протокола ПМПК, сведения о семье — и с изучения документации, поступившей на ребенка: заключения специалистов (отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невропатолога), выписки из истории развития ребенка, характеристики воспитателя, работы ребенка по изодеятельности и т.д. Все это позволит проанализировать предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.
Заключения специалистов заносятся в соответствующие графы речевой карты (образец заполнения речевой карты см. на с. 156-164). В целенаправленной беседе с матерью выявляются «Жалобы родителей» на речь ребенка. А при сборе анамнестических сведений (течение беременности, особенности протекания родов, состояние ребенка в момент рождения, раннее общее развитие, перенесенные заболевания и травмы) главное внимание следует уделить выявлению особенностей раннего речевого развития: когда ребенок стал реагировать на звуки голоса, когда появились гуление, лепет, первые слова, первая фраза, сложное предложение, как шло наращивание словаря (медленно, скачкообразно, постепенно). В этой же беседе важно выяснить речевое окружение ребенка в семье. Полученные сведения следует зафиксировать в речевой карте, в графе «Раннее развитие ребенка» и сравнить их с условным эталоном возрастной нормы. В графе «Состояние общей моторики» отметить особенности выполнения основных движений, дать характеристику координации и переключаемости движений, походки, назвать ведущую руку, навыки самообслуживания. В графе «Общее звучание речи» описать особенности голоса, темп речи, разборчивость речи, артикуляцию, тип дыхания. Общее звучание речи. Возможные варианты Голос — высота: чрезвычайно высокий, высокий, низкий, нормальный; • тембр: нормальный, сиплый, хриплый, сдавленный, глухой, гортанный, с носовым оттенком, назализованный; • сила: слабый, тихий, истощающийся, напряженный, прерывистый, громкий, неполетный; • наличие модуляций (повышение, понижение тона): модулированный, немодулированный, монотонный, крикливый, скандированная речь. Темп речи — нормальный, ускоренный, замедленный, быстрый. Разборчивость речи — недостаточно разборчива, неразборчива, непонятна для окружающих. Артикуляция — четкая, ясная, неясная, смазанная, зажатая, вялая, диффузная, напряженная, искаженная, нейтральная, замедленная, непостоянная, чрезмерно утрированная, перемещенная в задние зоны ротовой полости; наличие палатализации (выгибания спинки языка вверх), назализации, призвуков (придыхания, хрипа, гортанности), девиации (отклонений в сторону), гиперметрии, гиперкинезов, дискоординационных расстройств.
Дыхание — носовое, ротовое, смешанное (носо-ротовое); ключичное, грудное, диафрагмальное, комбинированное; учащенное, уреженное, спокойное; поверхностное, неглубокое, глубокое; ритмичное, неритмичное, судорожное, толчкообразное, речь на вдохе, плавное; ослабленное, активный вдох укорочен, короткий неэкономный выдох. В графе «Состояние артикуляционного аппарата» описать строение всех органов — губ, зубов, зубных рядов, прикуса, челюстей, языка, твердого и мягкого неба, отметить соответствие норме или наличие дефектов; проверить подвижность органов артикуляционного аппарата. Строение. Возможные варианты Губы — нормальные, тонкие, толстые, короткие, мясистые, отвислые, узкие, укороченная верхняя губа, наличие рубцов после хейло-пластики. Зубы — нормальные, редкие, крупные, мелкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, в два ряда, без промежутков, с увеличенными промежутками; отсутствие верхних или нижних резцов; наличие кариеса. Прикус —правильный, открытый передний, открытый боковой (левосторонний, правосторонний, двусторонний), глубокий, мелкий, прямой. Челюсти — нормальные, прогнатия (верхняя выдвинута вперед), прогения (нижняя выдвинута вперед), отвислость нижней челюсти, смещение в ту или иную сторону. Язык — толстый, массивный, тонкий, узкий, длинный, гладкий,, «географический» (поверхность испещрена), укороченная уздечка. Небо — нормальное, узкое, высокое, низкое, плоское, наличие расщелин. Мягкое небо — нормальное, укороченное, массивное, раздвоение увуля, наличие расщелин. Подвижность. Возможные варианты Губы — движения симметричные, несимметричные, быстро истощающиеся, затрудненные, вялые, напряженные; малоподвижные. Язык —движения полные, неполные, точные, неточные, быстро истощающиеся, вялые, напряженные; симметричные, несимметричные, соразмерные, недифференцированные, замедленные; поиск позы, поза фиксируется, не фиксируется; наличие девиаций, тремора, гиперкинезов, синкинезий, саливации.
Мягкое нёбо — подвижное, неподвижное, вялое, трудно включается в движение, отсутствует смыкание. В графе «Пониманиеречи» зафиксировать установленный в процессе общения с ребенком уровень понимания речи. Нулевой — ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих. Ситуативный — ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Номинативный — ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, но с трудом ориентируется в названиях действий. Предикативный — ребенок знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов. Расчлененный — ребенок различает изменения значений, вносимых флексиями, приставками, суффиксами. Связная речь По всем этапам обследования обязательно приводятся примеры связной речи ребенка. Все вопросы, обращенные к ребенку в качестве помощи, фиксируются в речевой карте. Диалогическая (беседа) — владеет связным высказыванием, не владеет; зафиксировать, какими ответами пользуется (мимикой, жестами, кивком головы, элементарной фразой или развернутым предложением); ответы правильны по содержанию или неадекватны; наличие самостоятельных высказываний. Заученная (стихотворение) — не знает стихов; отказывается читать, но знает стихи; читает с помощью, читает с нарушением рифмы, передает содержание прозаическим текстом; хорошо, выразительно читает (1-2 стихотворения). Рассказ по сюжетной картинке — понимает содержание картинки, не понимает; рассказывает связно, последовательно, затрудняется; подражает речевому образцу, не воспринимает его; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; ограничивается поверхностным перечислением персонажей или деталей; допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц. Рассказ по серии картинок —раскладывает серию самостоятельно, с помощью; понимает логику событий, не, понимает; умеет составить рассказ, затрудняется; принимает помощь, не принимает; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; адекватно объясняет причинно-следственные связи, не объясняет.
Пересказ — воспроизводит текст с пропусками, с искажениями, с перестановками материала; пересказывает схематично, обедненно; осмысленно, эмоционально; относительно полно, в нужной последовательности. Рассказ-описание предмета (игрушки) — активен, самостоятелен в построении высказывания; точно называет предмет (игрушку),' отмечает тот или иной признак,, указывает на действие, которое можно производить с предметом (игрушкой), или нет. Словарный запас Проверить и оценить объем и качество активного словаря, наличие обобщающих понятий, знание антонимов, умение подобрать эпитеты к словам. Имя существительное Родовое и видовое понятия— не знает названия предметов, не знает обобщающих слов, смешивает родовые понятия, не конкретизирует родовое понятие, называет только единичные предметы, словарь резко ограничен. Слова, сложные для понимания — совершает лексические замены (форточка — «открывать»); не понимает и не употребляет то или иное слово (0); недифференцированно понимает слова (хобот — «нос», клюв — «нос»); правильно называет слово (+). Предмет и его части — называет несущественные детали, а существенные опускает (не называет, например, у машины руль, мотор, но крышу, стекло и «такие штучки» замечает и перечисляет); не называет части (0); пытается объяснить слово, не называя его (фары — «такие штучки»"); использует жесты. Животные и их детеныши — называет (+); не называет (0); совершает лексические замены. Существительные с уменьшительным значением — не образует (0); правильно образует (+); образует неправильно (записать так, как произносит ребенок: ковер — «ковреник»). Название профессий — совершает лексические замены (врач — «лечит»); называет (+); не называет (0). Глагол Различные действия ц состояния предметов — называет (+); не называет (0); заменяет сходным по значению (идти — «пошел и все»). Возвратные глаголы — употребляет в активной речи (+); не употребляет, но понимает; не понимает, не употребляет (0). Изменения глаголов — изменяет (+); изменяет частично (время +, число — 0; число +, вид — 0); не изменяет (0). Приставочные глаголы — не различает оттенков (0); заменяет все одним словом (наливает, поливает, выливает — «льет»); понимает и употребляет (+). Имя прилагательное Качественные — называет (+); не называет (0); называет частично (только цвет, только размер и т.д.).
Антонимы — называет (+); не называет (0); заменяет (все величины — «маленький»). Относительные — не образует (0); образует неправильно, (груша — «грушный»); заменяет названием предмета (дерево — «деревяшка», стекло — «из стекла»); образует правильно (+). Притяжательные — обследуются только у детей 6 лет. Наречие — употребляет (+); не употребляет (0); заменяет (вверх — «там», медленно — «тихо» и т.д.). Грамматический строй речи Исследовать функцию словоизменения и словообразования. Именительный падеж существительных ед. и мн. ч. — не изменяет по числам (0); изменяет (+); изменяет неправильно (дом — «доми», ухо — «ухи», лев — «левы»). Родительный падеж со словами «нет», «много» — не изменяет («много зубы» — (0); дает правильные окончания (+); преобладают окончания раннего онтогенеза -ов, -ев (нет «ягодов», «гусев»); дает неправильные окончания (много «глазех»). Дательный падеж ед. и мн. ч. — не изменяет (0); изменяет неправильно (кому? — «девочким», «Валеру»); изменяет правильно (+). Винительный падеж — не изменяет (0); изменяет неправильно (вижу «доми»); изменяет (+). Творительный падеж орудийности, времени — не изменяет (0); изменяет неправильно (чем? — «каским», «нозецем»); неправильное ударение (топором); изменяет (+). Предложные формы — предлог опускает (в коробке — «коебке»); заменяет предлог звуком (со стола — «а стола», на столе — «и столе»); заменяет сложный предлог простым (из-под шкафа — «из шкафа»); неустойчивое употребление (в одних случаях употребляет, в других нет). Пространственные предлоги — употребляет (+); понимает, но не употребляет; не понима-ет и не употребляет (0). Согласование числительных с существительными вроде — согласует (+); не согласует (0); согласует неправильно («один груша»). Согласование прилагательных с существительными — согласует (+); не согласует (0); согласует неправильно («голубой ведро»); не понимает (не принимает задание). Произношение При обследовании необходимо выявить, какая группа звуков нарушена, установить вид нарушения (межзубный сигматизм, дефект озвончения и т.д.) и ароявления нарушения. Обязательно приводятся примеры неправильного звукопроизношения в речи ребенка. Гласные — нечетко артикулирует; смешивает (ы-и, о-у); отсутствует лабиализация (о, у). Согласные — пропускает; искажает; заменяет; смешивает. Слоговая структура слова Если нарушение слоговой структуры выявляется в первом задании (в отраженной речи), то последующие задания не предъявляются. Задания: • повторить за логопедом слова; • назвать предметы (картинки) отраженно; • повторить предложения; • повторить слоговые ряды (в случаях грубого нарушения слоговой структуры в речи ребенка). Возможные варианты — не нарушает (+); нарушает: сокращает (карандаш — «кадась»), переставляет (кошелек — «секи-ек»), уподобляет (смородина — «рародина», хоккеист — «хихист»); сокращает звуконаполняемость слов при стечении согласных (стрекоза — «тикоза»). Фонематическое восприятие Проверить способность ребенка воспринимать и различать фонемы, сходные по артикуляции и близкие по звучанию. Если нарушение выявляется на том или ином задании, то последующие задания не предъявляются. Повторение оппозиционных слогов — повторяет (+); повторяет с ошибками (па-ба — «па-па»); не повторяет (0). Выделение звука из слова — выделяет (+); выделяет с ошибками; не выделяет (0). Определение наличия звука в слове в разных позициях— определяет (+); не определяет (0). Отбор картинок с заданным звуком — выполняет (+); не выполняет (0); выполняет с ошибками. Самостоятельное придумывание слов на заданный звук — придумывает (+); не придумывает (0); придумывает с ошибками. Общее развитие ребенка На этом этапе обследования особенно важен качественный анализ всех действий, высказываний и реакций ребенка. Это дает возможность выявить особенности познавательной деятельности: наличие познавательных интересов, любознательности, волевых усилий, пространственной ориентировки, способности к переносу показанного способа действия, понимать объяснение; сформированность понятий цвета, формы, величины и т.д. При обследовании общего развития ребенка следует оценить: ориентировочную реакцию; устойчивость внимания; работоспособность; умение использовать предложенную помощь; переклю-чаемость с одного действия на другое. Заключение логопеда Заключение логопеда должно соответствовать педагогической классификации речевых нарушений. Причина выявленного речевого нарушения может указываться по клинической классификации. Примеры: Общее недоразвитие речи, 2-й уровень речевого развития у ребенка с ринолалией. Общее недоразвитие речи, 3-й уровень речевого развития у ребенка с дизартрией. Общее недоразвитие речи, 1-й уровень речевого развития у ребенка с моторной, сенсорной алалией. Результаты логопедического обследования дают возможность сделать вывод о состоянии речевых навыков ребенка и наметить пути восстановительного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|