Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедическое обследование детей




Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедиче­ское обследование.

Его цель — установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и степень тяжести, выявить по­тенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.

Методику логопедического обследования можно изучить по многочисленным пособиям, указанным в списке использованной литературы.

Результаты обследования заносятся в речевую карту. Она явля­ется основным документом логопеда. Правильно заполненная рече­вая карта свидетельствует о профессиональной грамотности спе­циалиста.

Мы предлагаем логопедическое обследование ребенка по речевой Карте, предназначенной для детей с ОНР, с вариантами ее запол­нения. Это поможет при обследовании правильно идентифициро­вать отклонения в речевом развитии каждого ребенка

Логично начать работу по обследованию с заполнения в рече­вой карте формальных сведений о ребенке — паспортные данные, откуда прибыл, № протокола ПМПК, сведения о семье — и с изу­чения документации, поступившей на ребенка: заключения спе­циалистов (отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невропатолога), выписки из истории развития ребенка, характери­стики воспитателя, работы ребенка по изодеятельности и т.д.

Все это позволит проанализировать предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.

Заключения специалистов заносятся в соответствующие графы речевой карты (образец заполнения речевой карты см. на с. 156-164).

В целенаправленной беседе с матерью выявляются «Жалобы родителей» на речь ребенка. А при сборе анамнестических сведений (течение беременности, особенности протекания родов, состояние ребенка в момент рождения, раннее общее развитие, перенесенные заболевания и травмы) главное внимание следует уделить выявле­нию особенностей раннего речевого развития: когда ребенок стал реагировать на звуки голоса, когда появились гуление, лепет, пер­вые слова, первая фраза, сложное предложение, как шло наращи­вание словаря (медленно, скачкообразно, постепенно).

В этой же беседе важно выяснить речевое окружение ребенка в семье. Полученные сведения следует зафиксировать в речевой карте, в графе «Раннее развитие ребенка» и сравнить их с услов­ным эталоном возрастной нормы.

В графе «Состояние общей моторики» отметить особенности выполнения основных движений, дать характеристику коорди­нации и переключаемости движений, походки, назвать ведущую руку, навыки самообслуживания.

В графе «Общее звучание речи» описать особенности голоса, темп речи, разборчивость речи, артикуляцию, тип дыхания.

Общее звучание речи. Возможные варианты

Голос — высота: чрезвычайно высокий, высокий, низкий, нор­мальный;

• тембр: нормальный, сиплый, хриплый, сдавленный, глухой, гортанный, с носовым оттенком, назализованный;

• сила: слабый, тихий, истощающийся, напряженный, преры­вистый, громкий, неполетный;

• наличие модуляций (повышение, понижение тона): моду­лированный, немодулированный, монотонный, крикливый, скандированная речь.

Темп речи — нормальный, ускоренный, замедленный, быстрый.

Разборчивость речи — недостаточно разборчива, неразборчива, непонятна для окружающих.

Артикуляция — четкая, ясная, неясная, смазанная, зажатая, вялая, диффузная, напряженная, искаженная, нейтральная, замед­ленная, непостоянная, чрезмерно утрированная, перемещенная в задние зоны ротовой полости; наличие палатализации (выгибания спинки языка вверх), назализации, призвуков (придыхания, хрипа, гортанности), девиации (отклонений в сторону), гиперметрии, гиперкинезов, дискоординационных расстройств.

Дыхание — носовое, ротовое, смешанное (носо-ротовое); клю­чичное, грудное, диафрагмальное, комбинированное; учащенное, уреженное, спокойное; поверхностное, неглубокое, глубокое; рит­мичное, неритмичное, судорожное, толчкообразное, речь на вдохе, плавное; ослабленное, активный вдох укорочен, короткий неэко­номный выдох.

В графе «Состояние артикуляционного аппарата» описать строе­ние всех органов — губ, зубов, зубных рядов, прикуса, челюстей, языка, твердого и мягкого неба, отметить соответствие норме или наличие дефектов; проверить подвижность органов артикуляцион­ного аппарата.

Строение. Возможные варианты

Губы — нормальные, тонкие, толстые, короткие, мясистые, отвис­лые, узкие, укороченная верхняя губа, наличие рубцов после хейло-пластики.

Зубы — нормальные, редкие, крупные, мелкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, в два ряда, без промежутков, с увеличенными промежутками; отсутствие верхних или нижних резцов; наличие кариеса.

Прикус —правильный, открытый передний, открытый боковой (левосторонний, правосторонний, двусторонний), глубокий, мел­кий, прямой.

Челюсти — нормальные, прогнатия (верхняя выдвинута впе­ред), прогения (нижняя выдвинута вперед), отвислость нижней че­люсти, смещение в ту или иную сторону.

Язык — толстый, массивный, тонкий, узкий, длинный, гладкий,, «географический» (поверхность испещрена), укороченная уздечка.

Небо — нормальное, узкое, высокое, низкое, плоское, наличие расщелин.

Мягкое небо — нормальное, укороченное, массивное, раздвое­ние увуля, наличие расщелин.

Подвижность. Возможные варианты

Губы — движения симметричные, несимметричные, быстро исто­щающиеся, затрудненные, вялые, напряженные; малоподвиж­ные.

Язык —движения полные, неполные, точные, неточные, быстро истощающиеся, вялые, напряженные; симметричные, несиммет­ричные, соразмерные, недифференцированные, замедленные; поиск позы, поза фиксируется, не фиксируется; наличие девиаций, тре­мора, гиперкинезов, синкинезий, саливации.

Мягкое нёбо — подвижное, неподвижное, вялое, трудно вклю­чается в движение, отсутствует смыкание.

В графе «Пониманиеречи» зафиксировать установленный в про­цессе общения с ребенком уровень понимания речи.

Нулевой — ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих.

Ситуативный — ребенок понимает просьбы, связанные с оби­ходным предметным миром.

Номинативный — ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, но с трудом ориентируется в названиях действий.

Предикативный — ребенок знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов.

Расчлененный — ребенок различает изменения значений, вноси­мых флексиями, приставками, суффиксами.

Связная речь

По всем этапам обследования обязательно приводятся примеры связной речи ребенка. Все вопросы, обращенные к ребенку в каче­стве помощи, фиксируются в речевой карте.

Диалогическая (беседа) — владеет связным высказыванием, не владеет; зафиксировать, какими ответами пользуется (мимикой, жестами, кивком головы, элементарной фразой или развернутым предложением); ответы правильны по содержанию или неадекватны; наличие самостоятельных высказываний.

Заученная (стихотворение) — не знает стихов; отказывается читать, но знает стихи; читает с помощью, читает с нарушением

рифмы, передает содержание прозаическим текстом; хорошо, вы­разительно читает (1-2 стихотворения).

Рассказ по сюжетной картинке — понимает содержание картинки, не понимает; рассказывает связно, последовательно, затрудняется; подражает речевому образцу, не воспринимает его; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; ограничивается поверхност­ным перечислением персонажей или деталей; допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изобра­женных лиц.

Рассказ по серии картинок —раскладывает серию самостоятельно, с помощью; понимает логику событий, не, понимает; умеет соста­вить рассказ, затрудняется; принимает помощь, не принимает; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; адекватно объ­ясняет причинно-следственные связи, не объясняет.

Пересказ — воспроизводит текст с пропусками, с искажениями, с перестановками материала; пересказывает схематично, обедненно; осмысленно, эмоционально; относительно полно, в нужной после­довательности.

Рассказ-описание предмета (игрушки) — активен, самостоятелен в построении высказывания; точно называет предмет (игрушку),' отмечает тот или иной признак,, указывает на действие, которое можно производить с предметом (игрушкой), или нет.

Словарный запас

Проверить и оценить объем и качество активного словаря, нали­чие обобщающих понятий, знание антонимов, умение подобрать эпитеты к словам.

Имя существительное

Родовое и видовое понятия— не знает названия предметов, не знает обобщающих слов, смешивает родовые понятия, не конкретизирует родовое понятие, называет только единичные предметы, словарь резко ограничен.

Слова, сложные для понимания — совершает лексические замены (форточка — «открывать»); не понимает и не употребляет то или иное слово (0); недифференцированно понимает слова (хобот — «нос», клюв — «нос»); правильно называет слово (+).

Предмет и его части — называет несущественные детали, а существенные опускает (не называет, например, у машины руль, мотор, но крышу, стекло и «такие штучки» замечает и перечисляет);

не называет части (0); пытается объяснить слово, не называя его (фары — «такие штучки»"); использует жесты.

Животные и их детеныши — называет (+); не называет (0); совершает лексические замены.

Существительные с уменьшительным значением — не образует (0); правильно образует (+); образует неправильно (записать так, как произносит ребенок: ковер — «ковреник»).

Название профессий — совершает лексические замены (врач — «лечит»); называет (+); не называет (0).

Глагол

Различные действия ц состояния предметов — называет (+); не назы­вает (0); заменяет сходным по значению (идти — «пошел и все»).

Возвратные глаголы — употребляет в активной речи (+); не упо­требляет, но понимает; не понимает, не употребляет (0).

Изменения глаголов — изменяет (+); изменяет частично (время +, число — 0; число +, вид — 0); не изменяет (0).

Приставочные глаголы — не различает оттенков (0); заменяет все одним словом (наливает, поливает, выливает — «льет»); пони­мает и употребляет (+).

Имя прилагательное

Качественные — называет (+); не называет (0); называет частично (только цвет, только размер и т.д.).

Антонимы — называет (+); не называет (0); заменяет (все вели­чины — «маленький»).

Относительные — не образует (0); образует неправильно, (груша — «грушный»); заменяет названием предмета (дерево — «деревяшка», стекло — «из стекла»); образует правильно (+).

Притяжательные — обследуются только у детей 6 лет.

Наречие — употребляет (+); не употребляет (0); заменяет (вверх — «там», медленно — «тихо» и т.д.).

Грамматический строй речи

Исследовать функцию словоизменения и словообразования.

Именительный падеж существительных ед. и мн. ч. — не изме­няет по числам (0); изменяет (+); изменяет неправильно (дом — «доми», ухо — «ухи», лев — «левы»).

Родительный падеж со словами «нет», «много» — не изменяет («много зубы» — (0); дает правильные окончания (+); преобладают

окончания раннего онтогенеза -ов, -ев (нет «ягодов», «гусев»); дает неправильные окончания (много «глазех»).

Дательный падеж ед. и мн. ч. — не изменяет (0); изменяет непра­вильно (кому? — «девочким», «Валеру»); изменяет правильно (+).

Винительный падеж — не изменяет (0); изменяет неправильно (вижу «доми»); изменяет (+).

Творительный падеж орудийности, времени — не изменяет (0); изменяет неправильно (чем? — «каским», «нозецем»); неправиль­ное ударение (топором); изменяет (+).

Предложные формы — предлог опускает (в коробке — «коебке»); заменяет предлог звуком (со стола — «а стола», на столе — «и столе»); заменяет сложный предлог простым (из-под шкафа — «из шкафа»); неустойчивое употребление (в одних случаях употребляет, в дру­гих нет).

Пространственные предлоги — употребляет (+); понимает, но не употребляет; не понима-ет и не употребляет (0).

Согласование числительных с существительными вроде — согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («один груша»).

Согласование прилагательных с существительными — согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («голубой ведро»); не понимает (не принимает задание).

Произношение

При обследовании необходимо выявить, какая группа звуков нару­шена, установить вид нарушения (межзубный сигматизм, дефект озвончения и т.д.) и ароявления нарушения. Обязательно приво­дятся примеры неправильного звукопроизношения в речи ребенка.

Гласные — нечетко артикулирует; смешивает (ы-и, о-у); отсут­ствует лабиализация (о, у).

Согласные — пропускает; искажает; заменяет; смешивает.

Слоговая структура слова

Если нарушение слоговой структуры выявляется в первом задании (в отраженной речи), то последующие задания не предъявляются.

Задания:

• повторить за логопедом слова;

• назвать предметы (картинки) отраженно;

• повторить предложения;

• повторить слоговые ряды (в случаях грубого нарушения сло­говой структуры в речи ребенка).

Возможные варианты — не нарушает (+); нарушает: сокращает (карандаш — «кадась»), переставляет (кошелек — «секи-ек»), уподобляет (смородина — «рародина», хоккеист — «хихист»); сокра­щает звуконаполняемость слов при стечении согласных (стрекоза — «тикоза»).

Фонематическое восприятие

Проверить способность ребенка воспринимать и различать фонемы, сходные по артикуляции и близкие по звучанию. Если нарушение выявляется на том или ином задании, то последующие задания не предъявляются.

Повторение оппозиционных слогов — повторяет (+); повторяет с ошибками (па-ба — «па-па»); не повторяет (0).

Выделение звука из слова — выделяет (+); выделяет с ошибками; не выделяет (0).

Определение наличия звука в слове в разных позициях— опреде­ляет (+); не определяет (0).

Отбор картинок с заданным звуком — выполняет (+); не выпол­няет (0); выполняет с ошибками.

Самостоятельное придумывание слов на заданный звук — при­думывает (+); не придумывает (0); придумывает с ошибками.

Общее развитие ребенка

На этом этапе обследования особенно важен качественный анализ всех действий, высказываний и реакций ребенка. Это дает возмож­ность выявить особенности познавательной деятельности: наличие познавательных интересов, любознательности, волевых усилий, пространственной ориентировки, способности к переносу показан­ного способа действия, понимать объяснение; сформированность понятий цвета, формы, величины и т.д.

При обследовании общего развития ребенка следует оценить: ориентировочную реакцию; устойчивость внимания; работоспо­собность; умение использовать предложенную помощь; переклю-чаемость с одного действия на другое.

Заключение логопеда

Заключение логопеда должно соответствовать педагогической клас­сификации речевых нарушений. Причина выявленного речевого нарушения может указываться по клинической классификации.

Примеры:

Общее недоразвитие речи, 2-й уровень речевого развития у ребенка с ринолалией.

Общее недоразвитие речи, 3-й уровень речевого развития у ребенка с дизартрией.

Общее недоразвитие речи, 1-й уровень речевого развития у ребенка с моторной, сенсорной алалией.

Результаты логопедического обследования дают возможность сделать вывод о состоянии речевых навыков ребенка и наметить пути восстановительного обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...