Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наглядный и речевой материал по теме «Одежда»




1. Баранников И.В. и др. Русский язык в картинках — Ч. 1. — С. 22-25.

2. Большой словарь Уолта Диснея. — Минск, 1995. — С. 32-33,56-57.

3. Вдовенко С.С. Альбом рисунков для обучения английскому языку. — Киев, 1981. — С. 35-36 (Одежда для девочки и мальчика).

4. Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего до­школьного возраста.-— М., 1985. (Предметные картинки «Машенька», «Катюша»)..,

5. Зыков С.А. и др. Звездочка. — М., 1976. — С. 58-63.

6. Конобеевский Н.П., Кирюшкин В:А. Иллюстративный материал
для словарно-логических упражнений на уроках чтения и русского языка в 1 классе. — М., 1981. (Предметные картинки).

7. Кузьмина Н.И. и др. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977. — С. 28-32, 93 (Обновка), 101 (Что бабушка пода­рила Аленке зимой).

8. Лоза Г.Ф. Альбом для развития речи детей раннего возраста. —Киев, 1981. Лист 32 (стирка), лист 36 (летняя одежда), лист 41 (осенняя одежда), лист 43 (зимняя одежда), лист 59 (бабушкина помощница).

9. Соловьева О.И. Альбом по развитию речи: Говори правильно. (Предметные и сюжетные картинки для составления предложений).

10. Семко Г.Я. Альбом по развитию русской речи. — Киев, 1982. — С. 5 (вяжет, гладит), 11 (швейная фабрика, прихожая в квартире).

11. Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. (Предметные картинки).

12. Файншпгейн Л. В детском саду. Наша улица. Наш дом.

13. Файнштейн С. Чем можем — поможем: Игра для детей старшего дошкольного возраста. — М., 1983.

Конспект разноуровневого занятия логопеда с подгруппой детей

Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ "ГОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ"»

Цель: учить детей строить связное высказывание по картине с опо­рой на вопросы логопеда.

Задачи:

Л. Активизация словаря по теме «День защитника Отечества».

Г. Закрепление согласования прилагательных с существитель­ными ед. ч. в им. и вин. п. Закрепление правильного употребле­ния числительных одинодна, двадве.

Контроль за четкостью проговаривания окончаний глаголов 3-го лица настоящего времени (-ет, -ит).

П. Употребление в самостоятельной речи усвоенных типов предложения: П + С, П + С + Вин. п., П + С + Вин. п. + Дат. п., П + С + Опр. + Вин. п.

С. Развитие умения рассматривать сюжетную картину, выделять главное в ее содержании и строить логически последовательный рассказ.

Материал:

1.Сюжетная картина «Гости в детском саду» (Лоза Г.Ф. Альбом для развития речи детей раннего возраста. — Киев, 1981).

2. Реальные предметы-игрушки: танк, автомат, грузовик, мишка.

Пропедевтическая работа:

1.Наработка воспитателями необходимого словаря по теме.

2. Рассматривание военной формы отца одного из детей (с вос­питателем),

3. Рассматривание предметных картинок по теме в книжном уголке группы.

4. Беседа под руководством воспитателя по серии картин «На границе».

5. Игры со строительным материалом (строили танк, пароход, грузовик, самолет) и сюжетно-ролевые («Капитан», «Пароход»).

6. Изготовление поделок-подарков папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества.

7. Поездки и выходы к памятникам и обелискам в честь погиб­ших воинов (с родителями).

8. Рисование или наклеивание картинок по теме в альбом по развитию речи (с родителями, воспитателями, логопедом

9. Разучивание песен по теме на музыкальных занятиях.

10.Заучивание стихотворения «Наши летчики» (или «Само­лет») и проговаривание его с движениями.

11.Игры с игрушками (танк, грузовик, автомат и др.).

12.Работа логопеда на предыдущем занятии по словообразо­ванию (военные профессии).

13.Работа логопеда над формированием указанных типов пред­ложений, соответствующим грамматическим оформлением их.

Характеристика группы

Занятие проводится с подгруппой (5 детей 6-го года жизни) на пер­вом году обучения:

Алеша К. — ОНР, 3-й уровень,

Марина Л. — ОНР, 2-й уровень,

Света Ф. — ОНР, 2-й уровень,

Сережа Н. — ОНР, 1-2-й уровень,

Юля Ф. — ОНР, 1-2-й уровень.

У всех детей, по заключению психиатра, задержка психического развития разной степени выраженности.

Данная подгруппа является более слабой в составе группы по уровню речевого и общего развития. Но внутри подгруппы можно выделить детей с более или менее высоким развитием: это Алеша К. и Марина Л. (условное обозначение В).

Алеша К. имеет 3-й уровень развития речи, но страдает импуль­сивностью, необдуманностью в высказываниях, излишним много­словием при отсутствии логической последовательности. Отсюда часты аграмматизмы, фрагментарность высказываний. Неразвито произвольное внимание; мальчик не может выслушать до конца инструкцию, не дослушивает вопрос и в результате выполняет или отвечает неправильно, невпопад. Отвлекается на малейшее движе­ние, звук, голос. Теряет задачу. Но у ребенка есть интерес к учению, он эмоционально отзывчив. Память лучше развита зрительная. Слуховая память кратковременная. В произношении — механиче­ская дислалия (узкое высокое небо, отсутствуют верхние резцы, аденоиды), назализация, саливация, рот постоянно открыт. Большие трудности в формировании произносительных навыков. Ребенок подвижный, неусидчивый, но очень услужливый и добрый.

Марина Л. — девочка спокойная, тихая, довольно внимательная на занятиях и старательная, но не эмоциональная. Редко изъявляет желание высказаться на фронтальном занятии, лучше работает индивидуально. Память слабая, запоминание

изведение с ошибками. В речи — нарушение структуры слова, затруднения в согласовании слов в предложении, в употреблении предлогов. Нарушена дифференциация твердых и мягких соглас­ных звуков (С-Ц-Ч-ТЬ, Ч-Щ-Ш). Но динамика хорошая, девочка поддается обучению, программный материал усваивает.

Дети с низким уровнем развития речи и психики в целом — Юля Ф. и Сергей Н. (условное обозначение Н). Сергей в группу поступил в ноябре после оперативного лечения уха.

Эти дети, особенно Юля, с желанием работают только индиви­дуально, на фронтальном занятии теряют ориентировку в зада­ниях, не воспринимают инструкцию, обращенную ко всем детям. Юля в начале учебного года отличалась речевым негативизмом, кото­рый может проявиться на фронтальном занятии. Сережа сохраняет интерес и внимание только в начале занятия, потом быстро исто­щается, отвлекается, не слышит задания и не выполняет. Чрезвы­чайно затруднено переключение внимания. Мышление этих детей еще на низком уровне, у Сережи несколько выше по сравнению с Юлей. Юля дает лучшую динамику в формировании произно­сительных навыков, а Сережа — в формировании мыслительных операций, в развитии памяти, самостоятельной речи. Ритмико-слоговая структура слова у обоих детей резко нарушена. Юля трудно усваивает грамматические формы слов, оба затрудняются в употреб­лении предлогов. Общая и особенно мелкая моторика не развиты. У Юли походка неуклюжая (косолапость), координация движений плохая, нет ловкости, быстроты реакции. Пальцы вялые, малопо­движные, движения неточны и недифференцированны. У Сережи общая моторика лучше мелкой. Пальцы скованны, напряжены, движения выполняет только с помощью. В изобразительной деятель­ности оба ребенка требуют помощи воспитателя.

Свету Ф., девочку со 2-м уровнем развития речи, можно отнести к детям со средним уровнем развития в данной подгруппе (условное обозначение С). Девочка спокойная, пассивная, со слабой мотива­цией деятельности и с большими трудностями в ее речевом оформ­лений. Лучше выполняет неречевые задания, чем речевые. Трудно идет автоматизация поставленных звуков, дифференциация твер­дых и мягких согласных, введение звуков в самостоятельную речь. Совершенно нет самоконтроля. Память слабая, может запомнить и воспроизвести лишь 2 не связанных смыслом слова, в заучен­ных коротких стихах (из 2-4 строк) нарушает рифму, запоминает долго. Испытывает трудности в употреблении предлогов. У девочки хорошая подражательность, отраженно она повторяет слова, фразы, тексты, но как бы механически, потому что от нее этого требуют, самостоятельного интереса не проявляет. Слабо у девочки и про­странственное и временное ориентирование, недостаточна коорди­нация движений, Мелкая моторика неплохая.

Перечисленные особенности и трудности детей чрезвычайно усложняют работу педагогов, каждый из детей требует индиви­дуального подхода.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети входят в кабинет, изображая разведчиков (упражнение «Бинокль»), встают на свои места и продолжают (по заданию лого­педа) изображать пулеметчиков (дддд), ракетчиков (ууууу — с движе­нием сомкнутых ладоней вверх), летчиков (мммм — руки в стороны).

2. Основная часть занятия.

Постановка цели:

Привлечение внимания детей к тому новому, что появилось в кабинете (картина).

Сообщение логопедом основной задачи занятия: составить рас­сказ по этой картине, а называется она... (логопед говорит название).

Рассматривание картины.

Дети встают с мест, подходят ближе к картине и рассматривают ее, делясь друг с другом впечатлениями.

Беседа по содержанию картины (выявление понимания ее).

Н Вопросы: кто это? что это? что делает? сколько?

Ответы: одним словом; повторение за другими детьми слово­сочетаний, предложений из 2-3 слов.

С Вопросы: куда? какая? (форма, звезда, машина, книга), какой? (танк, автомат), какие? (подарки, солдаты).

Ответы: одним словом, словосочетанием.

В Вопросы, требующие доказательного ответа: Как ты узнал? Почему ты так думаешь?

Ответы: распространенным предложением, возможно, с одно­родными членами. *

НСВ Хоровое проговаривание словосочетаний: два солдата, два мальчика, один мальчик, две девочки, одна девочка.

Составление предложений по картине и демонстрация действий с реальными игрушками.

Н Изображают действия с игрушками.

С Называют действие (обратить внимание на окончания -ет, -ит).

В Проговаривают предложения полностью.

НСВ Хоровое проговаривание каждого предложения.

Юля катает мишку на машине.

Сережа водит зеленый танк.

Марина говорит: «Мишка, сиди смирно!»

Света смотрит интересную книгу.

У Алеши черный автомат.

Подведение детей к выводу, заключению: Дети играют дружно.

Логопед: Но игрушки детям подарили гости-солдаты. Значит, в рассказе самое главное — это солдаты. С них начнем рассказ.

Составление рассказа коллективно с помощью вопросов лого­педа (логопед начинает предложение, дети по вопросам добавляют слова).

В детский сад пришли... кто? Н

(Все предложение повторяет В)

Солдаты принесли... что? кому? С, Н

(Все предложение повторяет С)

Солдаты подарили... что? Н какой? С

(Все предложение с однородными членами В)

Дети играют... как? В, Н

(Все предложение С)

Рассказывание индивидуально В, кто запомнил (остальные помогают).

3. Итог занятия.

Оценка деятельности детей, поощрение за дружную работу.

Задание: картину взять в группу, рассказать о ее содержании воспитателям и дома маме (папе).

Родители (или воспитатели) должны будут записать рассказ ребенка в альбом на соответствующей странице (так, как расска­жет ребенок).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...