Тема 2 Учет запасов (МСФО IAS 2)
1. Признание запасов. 2. Оценка запасов. 3. Возможная чистая стоимость реализации. 4. Фактическая стоимость приобретения. 5. Методы оценки запасов. 6. Выбытие запасов. 7. Резерв по списанию запасов. 8. Учет готовой продукции, товаров, незавершенного производства. 9. Система периодического и непрерывного учета запасов. 10. Складской и бухгалтерский учет запасов.
Запасы - это различные предметы труда используемые в производственном цикле. Они потребляются в одном производственном процессе и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Для правильной организации учета материалов важное значение имеет научно-обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета. Материальные запасы классифицируются на: - основные - составляющие вещественную основу вырабатываемой продукции, образуя ее материальную основу (мука - при выпечки хлеба, кожа - при пошиве обуви, древесина - при производстве мебели); - вспомогательные материалы - не являются основными материалами, но входят в состав вырабатываемой продукции и придают ей определенные свойства (например: лаки, краски, клей и др.). Кроме этого материалы классифицируются по синтетическим счетам на следующие группы: - Счет 1310 «Сырье и материалы» - учитывается наличие и движение сырья и основных материалов, принадлежащих субъекту, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции заготовленной для переработки, и т.п
- Счете 1311 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей), приобретаемых в порядке производственной кооперации для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке и составляют материальную основу изготавливаемой продукции. - Счет 1312 «Топливо» - учитывается наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий, твердого и газообразного топлива, отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо. При использовании талонов на нефтепродукты учет их ведется также на счете 203 «Топливо». - Счет 1313 «Тара и тарные материалы» - учитывается наличие и движение всех видов тары, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта. Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции. - Счете 1314 «Запасные части» - учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для проведения ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях субъектов, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. - Запасные части (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, включаемые в первоначальную стоимость автомобиля, учитываются в составе основных средств.
- Счет 1315 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части на данном субъекте (металлолом, утильсырье), изношенных шин и утильной резины и т.п. - Счет 1316 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним субъектам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки. - Счет 1317 «Строительные материалы» используется субъектами-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие товарно-материальные запасы, необходимые для нужд строительства (например: взрывчатые вещества и т.д.). В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и чистой стоимости реализации[1]. Себестоимость запасов включает все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для доставки запасов до места их настоящего нахождения. Затраты на приобретение, в соответствии с МСФО 2 «Запасы», включают в себя цену покупки, пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, транспортно-заготовительные расходы и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов. Учет материальных запасов на предприятии имеет следующие основные задачи: контроль за своевременным и полным оприходованием запасов, за их сохранностью в местах хранения; своевременное и полное документирование всех операций по движению запасов; своевременное и правильное определение транспортно-заготовительных расходов и фактической себестоимости заготовленных запасов; контроль за равномерным и правильным списанием ТЗР на издержки производства или обращения; контроль за состоянием складских запасов; выявление и реализация ненужных субъекту материальных запасов с целью мобилизации внутренних ресурсов; получение точных сведений об остатках и движении запасов в местах их хранения [16].
Чистая стоимость реализации запасов равна предполагаемой продажной цене в ходе обычной деятельности минус издержки на комплектацию и организацию продажи. Если учет материалов организуется по договорным ценам, то их фактическая себестоимость слагается из суммы материалов по этим ценам плюс транспортно заготовительные расходы (ТЗР). В соответствии с МСФО 2 в состав ТЗР включают наценки, уплаченные снабженческо-сбытовым организациям, провозная плата со всеми дополнительными сборами, расходы на разгрузку и доставку материалов на склады субъекта, расходы на содержание специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовок, расходы на командировки связанные с приобретением и доставкой материалов (шоферов, грузчиков субъекта при доставке грузов от поставщиков и др.). Если учет материалов ведут по плановой себестоимости приобретения, то фактическая себестоимость запасов будет слагаться из стоимости материалов по этим ценам плюс, минус отклонения фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам. Планово-расчетные цены разрабатываются самим субъектом на основе договорных цен с учетом планового размера ТЗР. При определении стоимости отпущенных в производство материалов могут быть использованы методы оценки рекомендованные МСФО 2 «Запасы»: - средневзвешенной стоимости; - ФИФО; - специфической идентификации. Средневзвешенная стоимость товарно-материальных запасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц, имеющихся на начало от четного периода и приобретенных или произведенных в течение данного периода. При оценке товарно-материальных запасов методом ФИФО предполагается в первую очередь списать стоимость запасов, приобретенных или произведенных первыми. Метод оценки по специфической идентификации предполагает расчет себестоимости единиц товарно-материальных запасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, и товаров или услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов или заказов.
Рассмотрим оценку готовой продукции по выше перечисленным методам. По состоянию на начало отчетного периода организация не имела входящего сальдо. Организация в течение года приобрела следующие запасы, показанные в таблице 2. Таблица 1 Количество запасов, приобретенных организацией
По результатам инвентаризации запасов на конец отчетного периода на складе оставалось 260 единиц запаса. Доход от реализации запасов в отчетном периоде составил 20 650 тыс. тенге. Таблица 2 Расчет себестоимости по способу ФИФО и средневзвешенной стоимости
Специфическая идентификация По данным инвентаризации, на конец отчетного периода на складе 270 единиц запаса, в том числе 20 единиц из второй партии, 50 единиц из третьей партии, 200 единиц из четвертой партии. Таблица 3 Расчет дохода от реализации продукции
В таблице 4 рассмотрено сравнение методов оценки себестоимости запасов. Таблица 4 Сравнение методов оценки себестоимости запасов
Учет материальных запасов на складе ведут материально-ответственные лица в карточках учета товарно-материальных запасов. Карточка применяется для учета движения товарно-материальных запасов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально-ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведутся на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции[2].
Карточка открывается на каждый отдельный вид материалов по номенклатурным номерам и в полузаполненном виде передается из бухгалтерии под расписку материально-ответственному лиц. Записи в карточках производятся на основании приходных и расходных документов кладовщиком. Бухгалтерия в установленные сроки осуществляет непосредственно на складе проверку записей и вывода остатков в карточках с данным бухгалтерского учета и расписывается в специальной графе карточки. Приемка документов осуществляется бухгалтером на складе путем составления «Реестра сдачи документов» в одном экземпляре. В случае выявленных отклонений в работе материально-ответственного лица бухгалтер должен информировать главного бухгалтера или руководство. В конце месяца на склад передается «Книга остатков материалов», в которую заносятся из карточек остатки материальных запасов. Таким образом, на складе учет ведется в натуральном выражении, а в бухгалтерии в суммовом по местам хранения запасов. Поступившие со клада в бухгалтерию «Реестры приема-сдачи документов» с приложенными к нему документами таксируются (просчитываются). Реестр применяется для регистрации сдаваемых в бухгалтерию приходно-расходных документов. Реестр составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом и сдается в бухгалтерию организации вместе с первичными документами и необходимыми приложениями При журнально-ордерной форме учета сводным учетным регистром в котором обобщаются данные об остатках и движении материальных запасов по складам и по материально-ответственным лицам служит Ведомость учета движения материалов. В нее переносятся данные из ведомости учета остатков материалов, накопительных ведомостей по движению материалов за отчетный месяц, а также из материальных отчетов материально-ответственных лиц. Ведомость учета движения материалов предназначена для увязки данных синтетического учета с показателями аналитического учета материалов. Стоимость поступивших материальных запасов приводится по учетным ценам в разрезе синтетических счетов или установленных учетных групп. Одновременно в ведомости ведется учет отклонений фактической себестоимости приобретенных материалов от их стоимости по учетньм ценам. Ведомость учета движения материалов служит также для распределения расхода материалов по направлению затрат (по синтетическим счетам, субсчетам). За отпуском материалов в производство должен осуществляться контроль. Материалы расходуются на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на другие цели (содержание и ремонт оборудования, помещений и др.), их отпуск оформляется на основании первичных документов и отчетов материально-ответственных лиц следующими бухгалтерскими записями: Дебет счета 2930 «Незавершенное строительство» Дебет счета 8011 «Материалы» в основном производстве Дебет счета 8031 «Материалы» во вспомогательных производствах Дебет счета 8041 «Материалы» накладные расходы Кредит счета 1310-1315, 1317 «Материалы». Системы учета ЗАПАСЫ рекомендованные международными стандартами финансовой отчетности [17]. - Периодический учет. При этой системе детальный учет ЗАПАСЫ в течение года не ведется. Их фактическое наличие определяется по результатам инвентаризации оставшихся запасов, которая проводится периодически. Определение себестоимости реализованных запасов определяется только после завершения инвентаризации и расчитывается по следующей формуле: остаток запасов на начало отчетного периода плюс поступившие в течении отчетного периода минус остаток ЗАПАСЫ на конец отчетного периода получаем себестоимость реализованных запасов. Инвентаризация запасов заключается в проверке сохранности их (производственных запасов, готовой продукции, товаров) в местах хранения и на всех этапах их движения, контроль за их использованием в производстве, своевременное выявление ненужных и излишних материалов для их реализации. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственных лиц, путем обязательного пересчета, перемеривания, взвешивания. Записи со слов материально-ответственных лиц без фактической проверки в инвентаризационные ведомости не допускаются. При последовательном проведении инвентаризации в изолированных помещениях после инвентаризации они опечатываются без права доступа. Если во время проведения инвентаризации поступили товарно-материальные запасы, то они принимаются материально-ответственным лицом в присутствии инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или материальному отчету после инвентаризации. На такие ценности составляется специальная опись «запасы, поступившие во время инвентаризации» за подписью председателя инвентаризационной комиссии ссылкой на дату поступления. В исключительных случаях, во время инвентаризации, могут отпускаться товарно-материальные запасы, но только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера субъекта, что вносится в отдельную опись «Товарно-материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации», за подписью председателя инвентаризационной комиссии. Вместе с собственными запасами проверяются запасы принадлежащие другим субъектам и находящиеся на ответственном хранении, которые вносятся в отдельные описи ссылкой на документы подтверждающие принятие их на ответственное хранение запасы, хранящиеся на складах других субъектов, заносятся в инвентаризационные описи на основании документов подтверждающих их сдачу на ответственное хранение. По запасам, находящимся в переработке у других субъектов, составляется отдельная опись ссылкой на документы, на основании которых они переданы в переработку. запасы, находящиеся в пути, но не оплаченные в срок покупателями, также вносятся в отдельные инвентаризационные описи. Комиссия должна проверить обоснованность числящихся на определенных счетах сумм. На счетах могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: в пути - расчетными документами поставщиков; по отгруженным - копиями предъявленных покупателями документов; по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах других субъектов - сохранными расписками, переоформленными на дату близкую к дата проведения инвентаризации. Запасы, находящиеся в эксплуатации - инвентаризируются по месту их нахождения и материально-ответственным лицам; выданных на индивидуальное пользование работникам субъекта - по ответственным лицам, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. Недостача запасов выявленная при инвентаризации отражается следующим образом: а) выявлена недостача материалов и готовой продукции на складе по фактической себестоимости Дебет счета 2940 «Прочие долгосрочные активы» - 280000 Кредит счета 1310 «Материалы» -120000 Кредит счета 1320 «Готовая продукция» -160000. стоимость» (280000 * 14%) - 42000. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.п.). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности. Учет незавершенного производства. Незавершенным производством является продукция, не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологией производства, установленных испытаний, технической приемки. Окончательно забракованная продукция, полуфабрикаты и материалы, находящиеся в цехах, но не начатые обработкой, затраты по аннулированным заказам к незавершенному производству не относятся. Аналитический учет затрат на производство организации ведут на основе полуфабрикатного или бесполуфабрикатного вариантов учета по видам выпускаемых изделий по количеству и фактической себестоимости. Организации, оказывающие услуги, аналитический учет осуществляют отдельно по каждому виду услуг. Ведение оперативного учета незавершенного производства зависит от особенностей технологии и организации производственного процесса. В индивидуальных и серийных производствах применяется подетально-операционный способ оперативного учета движения деталей по отдельным операциям на основе маршрутных листов. В массовых производствах чаще всего используется подетальный способ. Учет движения деталей или деталекомплектов (незаконченной продукции или полуфабрикатов) при этом способе ведется по производственным участкам (стадиям обработки) в специальных ведомостях или карточках. В них записывается: остаток материала или деталей (заготовок), предназначенных для обработки на данном участке (цехе), на начало отчетного периода; поступление материала или деталей (заготовок) на участок со склада или предшествующего участка (цеха); передача полученных после обработки годных деталей (заготовок) на следующий участок (цех) или на склад готовой продукции; количество деталей (заготовок), окончательно забракованных, утерянных на данном участке; остаток материалов или деталей (заготовок), предназначенных для обработки на данном участке (цехе) на конец отчетного периода. Синтетический учет затрат на производство ведут на счетах IX раздела «Счета производственного учета» на основе следующей группировки затрат: прямые материальные, трудовые затраты и накладные производственные расходы. Стоимость материалов, отпущенных в производство, списывается с кредита соответствующих счетов подраздела 20 «Материалы» в дебет счетов «Материалы» (8011, 8021, 8031, 8041). Расходы на оплату труда отражаются по кредиту счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда», и дебету счетов «Оплата труда рабочих» (8012, 8022, 8032, 8042). Сумма отчислений от оплаты труда отражается с кредита счетов 3190 «Прочие налоги» подраздела 3100 «Обязательства по налогам». Аналитический учет затрат на производство ведется по видам продукции, работ по цехам, участкам (подразделениям). Собранные в течение периода накладные расходы по каждому подразделению (основному, вспомогательному) в конце периода полностью списываются и включаются в производственную себестоимость продукции основного или вспомогательного производств. Накладные расходы подразделяются на накладные расходы основного и вспомогательного производств. Между видами изготавливаемой продукции расходы распределяют пропорционально какой-либо базе, установленной учетной политикой организации (к примеру, пропорционально оплате труда, сумме прямых затрат, отработанным машино-часам). Так, при оказании услуг вспомогательными службами данной организации закрытие счетов начинается с накладных расходов. В первую очередь закрывают счета накладных расходов вспомогательного производства. В дополнение к выше перечисленным бухгалтерским записям в части деятельности вспомогательных служб возможные расходы этих служб отражаются в учете следующим образом: - при осуществлении ремонта силами сторонних организаций - по дебету счета 8034 «Ремонт основных средств» и кредиту счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», 4110 «Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» или счетами учета денежных средств; начисленного износа основных средств и нематериальных активов производственного назначения - по дебету счета 8035 «Износ основных средств и нематериальных активов» и кредиту соответствующих счетов подраздела 2700 «Нематериальные активы» и 2400 «Основные средства». Стоимость потребленных коммунальных услуг в производстве отражается по дебету счета 8036 «Коммунальные услуги» и кредиту счетов -подраздела 3300 «Краткосрочная кредиторская задолженность» и 4100 «Долгосрочная кредиторская задолженность» Сумма арендной платы по текущей аренде основных средств, используемых в производстве, отражается по дебету счета 8037 «Арендная плата» и кредиту счетов 3540 «Прочие краткосрочные обязательства», 4430 «Прочие долгосрочные обязательства» или 1630 «Прочие краткосрочные активы», подраздела 1600 «Прочие краткосрочные активы». После калькулирования фактическая себестоимость готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг и стоимость незавершенного производства списываются с кредита счета 8030 «Вспомогательные производства» в дебет счетов: 1320 «Готовая продукция», 7010 «Себестоимость реализованной продукции» - в части готовой продукции, подлежащей реализации; 8011 «Материалы», 8034 «Ремонт основных средств», 8036 «Коммунальные услуги», 8038 «Прочие» - в части готовой продукции, используемой в основном производстве; 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг», 7210 «Административные расходы» - используемые на общие и административные расходы и расходы по реализации; 1340 «Незавершенное производство» - в части незавершенного вспомогательного производства. Закрытие счетов подраздела 8020 «Полуфабрикаты собственного производства» происходит в следующем порядке. Сумма всех расходов переносится в дебет счетов 8020 «Полуфабрикаты собственного производства» с кредита счетов 8021 «Материалы», 8022 «Оплата труда производственных рабочих», 8023 «Отчисления от оплаты труда», 8024 «Накладные расходы». Фактическая себестоимость готовых полуфабрикатов списывается с кредита счета 8020 «Полуфабрикаты собственного производства» в дебет счетов: 8010 «Основное производство» - в части полуфабрикатов, переведенных в основное производство для дальнейшей обработки; 1320 «Готовая продукция» - в части готовых полуфабрикатов, подлежащих реализации. Затем производится закрытие счетов учета затрат по основному производству. Сумма всех расходов основного производства и фактическая себестоимость полуфабрикатов, переданных на дальнейшую переработку, в конце месяца переносится в дебет счетов 8010 «Основное производство» с кредита счетов 8011 «Материалы», 8012 «Оплата труда производственных рабочих», 8013 «Отчисления от оплаты труда», 8014 «Накладные расходы», 8020 «Полуфабрикаты собственного производства», 1340 «Незавершенное производство» в подразделе «Незавершенное производство» -при наличии незавершенного производства. Учет готовой продукции. Готовая продукция, предназначенная для реализации, является товаром. Доход от реализации товаров признается при условии передачи субъектом покупателю права собственности на товары; оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке производится с большей степенью достоверности. Право собственности на товары проходит от продавца к покупателю в момент документально подтвержденного факта такой передачи. Согласно статье 239 Гражданского Кодекса передачей признается вручение товара потребителю, сдача его транспортной организации или органам связи для пересылки приобретателю вещей. К передаче товаров приравнивается передача коносамента или другого документа, подтверждающего факт отправки (отгрузки). Если продавец сохраняет права и обязанности собственника, сделка не является реализацией и доход не признается. Право собственности не передается покупателю при следующих обстоятельствах: субъект сохраняет обязательства, связанные с неудовлетворительным выполнением условий сделки, не обеспеченных гарантиями (товар при нормальной эксплуатации в течение гарантийного срока пришел в негодность и подлежит замене; например, холодильник, стиральная машина пришли в негодность в течение первого месяца эксплуатации при гарантии в один год); покупатель имеет право отказаться от покупки по причинам оговоренным в договоре, и продавец не уверен, вернут товар или нет (при продаже нового экспериментального оборудования). Оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке производится с большей степенью достоверности, так как стоимость товара оговаривается в контракте, а расходы по его транспортировке до станции поставщика подтверждаются документами транспортных организаций по установленным тарифам. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение и классификация запасов 2. Определение себестоимости запасов 3. Методы оценки запасов 4. Методы учета себестоимости продукции 5. Учет себестоимости реализованных товаров в розничной торговле 6. Оценка остатков ЗАПАСЫ по чистой стоимости реализации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|