Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические формы социальной работы с мигрантами




К классическим формам социальной работы относятся устоявшиеся на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически ко всем направлениям социальной работы, в том числе и с мигрантами. Эти формы выступают также основными и для обучения социальных работников и социальных педагогов. Причем классические формы отражают триаду форм гарантирования социальной помощи, улучшения положения дезадаптированных клиентов. Эта триада разделяется на индивидуальные, коллективные и общественно-государственные (эгалитарные) формы. В отношении социальной работы с мигрантами это разделение прослеживается особенно явно: а) индивидуальная помощь; б) работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом; в) меры воздействия на государственную политику. Разграничение и взаимодействие таких классических форм отражают проявление принципа субсидиарности, по которому признаются зоны ответственности различных субъектов, чтобы одни субъекты не вмешивались без необходимости в ответственность других: «Вышестоящим инстанциям не рекомендуется брать на себя выполнение того, что может в действительности сделать сам человек». Что могут сделать индивид и коллектив, должны делать индивид и коллектив, а муниципалитет и государство, не должны мешать этому, а устранять излишние препятствия. Чего не могут сделать индивиды и коллективы, должны делать муниципалитеты и государственные органы[122].

В первой половине XX в. доминирующей формой социальной работы в разных странах была индивидуальная помощь клиентам. Затем в 1960 гг. стали использовать социальную групповую терапию, а позже, начиная с 1970 гг., — социальную работу в общине[123]. Эти три формы социальной работы стали, по существу, классическими и универсальными, оказали решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах. Индивидуальная работа ориентировалась на психоанализ, концентрировалась на оказании материальной, социально-психологической помощи отдельному индивиду. Такая социальная помощь была направлена на изменение бедственного положения и одновременно социально-психологического переживания сложившейся ситуации семьей или отдельной личностью. Трудности воспитания в семье, запущенность детей и подростков, отчужденность индивида, отклоняющееся поведение (чаще всего наркомания, алкоголизм, дурное влияние сверстников), бездомность, сложность трудоустройства, бедность — все эти ситуации требовали работы с индивидом и семьей.

По мнению И. Нойфельда, понятие индивидуальной социальной помощи можно определить как процесс воздействия на индивида с целью побудить его разобраться в проблеме, справиться со своей жизненной ситуацией. В конечном счете, тем самым помочь реабилитации и адаптации индивида к его социальному окружению, не изменяя социальных условий, вызвавших критическое состояние. В индивидуальном общении соционома (социального работника, социального педагога) с мигрантом применяются беседа, диалог как методические инструментарии этой формы социальной работы.

И на сегодняшний день индивидуальная работа с учетом принципов психоанализа остается актуальной формой работы с пациентами. Об этом свидетельствует, например, программа подготовки социальных работников в медицинских вузах. В частности, среди практических навыков социальных работников — выпускников медицинских вузов отмечается умение разрабатывать индивидуальный план социальной реабилитации пациентов. В данной программе отмечено смещение акцента на профилактику, создание условий для максимальной реадаптации и ресоциализации граждан на всех этапах лечения, расширение «терапевтического поля» путем учета в процессе лечения социальных факторов и механизмов психологической адаптации, более активного использования современных биопсихосоциальных моделей лечения, сопровождающегося расширением психологической и социальной помощи[124]. Это важно и для работы с мигрантами. Хотя они и не относятся к психически больным, но нередко оказываются в трудной ситуации, требующей комплексной реабилитации.

Распространенные ранее предписания, наблюдение и контроль в социальной работе дополнились формами активизации собственных возможностей людей, оказания помощи и консультирования, ориентированными на обеспечение самопомощи. В этой связи в содержание подготовки социономов были включены социальная психология и социология, помогающие добиваться изменения в психологическом переживании клиентом сложившейся ситуации и соответствующих действий с его стороны.

В 1970-е гг. реорганизовалась система обучения социальных работников. Выпускники стали получать профессию и диплом социального педагога и социального работника. Социальная работа и социальная педагогика значительно сблизились. Реорганизация учитывала, что потребность в социальных работниках значительно увеличится. И. Нойфельд объясняет это развитием капитализма, что обострило проблемы в семье, школе, социальной среде, трудовых отношениях, сфере потребления. Эти проблемы связывались с дефицитом обучения и жизненных ориентации поэтому они стали актуальными для социономов.

Для решения этих задач начали уделять больше внимания формам групповой работы, групповой терапии и работе в общине. Эти формы внедрялись постепенно. К началу 1970-х гг на индивидуальную социальную помощь приходилось около 75% объема всей работы, на социальную групповую работу - 15%, а на работу в общине - 11%. Далее удельный вес последних форм стал увеличиваться. В групповой социальной работе выделялись группы на основании: характера членов группы, например возраста (дети молодежь, пожилые), пола (женщины, мужчины), социальные критериев (матери, другие обучающиеся и т. п.); характера проблемы, служащей главной для групповой терапии и касающейся всех членов групп (психически больные, группы риска, заслуживающие наказания; дети из неполных семей, вдовы и т п); вида программы группы (дискуссионные, группы мастеровых, спортивные и т. п.); целевой направленности групп (образование труд политика, досуг и т. п.). Другие критерии для выделения групп формальные и неформальные, временные и долгосрочные гомогенные и гетерогенные, количество членов группы, характер контактов участников (дружественные, противоборствующие) и т п

Все эти виды деятельности в группах объединяются общим понятием «социальная групповая работа». Ее цель – наполнение существования смыслом групповых переживаний, помощь индивиду в повышении своей социальной дееспособности, понимание групповых интересов, приобщение к решению как Личных групповых, так и общественных проблем, передача группового опыта взаимопомощи для развития его физических и духовных сил[125]. Научную основу для этой формы социальной деятельности составляют междисциплинарные исследования малых групп социологами, психологами, социальными психологами теория поведения, антропология, педагогика, инноватика, учение о коммуникации, тендерные исследования, а также теория ролей и конфликтология.

Групповая работа подготавливает людей и к пониманию общественно-государственных форм помощи мигрантам. Еще в конце 1960-х гг. специалисты социальной работы обратили внимание на то, что характер общественной системы отражается на состоянии людей, которые становятся клиентами социальных служб. Целью этих служб должна быть не только помощь отдельным индивидам, но и воздействие на общественные системы, делающие людей больными, несчастными, отчужденными, обездоленными. Социальная работа действительно стала включать в поле зрения общественные организационные и семейные структуры. Распространяются формы работы, как бы переходные к общественно-государственным мероприятиям, влияющие на коммунальную и государственную социальную, в том числе миграционную, политику. В частности, форма социальной работы в общине приобрела более широкое распространение в качестве средства изменения общественных отношений. Она включала разработки конфликтологии, системного анализа, микросоциологии и микрополитики1.

Такая практика прошла апробацию в США применительно к мигрантам и социально ущемленным национальным меньшинствам (так называемые «агрессивные» концепции социальной работы в общине). На этой основе в 1970-е гг. развивалось проектное обучение (проектные игры) социальных работников и социальных педагогов. Проектное обучение давало возможность проигрывать различные модели взаимодействий, влиять на социальную среду. Например, большая заслуга в разработке моделей разрешения конфликтов по поводу коммунальных социальных проблем в Германии принадлежит О. Ренну. Такое обучение способствовало внедрению инновационного элемента в общественную среду, отдельные сферы, например коммунальную (муниципальную), и было официально введено с конца 1970-х гг. в специальные высшие школы ФРГ по подготовке социальных педагогов и социальных работников. Проектное обучение и реализация проектов органично сочетались с социальной работой в общине, подключая людей, связанных друг с другом территориальной близостью, общей проблемой, целью и действиями по устранению бедственного положения. Социальная работа в общине предполагает совместное планирование, проведение определенных мер, когда каждый использует при этом свои способности и возможности. Социальная работа в общине требует поддержки со стороны как специалистов, так и партнеров, а также советников, которые вместо традиционного попечительства сплачивают людей в целях самопомощи, социальной эмансипации. Участие самих социально ущемленных людей приводит их к освобождению и от внутреннего психологического состояния безысходности. По мнению И. Нойфельда, работа в общине — это не только метод, но и перспектива социальной работы, принцип деятельности, социальная помощь, приводящая к изменению общественных структур. Здесь решается дилемма — должны ли социальные работники приспосабливать своих клиентов к неосознанным ими общественным структурам или, наоборот, изменять общественные условия, чтобы добиться интеграции клиента. Социальная работа в общине соединяет различные формы, направленные на улучшение социально-культурного окружения групп населения, в частности мигрантов. Это работа, требующая знаний и навыков социальных работников-профессионалов, осуществляющих социально-педагогическое воздействие на всю общину, в том числе на соседствующие территории, городские кварталы. Группы населения становятся действующими субъектами.

Данные формы и технологии также успешно разрабатывались в СССР специалистами-методологами, игротехниками, социологами и педагогами (Г. Щедровицкий, П. Щедровицкий, В. Дудченко, О. Анисимов, В. Макаревич)[126].

Это направление трактует проблему клиентов, с одной стороны, как порождение экономических и политических условий, а с другой — как результат пассивности, неиспользованных людьми возможностей изменить эти условия на местном уровне. Поэтому социальная работа в общине интегрирует методы не только из арсенала социономов, но и из практики проведения политических акций, т. е. включает гарантии как коллективного, так и общественно-государственного характера. Цель социальной работы в общине (помимо сопутствующих целей) — добиться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения коммуны или общины, обучение их методам разрешения социальных конфликтов, подготовке программ, выдвижению требований, переговорам и т.д.[127] Социальная работа в общине, хотя и строится по территориальному принципу (коммуна, община, городской квартал, поселок и т. п.), должна охватывать многие целевые группы (детей, молодежь, пожилых, домохозяек, мигрантов и т. д.). Она построена на изучении условий жизни в городских кварталах, жилых комплексах. Например, в Москве и других городах это направление актуально в плане разрешения конфликтов не только жителей с застройщиками, но и местных «старожилов» с общинами мигрантов.

Кроме того, И. Нойфельд рассматривает социальную работу в общине и как общественно-политическое средство удовлетворения потребностей жителей, понимающих взаимообусловленность личных и общественных проблем, участвующих в солидарных действиях для решения актуальных социальных проблем и конфликтов на региональном уровне. Социальные работники — специалисты по делам иностранцев, например в Германии, могут находить в формах социальной работы в общине применение своим знаниям и навыкам.

Таким образом, социальная работа в общине может становиться переходной формой к общественно-государственным формам, поскольку способствует лучшему взаимодействию коммунальной и государственной социальной политики со всеми структурами в кварталах города или другого поселения[128]. Она позволяет в местных и региональных масштабах понять состояние мигрантов и принимающей среды, способствует решению проблем, которые ставят новые социальные движения, разнообразные гражданские инициативы. Социально-педагогический характер социальной работы в общине сказывается в том, что общественные изменения связаны с сознанием людей и учебными процессами, особенно молодого поколения.

И. Нойфельд в этом отношении отмечает, что социальные работники не хотят быть только «адвокатами бедноты», они стремятся придать своей деятельности социально-политический характер, что отражает специфику социальной работы на современном этапе. Но суть социальной работы такова, что им приходится по крайней мере на уровне профессиональных ассоциаций обращаться к политике как в правозащитном плане, так и в плане влияния на законодательные проекты[129].

 

Миграционная политика не является исключением. В России возникают политические структуры, которые могут помогать социальным работникам в их интеграционной работе. В защиту мигрантов выступают Уполномоченные по правам человека РФ (О.О. Миронов, затем В.Н.Лукин), уполномоченные по правам человека в субъектах РФ. В 2006 г. создана Партия соотечественников, поставившая задачу «содействия интеграции соотечественников... создания условий для их скорейшей адаптации по прибытию на постоянное место жительства в Россию»[130].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...