Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема определения форм социальной работы с мигрантами




В России направления и формы социальной работы в 1990-е гг. определялись в основном по аналогии с опытом западных стран. Трансформация российского общества привела к переносу разных форм социальной защиты с государственных предприятий и учреждений (немало их разорилось, приватизировалось), с государственных фондов общественного потребления на плечи самих граждан. Массовое обнищание, сильнейшая социальная дифференциация, острая социальная напряженность требовали развития социальных служб и форм работы со «слабыми» слоями населения. И хотя возможностей развернуть формы социальной работы в достаточном объеме не было, для поддержания целостности общества оперативно создавались механизмы, в том числе учреждения и формы работы с мигрантами, ранее не существовашие в России. Не удавалось обеспечить большой поток вынужденных переселенцев и беженцев соответствующими формами работы, финансовыми и кадровыми ресурсами. Если не хватает средств для своих бедных, инвалидов, детей, бездомных, когда же думать о вынужденных мигрантах! Установившийся остаточный принцип стал очень сильным фактором, определившим отношение социальных и миграционных служб к работе с мигрантам.

Этот остаточный принцип не был преодолен и позже; он даже усилился под влиянием последствий дефолта 1998 г. Это обусловило отставание социальной работы с мигрантами от других направлений. Сегодня создана широкая сеть служб социального характера, среди них и по работе с мигрантами, осуществляющих свою деятельность под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также МВД, Минобороны, Минюста, Минобрнауки России, Министерства регионального развития РФ и некоторых других ведомств. Введены должности социальных работников в лечебных учреждениях, социальных педагогов — в школах. Медицинские, педагогические вузы, вузы социального сервиса активизировали подготовку социальных работников. Социальная работа стала неотъемлемой составляющей деятельности государственных учреждений, органов муниципального управления, а также общественных организаций. Но формы социальной работы с мигрантами остаются еще в маргинальном состоянии, как и получатели данной помощи. Некоторые сдвиги, начиная с 2006 г., дают надежду на позитивные изменения на этом направлении.

Практические формы социальной работы с мигрантами конкретизируют реализацию ее функции как средства помощи маргинальным субъектам и «примирения» их с социальной средой. Для большинства категорий мигрантов, тем более для беженцев и вынужденных переселенцев (других перемещенных лиц), важнейшим проявлением социальной незащищенности является признак значительной дезадаптированности по отношению к новому сообществу (среде). Значит, необходимы формы работы, обеспечивающие благоприятное течение процессов территориальной реабилитации, адаптации и аккультурации в новой среде.

В отношении экономических (трудовых) иммигрантов важное значение для профессиональной адаптации имеют обеспечение временным или постоянным жильем, помощь в трудоустройстве, т. е. реализация простейших естественно-антропологических и агентно-профессиональных потребностей[120]. Для вынужденных переселенцев после оформления документов, обеспечения жильем проблема интеграции переходит в стадию аккультурации, иначе говоря, приближения своего правового положения, персональной культуры к правовому положению и культуре постоянных жителей сообщества, граждан государства пребывания.

Формы работы с мигрантами для обеспечения интеграции должны развиваться в двух направлениях: во-первых, воздействия на среду с целью усиления установок толерантности; во-вторых, воздействия на самих мигрантов с целью повышения их свойств и способностей натурализоваться, адаптироваться и интегрироваться. Чтобы среда была более комплементарной к мигрантам, следует учитывать жизнесферную структуру и влиять на нее. Другими словами, оказывается воздействие на жизненные сферы с помощью территориальной реабилитации, культурной интеграции (абсорбции, аккультурации), профессиональной адаптации. Это означает: а) обеспечение реабилитации для приживаемости в местном сообществе, в естественно-антропологической сфере (помощь с жилищным устройством, материальная помощь, получение медицинских услуг и т. д.); б) культурная интеграция (абсорбция, аккультурация) в духовно-культурной сфере (формирование установок толерантности общества, поддержание реализации национально-культурных потребностей, изучение языка и культуры); в) адаптационные мероприятия в агентно-профессиональной сфере (мониторинг потребностей предприятий региона в рабочей силе мигрантов, нормальные условия труда и зарплаты, рабочие места, условия повышения квалификации и т. д).

В то же время соответственно такой жизнесферной структурации необходимо создавать формы, повышающие собственные реабилитационные, адаптационные, аккультурационные способности мигрантов. Для этого поддерживаются и улучшаются: а) их психологическая устойчивость; б) соматическое здоровье; в) культурная коммуникабельность; г) знание законов, культуры, языка принимающего сообщества; д) толерантность сознания мигранта к принимающей культуре; е) агентные способности профессионала (работника) — профессиональная подготовка, знание трудовых прав, налоговых обязательств.

Кроме этого, формы работы с мигрантами, в зависимости от того, какими средствами (гарантиями), каким способом они обеспечиваются, необходимо разделить на следующие: а) усиливающие индивидуальное влияние мигранта на условия жизни (консультирование, психологическая и правовая реабилитация, кредитование, предоставление средств, снижающих ограничение жизнедеятельности, например для мигрантов-инвалидов, курсы изучения языка, индивидуальная подготовка по профессии); б) обеспечивающие коллективное влияние на жизненные обстоятельства (групповые формы работы, создание переселенческих общин и организаций, групп самопомощи, фондов, коллективных предприятий мигрантов — кооперативов, артелей, бригад); в) воздействующие на изменение или стабилизацию государственной политики в целом (социальные стандарты, комплементарная миграционная политика), без которых невозможна успешная социальная работа с мигрантами.

Представляется, что такое направление, как социальная работа с мигрантами, не умещается в нормативно-правовом пространстве, ограниченном перечнем социальных услуг, как они представлены Национальным стандартом Российской Федерации. Если анализировать Национальный стандарт ГОСТ Р 52143-2003, то включенные в него социальные услуги не отражают полностью функциональные основания выделения данного направления, не охватывают всего многообразия социальной работы с мигрантами. Они слабо освещают необходимость интеграционных мер. Чтобы обеспечить классификацию, формы социальной работы с мигрантами необходимо разделить на несколько разновидностей, включая и такие, которых нет в стандарте.

Во-первых, социальные услуги по Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52143—2003, оказываемые субъектам-реципиентам, имеющие в целом универсальный характер и распространяющиеся также на мигрантов (легализованных мигрантов).

Во-вторых, помощь, направленная на адаптацию и интеграцию мигрантов, формы которой не попадают в перечень, определенный стандартом, хотя по своему содержанию они сходны с данными социальными услугами. Например, часто материальная, психологическая, социально-педагогическая помощь, оказываемая общественными организациями, правозащитниками, существенно не отличается от содержащихся в Национальном стандарте, но оказывается в рамках других программ. От обеспечиваемых государственными и муниципальными учреждениями эти формы обычно отличают спорадичность и выборочный характер. Например, общественные организации нанимают социальных работни ков, медиков и проводят социально-медицинское обследование условий жизни мигрантов, их здоровья. В целом здесь можно говорить об услугах консультационных, медицинских, информационных, правовых, организационных, услугах по общему уходу.

В-третьих, формой работы с мигрантами надо признать и некоторые другие виды социально ориентированной деятельности, которые, отличаясь от социальных услуг, тем не менее имеют своей целью социальную помощь, обеспечивающую адаптацию, аккультурацию, интеграцию мигрантов в общество, «примирение» их с социальной средой. Например, это такие формы, как: сбор пожертвований в фонд помощи мигрантам; организация встреч представителей этнообщин; выпуск газет; создание радиопередач для иммигрантов; организация классов с этнокультурным компонентом; проведение творческих конкурсов детей мигрантов, благотворительных концертов; организация курсов по изучению языка и культуры страны пребывания, экскурсий, знакомящих с памятниками истории и культуры страны пребывания. В качестве формы, помогающей реабилитировать, аккультурировать, адаптировать мигрантов, могут выступать правозащитные проверки состояния жилья, предоставленного мигрантам, охраны их труда на рабочих местах, проверка работы миграционных служб на предмет оформления документов мигрантов и т. д.

Кроме того, работа с мигрантами предполагает активизацию их самодеятельности (собственно работа в этнообщине), в том числе и направленную на выполнение самими членами переселенческих коллективов некоторых форм социальной работы (самопомощь, т. е. взаимная помощь, коллективная или групповая терапевтическая работа в общине). Помощь в создании переселенческих организаций, способных защищать права мигрантов, обеспечивать взаимопомощь, самооблуживание, коллективную производственную деятельность, лоббизм — все это также можно включать в совокупность форм социальной работы с мигрантами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...