Государственные социальные услуги и мигранты
Принятие решений о предоставлении мигранту конкретных социальных услуг должно учитывать его интересы, состояние здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится получатель помощи, кратковременность или долго временность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы. В принципе для таких мигрантов должна составляться индивидуальная программа реабилитации (аккультурации, адаптации). В силу этого ряд социальных услуг может быть обеспечен мигранту как субъекту-реципиенту (получателю услуг) в соответствии с Национальным стандартом социальных услуг Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 и российским законодательством (Закон «О государственной социальной помощи» и др.), федеральными миграционными программами. Особенность положения некоторой части мигрантов в том, что они не являются натурализованными, т. е. не прожили определенного срока в России и не получили гражданства, а также не имеют вида на жительство, не могут в силу тех или иных причин получить регистрацию. К сожалению, государства — участники СНГ долго договаривались о взаимном обеспечении своих граждан социальными услугами во время пребывания мигрантов на территории другого государства — участника СНГ. Такой обмен длительное время не был гарантирован даже для граждан — мигрантов России и Беларуси на территории этих государств, хотя наши страны заключили Договор о Союзном государстве Беларусь — Россия. Только в 2005 г., почти через 10 лет этот вопрос был перенесен в плоскость практического решения. Вообще проблема социального обслуживания, как и обязательного медицинского страхования мигрантов, должна обеспечиваться четким нормативным материалом и соответственно материальными средствами, а также кадрами, что должно быть заложено в бюджеты и фонды. Миграционная амнистия, упорядочивание процессов переселения соотечественников, приема трудовых мигрантов позволят привести в порядок и систему социальной помощи им.
Какие социальные услуги могут быть определены для различных категорий мигрантов как субъектов-реципиентов (клиентов социальных служб, получателей социальной помощи)? В ситуации, когда мигранты признаны беженцами и вынужденными переселенцами, репатриантами, к ним должны применяться все положения Национального стандарта РФ. К мигрантам, начинающим воссоединение семей, также приложимы все предусмотренные виды помощи и услуг, например, как это было с этническими адыгами, переехавшими из Косово в Адыгею. Сложнее обстоит дело с экономическими мигрантами, т. е. приехавшими на временную работу. Тем не менее развитие трансграничных миграционных бирж труда дает возможность распространять положения Национального стандарта РФ на все легальные категории мигрантов. Тем более, если миграционная амнистия позволяет расширить круг таких субъектов — получателей социальной помощи. По Национальному стандарту РФ оказываются следующие основные виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение их жизненного уровня; социально-правовые, имеющие целью поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Анализ Национального стандарта РФ по части социальных услуг показывает, что приведенная в нем классификация в целом отражает возможности оказания помощи мигрантам при условии упорядочения российской нормативной базы, а также международно-правовой базы. Это подтверждает и анализ федеральных миграцинных и региональных миграционных программ. Разумеется, часть видов социальной помощи, применяемой для мигрантов, выходит за рамки Национального стандарта РФ. Следует учесть опыт Германии, Израиля, Франции и других стран, где, например, изучение языка на курсах представляет собой культурно-интеграционную форму социальной помощи, одну из основных предпосылок адаптации и интеграции. Языковые курсы, службы продленного дня для детей мигрантов предоставляются иммигрантам в первоначальный период, а также при долгосрочной адаптации и интеграции. Многие другие виды помощи, оказываемые социальными службами и общественными организациями страны пребывания, необходимо включать в систему, например социально-педагогических или социально-культурных услуг, придавая таким курсам интеграционную направленность, ориентацию на включение в культуру данной страны. Россия в аспекте аккультурации и интеграции в целом имеет огромное преимущество, поскольку у нее языковая и культурная среда более благоприятна по сравнению, например с Германией и Израилем. Если в данные страны иммигрировали лица, в основном практически не знающие языка, то Россию окружают страны исхода мигрантов, в которых до сих пор еще продолжают изучать русский язык и пока еще его знают. Диалекты в России не так сильно различаются, как, например, у немцев. Тем не менее для определенных категорий мигрантов, в том числе из стран СНГ (например, Таджикистана, Узбекистана), а также для афганцев, пакистанцев, китайцев, вьетнамцев, помощь в изучении языка бывает остро необходимой и должна оказываться на определенных льготных условиях, если эти мигранты приглашены в страну. Эту помощь можно оказывать также в странах исхода: при консульствах и посольствах России, миграционных трудовых биржах, русскоязычных школах и вузах.
Если рассматривать категории мигрантов, то во многих миграционных программах как раньше, так и теперь предусмотрены специальные меры натурализации, реабилитации в естественно-антропологической сфере, и в первую очередь по приему и обустройству социально слабо защищенных мигрантов. В такой ситуации оказывалось немало мигрантов, отнесенных к категории вынужденных переселенцев. Ситуация вынужденных переселенцев интересна в том плане, что программы их адаптации и интеграции могут быть использованы при осуществлении переселения соотечественников из СНГ. Хотя мотивы переселения у тех и других несколько отличаются, но много и сходных обстоятельств. Беженцы и вынужденные переселенцы — это люди, которые нередко вынуждены были срываться с места жительства, спасая свою жизнь, потеряли все имущество, нажитое годами и даже поколениями. Но и наши соотечественники из СНГ, решившие переселиться в Россию на постоянное проживание и рассчитывающие на получение гражданства России, также нуждаются в существенной помощи, так как при переезде они не могут добиться эквивалентной компенсации потери своего имущества, оставляемого в каком-либо государстве СНГ и Балтии. В отношении вынужденных переселенцев в миграционных программах предусмотрены и неоднократно применялись следующие меры: материальная помощь; пособия и субсидии; предоставление жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; предоставление жилой площади для постоянного заселения; выделение земельных участков под жилищное строительство; содействие в предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах-интернатах); социально-бытовое обслуживание через службы срочной социальной помощи, отделения надомного обслуживания и территориальные центры; помощь в центрах реабилитации.
В то же время подход к такой помощи не абсолютный, а относительный. Так, жилищное обустройство вынужденных мигрантов обеспечивается с учетом межнациональной ситуации, плотности населения, наличия целевого земельного фонда, климатических особенностей, экологической обстановки, перспектив развития инфраструктуры и создания рабочих мест. Эти меры согласовываются с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При выборе конкретных регионов для расселения учитываются: наличие свободных земель, пригодных для строительства жилья и производственной деятельности; необходимость сохранения сложившейся этнической целостности местного населения. Предполагается размещение мигрантов в пунктах первичного приема, центрах временного размещения, жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, не имеющих родственников и знакомых в регионе прибытия; содействие в создании жилья для постоянного проживания, обустройстве в местах нового постоянного жительства, в организации учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Программы адаптации мигрантов на новом месте жительства предполагают такие меры реабилитации в естественно-антропологической сфере, как проведение консультаций психологов, оказание медицинской помощи. Федеральные и региональные миграционные программы предусматривают, что расселение вынужденных переселенцев на постоянное место жительства может быть как индивидуальным, так и в местах компактного поселения[121]. При индивидуальном расселении предусматривается помощь в обеспечении регистрации граждан по выбранному месту жительства (на предоставленной в установленном порядке жилплощади, на жилой площади родственников и знакомых), а также содействие в приобретении жилья или в индивидуальном жилищном строительстве путем предоставления долговременных беспроцентных возвратных ссуд и безвозмездных субсидий. Аккультурация — меры в духовно-культурной сфере, включающие: развитие сети общеобразовательных учреждений и дошкольного воспитания для обучения детей мигрантов; осуществление их социального обслуживания, включая консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации; облегчение адаптации через создание товариществ и землячеств, культурных национальных центров. Эти программные меры необходимо дополнять перечнем таких социально интеграционных услуг и мероприятий, как: обучение языку, в том числе основам некоторых местных национальных языков, а возможно, и диалектов; создание классов с этнонациональным компонентом; посещение музеев, театров, картинных галерей; участие разных этносов в фольклорных праздниках, днях города, села; организация при необходимости образовательных интернатов; проведение конкурсов, олимпиад и др.
В агентно-профессиональной сфере осуществляется профессиональная адаптация — содействие занятости вынужденных мигрантов, включая помощь в профподготовке и переподготовке, повышении квалификации, организации самозанятости и создании рабочих мест, в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа, решении других вопросов обеспечения занятости. Работа по содействию занятости мигрантов должна осуществляться территориальными органами Министерства здравоохранения и социального развития РФ по вопросам занятости населения совместно с территориальными органами миграционной службы и другими заинтересованными органами исполнительной власти (органами Министерства регионального развития РФ). Проводятся меры по организации самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере (малом бизнесе, фермерской деятельности, строительном комплексе и бытовом обслуживании), выделяются субсидии для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета, выделяемых на миграционные программы, кредитов Банка России, средств Международной организации по миграции (MOM), Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и других международных организаций). При оказании помощи беженцам учитываются цель миграции (репатриация, поиск убежища, выезд в третью страну, получение вида на жительство, российского гражданства); причины, ситуация и условия выезда из своих стран лиц, ищущих убежища, различия в уровне социальной ориентации и культуры, а также национальные традиции страны приема. Ищущим убежища может быть предоставлен: а) кратковременный режим пребывания — право временного проживания (на период проведения процедуры определения его статуса) или временное убежище (в случае невозможности возвращения в страну гражданской принадлежности по объективным причинам); долговременный режим пребывания после получения статуса беженца. Помощь беженцам может включать: содержание в центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами; предоставление медицинской и лекарственной помощи; организацию их обустройства путем предоставления беженцам жилых помещений из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, оказание им содействия при самостоятельном обустройстве без предоставления финансовой помощи из бюджетных источников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|