Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неклассические формы работы с мигрантами




Становление неклассических форм работы и методик характерно для всех направлений социальной работы. Приложимы они и к социальной работе с мигрантами, что отражает общую тенденцию учета социальных факторов в генезисе трудных жизненных ситуаций, заболеваний, психических расстройств, дезадаптированности. Об этом можно судить по аналогии с повышением роли социальных работников в деятельности медицинских учреждений, психиатрических и психотерапевтических центров. В Германии стали активно привлекать специалистов по социальной работе в лечебно-реабилитационный процесс. Специфические технологии социальной реабилитации и адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп оказались востребованными. Социальные работники участвуют в установлении влияния социальных факторов на возникновение и развитие заболеваний, в создании социальных условий для эффективного лечения. Эти условия включают: обеспечение материальных потребностей пациента и членов его семьи, оптимизацию сотрудничества и социального взаимодействия специалистов разного профиля в клинике[131]. Специалисты по социальной работе привлекаются к лечебно-реабилитационной деятельности наряду с психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами, помогают создавать «терапевтическую среду», т. е. такое окружение, психологическую атмосферу, которая помогает лечить психические расстройства и другие болезни. Такое сотрудничество полезно при медико-психологической реабилитации вынужденных мигрантов, особенно тех, кто побывал в ситуациях, угрожающих жизни. Это чрезвычайно важно при создании условий натурализации семей мигрантов, имеющих детей.

В свою очередь социальные работники вооружались методами и формами работы, заимствованными у психологов, психотерапевтов, а также у социологов, специалистов по социальным и психологическим тренингам. И. Нойфельд отмечал, что примерно с середины 1980-х гг. классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться психологическими и техническими приемами диагностики и изучения клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов. Усилилась психологическая и терапевтическая направленность подготовки социальных работников и социальных педагогов. Так называемые «закрытые» структуры классических методов стали более восприимчивыми к проблемно ориентированным способам работы (игротехника, тренинги, диагностика, социо-драма и др.). Это создало условия для деятельности на широком социальном поле. Внимание социальных работников и социальных педагогов направлялось на проблемный анализ социума, «улицы», на изучение повседневной жизни клиента и его действий в ближайшем окружении, что особенно важно для работы с мигрантами. Наряду с рабочими приемами терапевтического характера стали использоваться способы для целенаправленной кооперации в открытых системах с различными партнерами (группы самопомощи, переселенческие организации, самодеятельные органы местного самоуправления, органы коммунальной политики) — и на различных уровнях.

При обучении социальных работников или социальных педагогов создавались группы для анализа личностного опыта клиента. Брались на вооружение такие социально-терапевтические методы, как социодрама и психодрама, с помощью которых проигрывались роли участников конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах, осуществлялась терапия с помощью средств гештальтпсихологии. Шире стал применяться в социальной работе метод семейной терапии, основанный на теоретических концепциях психоанализа, системного подхода, коммуникативного учения и др. Все это было важно в социальной работе с мигрантами. Применимы в работе с мигрантами и адаптированные методики акмеологических тренингов, разработанные Д. Гриндером, Дж. ДеЛозье, Ш. Бретто, усовершенствованные российским психотренером А.П. Ситниковым[132], а также тренинги межкультурного взаимодействия[133]. Такие тренинги применимы не только для управленцев, но и для других категорий клиентов, находящихся в трудной ситуации, а также для социальных работников. Тренинги помогают человеку добиваться самоорганизации, самокоррекции, повышения стрессоустойчивости, мобилизации внутренных энергетических, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, а в результате всего этого повышается его целеустремленность, способность преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций.

Для социальных работников одним из объектов приложения профессиональных знаний и навыков стала работа в миграционных службах, сотрудничающих со службами социальной защиты, учреждениями здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами, правозащитными организациями. Происходит снижение потоков вынужденных мигрантов и беженцев. Тем не менее в связи с запланированными переселениями соотечественников в Россию потребуются специалисты для работы в центрах временного размещения, центрах адаптации и интеграции. В свое время подобные центры сыграли важную роль в зоне осетино-ингушского конфликта, а также в Ставропольском крае. Там создались 24 таких центра на 14,5 тыс. чел., действовали также центры медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зоне вооруженных конфликтов (например, «Магри»). Подобный центр действовал на базе пансионата «Ватутинки» в Московской области. После военных действий 1999— 2000 гг. на Северном Кавказе несколько временных пунктов было создано в Ингушетии и Чечне. На их обустройство в 2000 г. Правительство РФ выделило 200 млн руб. Для социальных работников в таких центрах наиболее важной задачей было смягчение негативного воздействия актов насилия на сознание людей путем использования индивидуальной и групповой психотерапии, технологий устранения конфликтности, развития способностей к самостоятельности, коммуникативности, толерантности.

Этот опыт в любом случае окажется востребованным, но не столько для случаев экстремальных социальных конфликтов, сколько для работы с мигрантами, пострадавшими от стихийных бедствий и техногенных катастроф, пожаров, эпидемий и др. Впрочем социальные конфликты, затрагивающие миграционные отношения, будут возникать и в будущем. Без этого не обходится ни одно общество, о чем свидетельствует опыт Франции, Бельгии, Испании в начале 2000-х гг. Этим можно объяснить серьезное внимание, которое обращается на обучение российских конфликтологов, например, в 1999-2000 гг. по программе «Дорога свободы» в посольстве Швейцарии. Решение проблем натурализации, аккультурации, в конечном итоге интеграции мигрантов потребует серьезной работы, в том числе конфликтологов. На ряде факультетов и отделений социальной работы в России начали вводить специализацию «Конфликтология».

Одна из форм социальной работы с мигрантами заключается в содействии созданию групп самопомощи и переселенческих организаций. Как правило, общественные организации создают мигранты, имеющие проблемы, которые в одиночку решить невозможно. Однако многие из них, даже решив личные проблемы, продолжают работать в общественных организациях, помогая новым мигрантам, объединяя активистов, деятельных мигрантов. Переселенческие организации ценны и тем, что они создают атмосферу надежды, сферу общения и облегчают освоение способов предупреждения и решения трудных проблем. Они помогают государству решать задачу снижения социальной напряженности, конфликтности, создавать структуры взаимопомощи. Например, «Форум переселенческих организаций» практикует различные формы помощи множеству мигрантов, как легальных, так и нелегальных. Только прямые получатели помощи по проекту «Форума» — 287 неправительственных организаций мигрантов. Согласно анкетированию, проведенному в 2000 г. московским центром Карнеги, эти организации объединяли около 200 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев.

Среди мигрантов «Форума» есть выходцы из всех республик бывшего Советского Союза разных национальностей. Наибольшее количество — из Казахстана, Таджикистана и Чеченской Республики (47 НПО «Форума» созданы в разных регионах переселенцами из Чеченской Республики). 7 НПО, в создании которых «Форум» принял непосредственное участие (в процессе акции «Из рук в руки»), работают непосредственно в зоне вооруженных конфликтов (Дагестан, Ингушетия, Чечня). Примерно 45% мигрантов, получивших помощь «Форума», не имели статуса беженца или вынужденного переселенца, утратили документы и не смогли получать помощь чаще всего по формальным причинам. Около 20% этих мигрантов относились к социально незащищенным категориям.

Так, с 2001 г. «Форум переселенческих организаций» осуществляет акцию «Из рук — в руки». Средства спонсоров передаются мигрантским группам самопомощи, вынужденным переселенцам. Ведется сбор лекарств, одежды, продуктов, игрушек и денег в Москве и других городах. Гуманитарную помощь доставляют и передают самым обездоленным лидеры переселенческих организаций, созданных беженцами из Чечни первой волны (в основном русскими). Эта акция — не просто помощь пострадавшим, а самолечение общества от ксенофобии. Совершено 8 выездов в Чечню, Ингушетию и Дагестан. Была использована и такая форма, как «Рейс мира». 20-тонный трейлер с гуманитарной помощью прошел в январе 2002 г. от Екатеринбурга до Чечни. Он останавливался в 11 городах, где переселенческие и правозащитные НПО заранее собирали новогодние подарки детям, пострадавшим от войны, проводили уроки толерантности в школах (ученики писали письма «незнакомому чеченскому другу»). В каждом городе «Рейс мира» встречали митингом-концертом. В Москве груза гуманитарной помощи оказалось так много, что пришлось дополнительно к трейлеру нанимать еще и «КамАЗ». «Рейс мира» финишировал в Грозном. Впервые за время войны дети разрушенного города собрались на концерт (в зале ДК «Оргтехники» Старопромыслов-ского р-на). Журналисты писали о «Рейсе мира», что «это 4500 километров против ненависти».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...