Социальная работа с потенциальными репатриантами и добровольными переселенцами
Трагическая история России способствовала тому, что миллионы наших соотечественников покидали родину и «оседали» во многих странах мира. Миллионы людей в СССР переезжали из России в братские союзные республики для оказания помощи в строительстве, в развитии промышленности, науки, образования, медицины. Преобразования 1990-х гг. не прервали отношений с соотечественниками за рубежом, но создали новые условия для их развития. С принятием Закона о гражданстве 1991 г. Россия дала возможность соотечественникам — жертвам исторических потрясений и репрессий — и их потомкам при желании восстановить российское гражданство и вернуться на историческую родину. Наши соотечественники за рубежом в государствах — участниках СНГ и странах Балтии столкнулись со сложной экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждаются в помощи и поддержке России. Правда, в 2002 г. был принят Закон о гражданстве, который способствовал некоторому отчуждению соотечественников, что впоследствии было исправлено с принятием поправок в законы, программ переселения соотечественников в Россию, созданием миграционных трудовых бирж, российских культурных центров в странах СНГ. Соотечественники в зарубежных странах, особенно в СНГ и Балтии, составляют своеобразную геокультурную периферию России. Слово «периферия» не несет здесь пренебрежительного оттенка, а означает, что соотечественники видят в России культурный центр, ориентиры для поддержания русского языка, русской литературы, культуры и образования на русском языке. По своему правовому положению выходцы из России относятся к трем различным категориям: граждане России, граждане государства проживания (меньшинства) и лица без гражданства (апатриды) — граждане, имеющие и не имеющие вид на жительство в стране фактического проживания[143]. Их различный юридический статус должен учитываться в миграционной политике, работе по натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации и стать стратегической линией в отношениях с соотечественниками. Это не противоречит, а наоборот, поддерживает гармоничное сочетание российской культурной жизни с жизнью соотечественников за рубежом. Добровольная интеграция наших соотечественников в политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь новых независимых государств не должна противоречить сохранению собственной культурной самобытности русских, украинцев, белорусов, татар, других народов, имеющих органичную связь с Россией как исторической родиной.
Такая политика направлена на формирование благоприятной геокультурной среды, т. е. восприятия России нашими соотечественниками в государствах СНГ и Балтии. Это необходимо не только для предотвращения массового нерегулируемого исхода наших соотечественников из данных государств. Благоприятная геокультурная ситуация важна не только потому, что может предотвратить социальную напряженность, но и для подготовки соотечественников к принятию решения переехать в Россию, к будущему процессу натурализации, аккультурации, адаптации в России[144]. Иногда опасные конфликтные ситуации возникают то в одной, то в другой стране, как было, например, в Киргизии в 2005 г., после чего увеличилось число людей, решивших уезжать в Россию. В таких условиях наша страна должна обеспечить прием на своей территории тех, кто не смог или не имел возможности адаптироваться к новой ситуации и решил вернуться на свою историческую родину. Для этого необходимо оказывать социальную помощь, разрабатывать программы переселения соотечественников.
Помощь России соотечественникам должна оказываться на основе двусторонних соглашений, путем принятия мер, согласованных с органами государственной власти соответствующей страны. Содержание договоров должно учитывать специфику каждой страны. Долг Правительства РФ — не допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом. Решение вопросов финансового, экономического, социального, военно-политического сотрудничества России с конкретными государствами должно ставиться в зависимость от реальной позиции руководства данных государств в области соблюдения прав и интересов россиян на их территории. Разрабатываются меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Подписываются соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения еще не заключены. Двусторонние соглашения со странами ближнего зарубежья касаются сотрудничества в области культуры и образования, создания и поддержки российских культурных центров (библиотек, клубов). В рамках двустороннего культурного сотрудничества регулярно проводятся мероприятия по поддержке деятельности русских (славянских), татарских и других центров за рубежом, включая проведение фестивалей, выставок, конкурсов, гастролей театров, творческих коллективов и исполнителей, а также иные акции подобного рода, направленные на сохранение и развитие русской культуры. Эта работа ведется на уровне субъектов РФ в Казахстане, Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане, Литве, Латвии. По согласованию с государственными органами соответствующих стран оказывается материальная помощь русским библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим творческим коллективам. Предусматривается возможность приема соотечественников из ближнего зарубежья в высшие и средние специальные учебные заведения России, их материальной поддержки, а также развитие межвузовского обмена. В 2005 г. по поручению Президента РФ Правительство РФ разработало программу по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Утверждение такой программы в 2006 г. дало новый импульс в социальной ориентации миграционной политики[145]. В Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривается «постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала, анализ состава участников Программы, мотивов участия». Участники Государственной программы и члены их семей, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки. Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством РФ. Предоставление иных государственных гарантий, социальной поддержки, трудоустройство, обеспечение участников Программы и членов их семей необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
В Государственной программе предусмотрена работа с потенциальными репатриантами, для чего будут создаваться представительства ФМС России в государствах — участниках СНГ и других государствах. В 2006 г. предполагалось создать представительства ФМС России на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Молдавии; в 2007 г. — в Азербайджане, Грузии, Литве, Эстонии, Германии, США, Израиле[146]. Устанавливаются три категории территорий вселения: «А», «Б», «В». При переселении на территорию «А» государственные гарантии и социальная поддержка предоставляются в полном объеме; на территорию «Б» — то же самое, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии работы или дохода от предпринимательской деятельности. При переселении на территории «В» из социальной поддержки исключаются, кроме вышеназванного пособия, также «подъемные». На участников Программы распространяется социальное обслуживание, как на граждан России с начала поселения на новом месте. Социальная работа с добровольными переселенцами предполагает создание условий для полноценной и безболезненной натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации и будет варьироваться в зависимости от категории территории вселения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|