Помощь мигрантам как направление социальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 Глава 9. ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Функциональные основания выделения направления социальной работы с мигрантами Функциональная определенность социальной работы с мигрантами в России Проблема преодоления ограничений в получении социальной помощи иммигрантами Опыт специализации социальной работы в зарубежных странах
Глава 10. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Понятия формы и содержания социальной работы с мигрантами Проблема определения форм социальной работы с мигрантами Государственные социальные услуги и мигранты Классические формы социальной работы с мигрантами Неклассические формы работы с мигрантами Значение участия негосударственных организаций в работе с мигрантами «Форум переселенческих организаций» в России
Глава 11. УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ Специфика факторов интеграции мигрантов Социальная работа с разными категориями реальных и потенциальных иммигрантов
УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах (подготовлено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ) (Извлечения)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
[1] См.: Home Page. Вестник Форума. 2005. № 7. Известные социологи С. Кастлес и М. Миллер употребили термин «эпоха миграции» (см.: Castles S., Miller M. The Age of Migration. L., 1996). [2] См., например: Моденов В.А., Носов А.Г. Миграция: история, реальность, перспективы. М., 2002; Проблема незаконной миграции в России: Реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). М., 2004; Тюркин М. Стратегия развития миграционной политики в России // Россия в глобальной политике. 2005. Т. 3. № 1. С. 186-194 и др.
[3] См.: Словарь иностранных слов. М, 1994. С. 378. [4] См.: Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. Вып. 1. М., 2001 [5] См.: Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г [6] См.: Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России. М., 2003. [7] См.: Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002. [8] См.: Рыбаковский Л. Миграция населения, три стадии миграционного процесса. М., 2004. [9] См.: Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социс. 2004. № 11 [10] См.: Валпенстайн И. После либерализма. М., 2003. С. 192. Такая миграционная стратегия еще называется дифференцированной эксклюзией (исключением) [11] См.: Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002. [12] См.: Boswell С. European migration policies in flux: Changing patterns of inclusion and exclusion. L., 2003 [13] В Программе экономического развития России до 2008 г. определены три основные категории иммигрантов: воссоединяющиеся с семьями, экономические иммигранты и беженцы [14] См.: Текст Конвенции о статусе беженцев 1951 г. Ст. 1.
[15] Введен в официальный оборот термин «добровольный переселенец» в связи с утвержденной Государственной программой помощи добровольным переселенцам в 2006 г.
[16] В свое время министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики А. Блохин высказывал беспокойство по этому поводу на IV съезде лидеров мигрантских организаций в Москве. [17] Интересная ситуация сложилась для части бывших эмигрантов. Граждане СССР, переезжавшие ранее в Израиль, автоматически лишались гражданства, что было затем отменено постановлением Верховного Совета РСФСР
[18] См.: Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2006 [19] См.: Нойфельд И. Методы социальной работы. М., 2000 [20] См.: Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2006 [21] См.: Автономов А.С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий. М., 1999. С. 22.
[22] Подробнее см.: Акмалова А.А., Капицын В.М., Чистяков Н.М. Миграция и проблемы социальной работы // Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2006. [23] См.: Washington ProFile. 2005. 8 July.
[24] В мире более 100 млн чел. в 2005 г. постоянно проживали вне своей родины. Из них 20 млн — беженцы (см.: Экономика нелегальной миграции в России // Население и общество: Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного программирования РАН. 2005. № 92. С. 1).
[25] См.: Витковская Г.С. Портрет вынужденной миграции в статистике и в жизни //Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству: Материалы конференции / Под ред. Г.С. Витковской, Ж.А. Зайончковской. М., 2001. С. 239-249. [26] См.: Витковская Г.С. Работа с беженцами и ищущими убежища лицами в Российской Федерации: роль НПО // УВКБ ООН, 2002. [27] См.: Численность и миграция населения Российской Федерации в 1997 г.: Стат. сб. М., 1998. С. 98-100. [28] См.: Витковская Г.С. Вынужденные мигранты из новых независимых государств на рынке труда // Миграция и рынки труда в постсоветской России.М., 1998. С. 30-69.
[29] См.: Дадаев O.K. Проблемы внешней трудовой миграции российских граждан.М., 1997. С. 45-59 [30] См.: Предположительная численность населения Российской Федерации до 2016 г.: Стат. бюллетень. М., 1998. С. 115. [31] Так, в 2006 г. случился пожар на стройке в Московской области, и 12 рабочих из Брянской, Владимирской и Тамбовской областей, ночевавшие в бытовке на стройке, погибли [32] См.: Капицын В.М. Идентификационные основания классификации прав человека // Социально-политический журнал. 1997. № 6 [33] См.: Мирошникова Е. Религиозный фактор в иммиграционной политике Европейского Союза // Современная Европа. 2006. № 1. [34] См.: Декларация принципов толерантности. Принята Генеральной конференцией в Париже (25 октября - 16 ноября 1995 г.).
[35]Например, девушки и юноши выезжают из некоторых населенных пунктов нередко в силу недостаточного выбора кандидатов для выхода замуж (женитьбы). Такая ситуация складывается в ряде маленьких городов, сел, в том числе на территориях проживания коренных малочисленных народов, где часть молодежи предпочитает перспективе трудной сельскохозяйственной работы возможность устроиться в большом городе [36] В проекте национальной программы демографического развития России предполагается увеличение миграционного прироста к 2015 г., причем в комплексе с повышением рождаемости и сокращением смертности, намечено довести его до 420 тыс. чел. в год [37] См.: Рыбаковский Л. Демографическая безопасность // Безопасность Евразии. 2003. №3. С. 170-171 [38] См.: Ионцев В. Быль про убыль // Home Page. Вестник Форума. 2005. № 5 [39] См.: Проект Концепции действий на российском рынке труда на 2005-2010 годы. Представлен департаментом трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Май 2006 г. [40] См.: Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. № 482-ПП «О Концепции демографического развития города Москвы». [41] Подобные процессы характерны и для Московской области, где повышение рождаемости сопряжено в немалой степени с притоком мигрантов /V Российская газета. 2006. 9 июня. [42] См.: Графова Е. Дни Журавлевых // Российская газета. 2006. 12 мая; Мерзлякова Т. Если не Журавлевы, то — кто? // Российская газета. 2006. 5 июня.
[43] См.: Степенко В.Е. Административная ответственность иностранных гражданв России // Закон и право. 2003. №11 [44] Из общественного доклада 7 июля 2005 г. «Приоритетные задачи миграционной политики в Москве» явствует, что мигранты живут в Москве часто там, где работают, т. е. «на объекте» — столичных рынках, стройках (27% опрошенных). Подпольные мигранты зарабатывают на хлеб себе и своим семьям«физически тяжелым трудом на износ» (45%), испытывают постоянную угрозу со стороны бандитов (15%). Особенно злостные нарушения жилищных прав мигрантов обнаружились в отношении рабочих, прибывших из Таджикистана. Им приходится жить практически в нечеловеческих условиях
[45] В 2005 г. в России было более 700 тыс. детей-сирот, больше, чем в конце Великой Отечественной войны. Выросло число преступлений, совершаемых подростками. Для выхода из сложившегося положения Генпрокуратура РФ предложила создать специальную федеральную службу и сеть трудовых гимназий. Глава МВД Р.Г. Нургалиев подписал в 2004 г. приказ об изменении работы центров временного содержания беспризорных детей: туда теперь помещают беспризорников независимо от того, совершил он преступление или нет.
[46] См.: Российская газета. 2005. 25 января [47] См.: Российская газета. 2006. 26 апреля. [48] См.: Графова Л. Отдайте «Согражданам» школу! // Home Page. Вестник Форума. 2005. № 7 [49] См.: Декларация принципов толерантности: Манифест XXI века. М, 2004 [50] См.: Постановление Государственного комитета по высшему образованию РФ от 10 апреля 1996 г. № 5 «Об утверждении порядка приема и обучения граждан зарубежных стран в государственные учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ за счет средств федерального бюджета». [51] См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003 [52] См.: Колосов Н.И., Колесников Н.Н. Геополитика и политическая география. М., 2002 [53] См.: Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. М., 1995 [54] См.: Российская газета. 2006. 22 апреля [55] См.: Российская газета. 2006. 1 марта. Печальным подтверждением этих слов стал взрыв на Черкизовском рынке в Москве в августе 2006 г., осуществленный по мотивам национальной ненависти. [56] Цит. по: Декларация принципов толерантности — манифест XXI века. М., 2004.С. 18. [57] См.: Групповой портрет современного столичного жителя // Пульс. 1997. № 16. С. 23-25; О межнациональных отношениях в столице и путях их гармонизации // Пульс. 2000. № 6. С.14-17; 2004. № 3 [58] См.: Проблема незаконной миграции: Реалии и поиск решения. М., 2004 [59] Российская газета,2005. 9 ноября. [60] См.: Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002. С. 53—131 [61] См.: Ильин В.В. Философия истории. М., 2003. С. 298 [62] Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002. С. 53. [63] См.: Тишков В. Без мигрантов у России нет будущего // Политический журнал. 2004. № 7 [64] Утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г., но в 2005 г.эта Программа оказалась в числе тех, которым было отказано в финансировании. [65] См.: Бадыштова ИМ. Толерантность местного населения к мигрантам // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 38—47
[66] Российская газета. 2006. 1 марта [67] См.: Распоряжение Правительства Москвы от 12 марта 2002 г. «О мерах по реализации Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)"» и постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. Эта работа была продолжена с принятием среднесрочной городской целевой Программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2006 г. (в ред. 15 ноября 2005 г.). [68] Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (Программа «Толерантность»), утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 июля 2006 г. № 848.
[69] См.: Российская газета. 2006. 25 апреля [70] Население и общество. 2005. № 92. [71] Российская газета. 2006. 3 мая. [72] Российская газета. 2006. 1 марта. [73] В Национальной программе демографического развития России прогнозируется стабилизация миграционного прироста к 2015 г. на уровне 420—440 тыс. чел. в год (см.: Российская газета. 2006. 26 мая). [74] См.: Прокофьев Ю.А. Внешняя трудовая миграция в России // Миграция. 1997. № 2. С. 12-14. [75] См.: Российская газета. 2005. 28 октября. [76] См.: Проблема незаконной миграции: Реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). М., 2004. [77] См.: Проблема незаконной миграции: Реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). М., 2004. [78] См.: Проблема незаконной миграции: Реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). М., 2004. С. 176-177 [79] См.: Моденов В.А., Носов А.Г. Миграция: История, реальность, перспективы. М., 2002. С. 296-303. Индекс миграционной привлекательности США — 4,22; Канады — 3,5; Японии — 3,5; Австралии — 3,33; Германии — 3,21; Франции — 3,1; Польши — 1,03; России — 1. [80] В Краснодарском крае миграция в течение 10 лет привела к тому, что в 2004 г. 20% населения составили мигранты.
[81] Валленстайн И. После либерализма. М., 2003. С. 192. [82] Иноземцев B.JI. Иммиграция: новые проблемы нового столетия // Социс. 2003 №4 [83] См.: Право Европейского Союза в вопросах и ответах / Отв. ред. СЮ. Кашкин. М., 2005.
[84] О необходимости целостной системы социальной защиты мигрантов говорил В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ 17 марта 2005 г. (см.: Время жить в России. Из выступления В.В. Путина // Российская газета. 2005. 18 марта).
[85] В то же время более 1 млн ранее въехавших в Россию иммигрантов из стран СНГ, уже фактически натурализовавшихся, не смогли получить российские паспорта и стали лицами без гражданства. [86] В.В. Путин отмечал на заседании Совета безопасности РФ 17 марта 2005 г., что отсутствие системы социальной защиты мигрантов выталкивает их в криминальную среду (см.: Время жить в России. Из выступления В.В. Путина //Российская газета. 2005. 18 марта). [87] Государство. Антропоток: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород; М., 2002.
[88] Там же. [89] См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003 [90] См.: Трудовая миграция: за и против // Home Page. Вестник Форума. 2005. № 9. 108
[91] По данным Федеральной миграционной службы и МВД РФ, на 1 января 1999 г. было зарегистрировано вынужденных переселенцев 978,4 тыс. (392,4 тыс. семей), беженцев — 128, 4 тыс. (52,4 тыс. семей); на 1 января 2004 г. — соответственно 250 и 8,5 тыс. (см.: Российская газета. 1999. 10 июля; 2004. 27 апреля). [92] См.: Российская газета. 1998. 19 марта. Кроме того, был принят Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». [93] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003 [94] Так, письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 ноября 1999 г. определило, что срок действия страхового медицинского полиса устанавливается сроком действия трудового договора с иностранным гражданином. Если же иностранец имеет вид на жительство, т. е. проживает постоянно (а в отсутствии вида на жительство для некоторых категорий это устанавливается судом), то ему должны выдавать страховой полис обязательного медицинского страхования. Для временно пребывающих на территории РФ иностранцев теперь действует постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации». [95] Текст Конвенции 1951 г. о статусе беженцев. Текст Протокола 1967 г., касающегося статуса беженцев. Женева. С. 16 [96] Текст Конвенции 1951 г. о статусе беженцев. Текст Протокола 1967 г., касающегося статуса беженцев. Женева. С. 16 [97] См.: Федеральный закон от 28 июня 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» (с изм. от 28 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).
[98] См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». [99] См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.,2003. [100] См.: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (с изм. 20 декабря 1995 г.,7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.). [101] См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.,2003. [102] Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (с изм. 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.). [103] ФМС России дает данные на 1 июля 2006 г., объединяя вынужденных переселенцев и беженцев, — всего 147 тыс. 300 чел. В первом полугодии 2006 г.в территориальных органах ФМС России получили данные статусы 1922 чел.(в первом полугодии 2005 г. — 322 чел.). [104]Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Е. Гонтмахер, работающий также в Межведомственной комиссии по реализации утвержденной Президентом РФ Программы добровольного переселения соотечественников в Россию, специально отметил, что «не надо забывать о тех вынужденных переселенцах, которые вернулись на Родину в 1990-е годы. Десятки тысяч из них до сих пор мыкаются по чужим углам, обитают в бараках, не имеют постоянной работы и фактически брошены на произвол судьбы» (Российская газета. 2006. 30 июня).
[105] На 2006 г. квотирование определялось уже Распоряжением Правительства РФ; до этого — приказом трех министерств: МВД, Минздравсоцразвития, Минэкономразвития России (см.: Распределение квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2006 год по субъектам РФ. Установлено Распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г.). Таким образом, квотирование, также как и определение порядка использования миграционных карт, поднималось на более высокий уровень правового регулирования.
[106] См.: Российская газета. 2004. 20 августа.
[107] См.: Российская газета. 2005. 23 марта. [108] Само понятие «нелегальный мигрант» требует разъяснения. Сюда без всякого разбора относят тех, кто незаконно находится на территории РФ, и тех, кто находится в России на законных основаниях, но не имеет разрешения миграционных служб на работу (см.: Скачкова Г.С. Труд мигрантов в России: Правовое регулирование. М., 2006. С. IV). [109] Среди международно-правовых актов следует назвать Конвенции МОТ, ратифицированные РФ: «Об упразднении принудительного труда» (1957), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958)», «О наихудших формах детского труда» (1999). К их положениям приближаются нормы Федерального закона от 24 июля 1998 г. «О социальном страховании» (п. 2 ст. 5), но Трудовой кодекс РФ (кроме ст. 11) не рассматривает эти отношения.
[110] Одно из наиболее оптимальных определений функции дал в свое времяА.Я.Рабейкас: «Функция есть такое отношение элемента кцелому, которое делает действие элемента с точки зрения «интересов» данной системы целесообразным и таким образом служит обеспечению сохранения целого» Рабейкас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 19977. С. 156. [111] Понятие «структура» тесно связано с понятием «функция» и означает специфический способ связи элементов между собой» (см.. Материалистическая диалектика как научная система. М., 1983. С. 205. [112] Так, необходимость специализации социальной работы по решению межнациональных проблем, помощи мигрантам обосновывалась специалистами Московского государственного социального университета еще в начале 1990-х гг. (см.: Теория и методика социальной работы. В 2 т. / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. М., 1994. С. 314-315). [113] См.: Российская газета. 2006. 11 мая.
[114] Каннаноя Ауликки — директор Национального центра исследований развития в области социального обеспечения (Финляндия). [115] См.: Ауликки К. Основы социальной работы. Петрозаводск, 1999. [116] См.: Ауликки К. Основы социальной работы. Петрозаводск, 1999 [117] См.: Дубинский В.И. Развитие социальной работы в Германии // Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2006.
[118] Как правильно отмечено специалистами, важным основанием технологического подхода является операционализация процессов и единство процедур. В социальных технологиях выделяют программы, содержащие процедурные операции, как способы и средства деятельности, а также саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами (см.: Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой.М., 2000. С. 43). [119] См.: Тер-Григорьян Е.О. Понятия содержания и формы // Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. В.А. Шептулина. М. 1983. С. 191. [120] В Москве для временных мигрантов также проводятся занятия по русскому языку, культуре народов России, толерантности, т. е. ставятся задачи первичной аккультурации. Программа в 2006-2007 гг. рассчитана на 144 час. Концепция Программы разработана В.М. Кондратьевым, общее руководство осуществлялось в рамках Центра Международного образования «Этносфера» (руководитель Ю.А. Горячев) и Центра «Русская школа для мигрантов» (руководитель Е.А. Амельченко).
[121] Такие компактные поселения, как в г. Борисоглебске (Воронежской обл.), под Тарусой (Калужская обл.), в новом районе г. Уфы (Башкирия) и другие, будут расширяться. Возникнут новые поселения в 12 экспериментальных районах в соответствии с Государственной программой содействия переселению соотечественников, утвержденной Президентом РФ в 2006 г.
[122] См.: Muller I. Die Bedeutung des Solidaritatsprinzips auf der Ebene des Staats // Subsidaritat und Demokratie. Dusseldorf, 1981. S. 89 [123] См.: Чорбинский СИ. Социальная работа и социальные программы в США. М, 1992.
[124] См.: Программа непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по социальной работе. Утверждены приказом Минздрава России от 28 июля 1997 г. № 226.
[125] Социальная работа в общине связана также с определением характеристик этнической идентичности, применением тренингов межкультурного взаимодействия (см.: Татарка А.Я., Лебедева Н.М. Изменение этнической идентичности и межгрупповых установок в процессе тренинга межкультурного взаимодействия // Научно-методический сборник по проблемам адаптации и интеграции граждан-мигрантов. М., 2005. С. 125).
[126] См., например: Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989; Дудченко B.C. Программа инновационной игры. Таллин, 1989; Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996. [127] См.: МэтьюзД., Макаффи Н. Политика местной общины. М. 1993; Alinsky S.D. Reveille for Radicals. N.Y., 1989. [128] См.: Капицы» В.М. Политологические основы социальной работы // Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2006. [129] Это имеет отношение не только к странам с невысоким уровнем жизни, неустойчивой политической системой. Самый наглядный пример — это деятельность социальных работников в Чили, которые из-за своих последовательных позиций в защите прав человека сильно пострадали от режима Пиночета, поскольку вели ожесточенную борьбу с ним, и сейчас они активно участвуют в социальной политике (см.: Некрасов А.Я. Социальна работа в Чили // Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2006). [130] Российская газета. 2006. 3 марта. [131] См.: Программа непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по социальной работе. Утверждены приказом Минздрава России от 28 июля 1997 г. № 226.
[132] См.: Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М., 1996. [133] См.: Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог: тренинг межкультурной компетентности. М., 2003; Лебедева Н.М. Социальнаяпсихология этнических миграций. М., 1993. [134] См.: Информационная база МОФ СЦПОИ по Сибирскому региону. 178
[135] До принятия нового Закона о гражданстве (2002) в Россию по безвизовому режиму въехало более 5 млн соотечественников из стран СНГ. После принятия этого Закона, по которому требовалось оформлять вид на жительство, часть их оказалась нелегалами. Поправки в Закон 2003—2005 гг. упростили такие процедуры. Этой категории мигрантов было необходимо в короткие сроки по упрощенной программе предоставить гражданство России и на их обустройство направить основные средства, выделяемые по миграционным программам. Необходимо реализовать требования Федерального закона «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» [136] При них создаются экспертно-консультативные советы. [137] Например, в г. Саратове создан район межнационального проживания, ставший центром работы с мигрантами и этническими общинами, которым предоставляется возможность участвовать в работе органов власти и Общественной палаты при губернаторе [138] См.: Московский комсомолец. 2003. 19 декабря. [139] Тысячи девушек из Украины и Молдавии подвергаются эксплуатации в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах в подпольных домах терпимости, саунах, массажных кабинетах, «работают» на дорогах (см.: Российская газета.2006. 31 марта). [140] См.: Население и общество. 2005. № 92. С. 3 [141] См.: Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // Отечественные записки.2004. № 4. С. 62.
[142] См.: Российская газета. 2006. 31 марта.
[143] См.: Авакьян С.Л. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М.,2003 [144] См.: Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. М., 1995. [145] Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». [146] См.: План мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Утвержден Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. // Российская газета. 2006. 28 июня. [147] См.: Филатов Ф.Р. Комплексная реабилитация детей вынужденных переселенцев из «горячих точек» // Работник социальной службы. 2002. № 2 [148] См.: Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева СВ. Межкультурный диалогв школе. М., 2004. [149] См.: Абсалямова А. Педагогика толерантности // Этносфера. 2000. № 6 (23).С. 24 [150] См.: Никитин А. Корейскую школу знают все // Этносфера. 2000. № 3 (20).С. 14. [151] См.: Российская газета. 2006. 31 марта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|