Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебные и воспитательные цели




а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и, овладев особенностями гистогенеза тканей зуба, разобраться в развитии и прорезывании молочных и постоянных зубов. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении тканей зуба, связанных и нарушениями закладки и прорезывании зубов. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

 

б) частные цели:

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы,

- стадии гистогенеза молочных и постоянных зубов,

- особенности закладки и прорезывания постоянных зубов,

- смену молочных зубов на постоянные,

- нарушения закладки тканей зуба.

У М Е Т Ь:

- идентифицировать структурные компоненты ранней и поздней стадий развития зуба на микроскопическом уровне;

- оценивать гистофизиологическое состояние различных структурных компонентов развивающегося зуба,

- используя данные микроскопического строения различать структурные компоненты зуба на разных стадиях его развития,

- микроскопировать «немые» гистологические препараты, выносимые на практическую часть занятия,

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических препаратов;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- уметь использовать данные гистологического состояния органов пищеварительной системы при осмотре больных,

- должен обладать объемом знаний и пониманием гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и патологических состояниях и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов для выяснения причин возникновения патологических состояний органов;

- способностью использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

- способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о нарушениях закладки зуба на ранних стадиях его развития,

- о нарушениях дентиногенеза и энамелогенеза.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

1. Быков, В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. Учебное пособие / В.Л.Быков // СП-б: Специальная литература, 1999.

2.Гемонов В.В. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов / В.В. Гемонов, Э.Н. Лаврова, Л.И. Фалин//М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.

3. Гистология. Учебник, 5-е издание, переработанное и дополненное. / Под ред. Ю.И. Афанасьева и Н.А.Юриной // М: Медицина, 2001 г.

4. Гистология ротовой полости. Радцева Г.Л., Пашнева Е.И., Пискарева Е.И. Долгашова М.А., Здорнова О.В., Мирошниченко СВ. /Методическое пособие.- Ставрополь, Изд: СтГМА, 2006, с 180

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Артишевский, А.А.Гистология органов зубочелюстной системы человека. Учебное пособие. / А.А. Ар­тишев­ский, Е.И. Вольтова, А.С. Леонтюк, Б.А. Слука//Минск: изд-во МГМИ, 1996.

2. Гистология / Под ред. проф. Э.Г. Улумбекова, проф. Ю.А. Челышева//М.: ГЭОТАР, 2001.
3.Н.Далмане, А.Р. Микроскопическое строение развивающегося зуба/ А.Р.Далмане, О.Н. Королева//Рига, 1974.

4. Кудрин И.С, Анатомия органов полости рта, М., Медицина, 1968.

5.Леонтюк, А.С. Возрастная гистология зубочелюстной системы /А.С. Леонтюк, Е.И. Вольтова, Л.И. Красовский и др. // Минск: МГМИ, 1995.

6. Мамедова, Ф.М. Микроскопическая анатомия корня зуба. Атлас / Ф.М.Мамедова, В.А. Крахмалев //Ташкент: Медицина, 1988. 7. Ю.Соловьев, В. А. Словарь-справочник по гистологии и патоморфологии для стоматоло­гов / В.А.Соловьев, Б.Н. Давидов // Тверь: изд-во ТГМА, 1999. 8. Хэм, А. Гистология / А.Хэм, Д. М.Кормак // Мир, 1983.

 

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал по теме «Развитие зуба», ранее изучаемый в школе (школьный учебник, анатомии человека). Это очень важно, т.к. этот материал является базисным и на нем строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на раннюю и позднюю стадии развития зуба.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее:

Развитие зубов тесно связано с образованием преддверия полости рта, в формировании которого принимают участие эпителий и мезенхима ротовой полости. Эмаль является производной эпителия, в то время, как остальные ткани зуба развиваются из мезенхимы.

Развитие зуба проходит в три стадии:

1. Образование зубных зачатков.

2. Дифференцировка зубных зачатков.

3. Гистогенез тканей зуба.

Каждая стадия характеризуется своими особенностями формирования твердых и мягких тканей зуба. Первой тканью, образующейся в гистогенезе зуба, является дентин, который в дальнейшем обеспечивает развитие эмали и цемента. Каждая из твердых тканей подвергается минерализации, также имеющей свои особенности.

Если дентин и эмаль начинают закладываться внутриутробно, то развитие цемента зуба происходит в постнатальном периоде.

Гистогенез постоянных зубов не отличается от гистогенеза молочных.

Существует несколько теорий прорезывания зубов, объясняющих механизмы данного процесса.

 

Решите тесты 1-15:

1. Дополните ответ: на 5 месяце постэмбрионального развития формируется ____.

Установите соответствие.

Зачатки зуба: Источники зуба:

1). эмалевый орган а). кожная эктодерма

2). зубной сосочек б). мезенхима

3). зубной мешочек

3. Выберите правильные ответы. Из зубного сосочка развиваются следующие ткани зуба:

1). эмаль

2). дентин

3). цемент

4). пульпа

4. Выберите правильный ответ. В стадии дифференцировки эмалевый орган состоит из:

1). наружных клеток, энамелобластов, пульпы эмалевого органа

2). наружных, промежуточных, внутренних клеток, пульпы эмалевого органа

3). промежуточных клеток, энамелобластов, пульпы эмалевого органа

5.Установите последовательность. Стадии развития зуба включают:

1). Стадию дифференцировки зубного зачатка

2). Стадию образования зубного зачатка

3). Гистогенез тканей

6. Выберите правильный ответ. Кутикула зуба развивается из:

1) внутренних клеток эмалевого органа

2) наружных клеток эмалевого органа

3) зубного сосочка

4) промежуточных клеток эмалевого органа

5) пульпы эмалевого органа

7. Выберите правильный ответ. В развитии плащевого дентина участвуют волокна:

1) коллагеновые;

2) преколлагеновые

8. Выберите правильный ответ. Эмаль «строят» клетки:

1) дентинобласты;

2) амелобласты;

3) цементобласты;

4) пульпоциты;

9. Выберите правильный ответ. Пульпа зуба развивается из:

1) эмалевый орган

2) зубной сосочек

3) зубной мешочек

10).Дополните ответ: на 4 месяце эмбриогенеза зуба закладывается ­­­­­­­­­­­­­­­­­___________

11. Дополните ответ. Промежуточные клети эмалевого органа участвуют в развитии ___________

12. Выберите правильный ответ: цемент развивается из:

1) эмалевого органа

2) зубного сосочка

3) зубного мешочка

13. Выберите правильные ответы. Из зубного мешочка развиваются:

1). эмаль

2). дентин

3). цемент

4). пульпа

5). периодонт

Установите соответствие.

Зачатки зуба: Клетки и ткани зуба:

1). эпителий эмалевого органа а). дентинобласты, дентин

2). зубного сосочка б). соединительная ткань пульпы

3). мезенхима зубного мешочка в). цементобласты, цемент

г). адамантобласты, эмаль

д). соединительная ткань периодонта

15. Выберите правильный ответ. Все молочные зубы должны прорезаться к:

1) 1,5 годам

2) 2- 2,5 годам

3) 3 годам

 

Решите ситуационные задачи 1-7.

1. На гистологическом срезе видно, что многослойный плоский эпителий на переднем свободном крае зубных пластинок (обращенном в сторону губ и щек) образует колбовидные выросты по числу будущих молочных зубов (по 10 на каждой зубной пластинке). О какой стадии развития зуба свидетельствуют данные образования?

2. На гистологическом препарате эмалевого органа определяется уплотненная мезенхима, окружающая его по периферии. Как называется эта структура и какая ткань зуба из нее развивается?

3. В первоначально однородном клеточном материале эмалевого органа появляются четко выраженные слои: наружные клетки, внутренние клетки, пульпа эмалевого органа и промежуточные клетки эмалевого органа. Источником развития какой ткани зуба являются наружные клетки эмалевого органа?

4.Известно, что часть мезенхимных клеток на апикальной поверхности зубного сосочка дифференцируется в крупные клетки с базофильной цитоплазмой, имеющих вытянутую форму и располагающихся в несколько слоев. Как называются эти клетки ив образовании какой ткани зуба они принимают участие?

5. На гистологическом препарате развития зуба определяется участок нижнего края редуцированного эмалевого органа, где его внутренние клетки переходят в наружные и отсутствует пульпа эмалевого органа и его промежуточный слой. Как называется этот участок редуцированного эмалевого органа, и в образовании какой ткани зуба он принимает участие?

Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии эмали и пульпы зуба, являясь не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности, накануне занятия, ознакомьтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.

2.По выполнении программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...