Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебные и воспитательные цели




а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и, овладев особенностями морфофункционального состояния компонентов пародонта, разобраться в их строении. Определить связь между их строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении структурных составляющих пародонта. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

б) частные цели:

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы,

- источники и ход развития структурных элементов пародонта для наиболее часто встречающихся аномалий и пороков их развития,

- микроскопическое и субмикроскопическое строение десны,

- микроскопическое строение периодонта,

- строение альвеолярного отростка,

- возрастные изменения пародонта,

У М Е Т Ь:

- оценивать гистофизиологическое состояние различных структурных компонентов пародонта,

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических препаратов;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- уметь использовать данные гистологического состояния органов пищеварительной системы при осмотре больных,

- должен обладать объемом знаний и пониманием гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и патологических состояниях и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов для выяснения причин возникновения патологических состояний органов;

- способностью использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

- способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о возможности возникновения околокорневых кист, гранулем и злокачественных опухолей в периодонте,

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

1. Быков, В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. Учебное пособие / В.Л.Быков // СП-б: Специальная литература, 1999.

2.Гемонов В.В. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов / В.В. Гемонов, Э.Н. Лаврова, Л.И. Фалин//М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.

3. Гистология. Учебник, 5-е издание, переработанное и дополненное. / Под ред. Ю.И. Афанасьева и Н.А.Юриной // М: Медицина, 2001 г.

4. Гистология ротовой полости. Радцева Г.Л., Пашнева Е.И., Пискарева Е.И. Долгашова М.А., Здорнова О.В., Мирошниченко СВ. /Методическое пособие.- Ставрополь, Изд: СтГМА, 2006, с 180

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Артишевский, А.А.Гистология органов зубочелюстной системы человека. Учебное пособие. / А.А. Ар­тишев­ский, Е.И. Вольтова, А.С. Леонтюк, Б.А. Слука//Минск: изд-во МГМИ, 1996.

2. Гистология / Под ред. проф. Э.Г. Улумбекова, проф. Ю.А. Челышева//М.: ГЭОТАР, 2001.
3.Н.Далмане, А.Р. Микроскопическое строение развивающегося зуба/ А.Р.Далмане, О.Н. Королева//Рига, 1974.

4. Кудрин И.С, Анатомия органов полости рта, М., Медицина, 1968.

5.Леонтюк, А.С. Возрастная гистология зубочелюстной системы /А.С. Леонтюк, Е.И. Вольтова, Л.И. Красовский и др. // Минск: МГМИ, 1995.

6. Мамедова, Ф.М. Микроскопическая анатомия корня зуба. Атлас / Ф.М.Мамедова, В.А. Крахмалев //Ташкент: Медицина, 1988. 7. Ю.Соловьев, В. А. Словарь-справочник по гистологии и патоморфологии для стоматоло­гов / В.А.Соловьев, Б.Н. Давидов // Тверь: изд-во ТГМА, 1999. 8. Хэм, А. Гистология / А.Хэм, Д. М.Кормак // Мир, 1983.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал по теме «Пародонт», ранее изучаемый в школе (школьный учебник, анатомия человека). Это очень важно, т.к. этот материал является базисным и на нем строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение кструктур, составляющих пародонт.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее:

Парадонт -комплекс тканей, окружающих зуб: периодонт (зубная связка,

перпцемепт). десна и альвеолярная кость, имеющих генетическую и функциональную общность. Они находятся в неразрывной функциональной и морфологической связи с зубом при физиологических и патологических процессах.

Периодонт соединительная ткань, окружающая корень зуба. Функция периодонта состоит в удержании зуба в костной альвеоле, поглощении механической энергии, возникающей при жевании, равномерном ее распределении на костную ткань альвеолы. Волокна периодонта в момент передачи жевательного давления натягиваются и удлиняются, чему способствует их извилистая форма. Зуб как бы подвешен на периодонтальной связке. поэтому при движениях он не травмирует стенки зубной альвеолы.

Десна состоит из слизистой оболочки, плотно и неподвижно сращенной с надкостницей верхней и нижней челюстей. В десне нет желез. Подслизистая оболочка отсутствует. Десна покрыта многослойным плоским эпителием, который частично ороговевает.

 

Решите тесты 1-15:

1. Дополните ответ. Связка, удерживающая корень зуба в альвеоле называется___________.

2. Выберите правильные ответы. Парадонт включает ткани:

1). периодонт, десну, альвеолярный отросток

2). периодонт, альвеолярный отросток, десневой карман

3). зубную связку, десну, периодонтальную щель

4). периодонт, альвеолярный отросток

3. Выберите правильный ответ. На границе свободной и прикрепленной части десны располагается:

1).Десневой карман

2). Десневая ямка

3). Десневой желобок

4). Десневое углубление

4. Выберите правильные ответы. Слизистая оболочка десны состоит из:

1). Многослойного плоского эпителия

2). Собственной пластинки слизистой

3). Мышечная пластинка слизистой

Установите соответствие.

Расположение коллагеновых волокон в Направление волокон:

периодонтальной щели: а).косое

1).у краев альвеолы б).произвольное

2).в боковых отделах щели в).радиальное

3).в области корня зуба г).горизонтальное

4).в области верхушки корня зуба

6. Выберите правильный ответ. Периодонт представляет собой сложное анатомическое образование, происходящее из:

1) эпителиального зачатка

2) соединительнотканного зачатка

7. Выберите правильный ответ. Десневая щель(бороздка) располагается между:

1). Свободной и прикрепленной частью десны

2). Поверхностью зуба и свободным краем десны

3). прикрепленной частью десны и корнем зуба

4). альвеолярной костью и корнем зуба

8. Выберите правильный ответ. Периодонт развивается из:

1) эмалевый орган

2) зубной сосочек

3) зубной мешочек

9. Дополните ответ. Части верхней и нижней челюстей, в которых укреплены зубы, называются _________________

10. Дополните. В десне выделяют части:_________и __________________

 

Решите ситуационные задачи 1-7.

1.Между пучками волокон периодонта имеются промежутки, заполненные рыхлой волокнистой соединительной тканью, в которой обнаруживаются остатки гертвиговского эпителиального корневого влагалища и эпителия зубной пластинки. Как называются эти структуры по автору?

2. В периодонте располагаются отростчатые клетки, участвующие в образовании и перестройке межклеточного вещества. Назовите эти клетки.

3.В разных отделах периодонтальной щели пучки плотной волокнистой соединительной ткани имеют различное направление. Какое направление имеют волокна циркулярной связки?

4. На гистологическом препарате выявляется часть десны, прочно соединенная с надкостницей альвеолярных отростков челюстей. Как называется эта часть десны?

5. Назовите слой собственной пластинки слизистой оболочки десны, образованный плотной неоформленной соединительной тканью.

6. При исследовании зубов у одного пациента глубина десневой щели составила 1,8 мм у другого - более 3 мм. У какого пациента десневая щель является патологически измененной и как она называется в данном случае?

7.Даны два микропрепарата альвеолярного отростка. На одном из них выявляется компактное вещество, на другом – губчатое вещество костной ткани. Назовите участки альвеолярного отростка.

Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии эмали и пульпы зуба, являясь не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности, накануне занятия, ознакомьтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.

2.По выполнении программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...