Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера
Теория когнитивного диссонанса (1957 г) явилась продолжением разработки идеи «социального сравнения». Фестингер выступает как ученик и последователь Левина. Исходным понятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно «потребность в оценивании самого себя», т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего. По Фестингеру социальная реальность: многие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, поэтому единственный способ проверки — через социальное согласие, консенсус. Но консенсус м.б установлен только в том случае, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мнениями других, т.е. сравнивать их. То же относится к способностям. Фестингер предположил, что тенденция сравнивать себя с другими уменьшается, если различие между моим мнением (способностью) и мнением (способностью) другого возрастает. Сравнение устойчиво в том случае, когда собственные мнения (способности) сравниваются с близкими им мнениями (способностями). Личность меньше стремится ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей. Соответственно и сравнение осуществляется с людьми, чьи мнения (способности) более сходны с собственными (человек, начинающий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с другими новичками, а не с признанными мастерами). Минимальное несходство мнений ведет к конформизму — личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы совсем приблизить свое мнение к мнению группы. Теория социального сравнения базировалась на знании о себе и знании о другом, она носила интерперсональный характер и могла претендовать на статус социально-психологической теории.
Фестингер перешел от нее к построению новой теории — когнитивного диссонанса. В теории исходной признается «потребность в знании», теперь это «знание о себе» (а именно потребность знать связанно, последовательно, непротиворечиво). Строится интраперсональная теория. Теория Фестингера не делает акцента на социальном поведении. Замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.
Замена термов — «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс». Основные положения теории: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное отношение к новой информации. Пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: а) изменить поведение, т.е. бросить курить; б) изменить знание, в данном случае — убедить себя в том, что все рассуждения, статьи о вреде курения как минимум недостоверны, преувеличивают опасность; в) осторожно относиться к новой информации относительно вреда курения, т.е. игнорировать ее. 1. Основными единицами в теории диссонанса являются «когнитивные элементы» - «любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого-либо, чьего-либо поведения или самого себя».
2. Среди всех когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать 2 типа: относящиеся к поведению («я еду сегодня на пикник») и относящиеся к среде («идет дождь»). Легче изменить когниции, касающиеся поведения, чем когниции, касающиеся среды (суждения относительно очевидной реальности). Понимание существа «несоответствия» - имеется в виду несоответствие внутри когнитивной структуры индивида (т.е. между двумя когнициями), с другой стороны, несоответствие формулируется как несовпадение «знания» и «поведения» (т.е. между элементом когнитивной структуры и реальным действием индивида). При таком толковании диссонанс перестает быть когнитивным, легче интерпретировать его как фактор, мотивирующий поведение.
В теории диссонанса не рассматриваются любые отношения между когнитивными элементами: а) абсолютное отсутствие связи между ними, их нерелевантность др другу (знание о том, что во Флориде никогда не бывает снега, и о том, что самолеты летают с превышением скорости звука); б) отношения консонанса; в) отношения диссонанса.
В теории рассматриваются только два последних типа отношений между когнитивными элементами. Диссонантные отношения: «Два элемента X и Y находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из другого, а именно не-Х следует из Y». Пример: человек является должником (Y), но покупает новую, дорогую машину (X). Здесь возникают диссонантные отношения, поскольку из Y (того факта, что человек должник) должно было бы следовать какое-то уместное в данном случае действие X, и тогда наблюдался бы консонанс. Четыре источника возможного возникновения диссонанса: 1) из логической непоследовательности, т.е. когда «следование "не-Х", из "У"» есть доказательство чисто логической противоречивости двух суждений как когнитивных элементов. Примеры: человек верит в то, что можно достичь какую-то отдаленную планету, но не верит в то, что можно построить соответствующий корабль; человек знает, что вода замерзает при 0°С, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при +20°С. 2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, нормам.
Пример: принято, что на дипломат приеме есть жаркое нужно, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки; профессор, выйдя из себя, кричит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм поведения. 3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример: амер избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осознание того факта, что он — демократ, не соответствует конкретному действию, это порождает диссонанс в его когнитивной структуре. 4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Классификация всех возможных элементов и отношений, фигурирующих в когнитивном поле: Элементы м.б 3 типов: деятели (субъект восприятия, др люди, группы); средства (действия, институты, ответы); цели (результаты). Отношения, которые связывают эти элементы, м.б 4-х типов: позитивные, негативные, нейтральные, амбивалентные. Два элемента и отношение между ними составляют «предложение». Всего можно получить 36 типов предложений. Объединенные вместе, они представляют собой структурную матрицу. Фестингер пытается измерить величину. Величина диссонанса - между двумя когнитивными элементами есть функция от важности (или значимости) элементов для индивида», т.е. между двумя малозначимыми элементами диссонанс не м.б большим, несмотря на высокую степень несоответствия. С др стороны, два значимых элемента могут развить большой диссонанс, даже если сама степень несоответствия не столь велика. Пример: если кто-то купил недорогую вещь, а потом разочаровался в ней, величина возникшего диссонанса невелика. Если же студент хорошо знает, что не готов к экзамену, а сам тем не менее бросает занятия и идет в кино, то диссонанс, возникающий при этом, значительно больше. Как измерить «важность» элементов, как выразить степень важности и как выявить наименее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории диссонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.
Последствия диссонанса: 1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса; 2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствующих его росту. Постановка вопроса о мотивирующей роли диссонанса выглядит также неоднозначно. Существует три способа уменьшения диссонанса: 1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. Пример: человек собрался на пикник, но пошел дождь. Возникает диссонанс — несоответствие «представления о пикнике» и «знания о том, что плохая погода». Уменьшить диссонанс можно, отказавшись от участия в пикнике. В общей форме данный способ уменьшения диссонанса определяется как изменение когнитивного элемента, относящегося к поведению, при изложении же примера фигурирует уже не просто изменение элемента когнитивной структуры, но изменение реального поведения, рекомендация определенного действия — остаться дома. Уменьшить диссонанс можно, изменив один из когнитивных элементов, исключив из когнитивной структуры утверждение «я еду на пикник», заменив его др суждением — «я не еду на пикник». 2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. Пример: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной структуре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды». Как изменить этот когнитивный элемент? Нужно убедить друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой. 3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов (которые способствуют уменьшению диссонанса). Пример с курильщиком, который не бросает курить (не изменяет когниций, относящиеся к поведению), не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направленные против курения, «страшные» рассказы очевидцев), и тогда начинает подбирать специфическую информацию: например, о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит двадцать лет, а вон какой здоровяк. Уязвимым местом теории диссонанса остается прогнозирование конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого личностью.
Одни предпочитают скорее изменять когнитивные элементы, относящиеся к поведению, другие — селективно принимать информацию. Диссонанс и конфликт Главное отличие — место диссонанса и конфликта по отношению к процессу принятия решения. Диссонанс возникает после принятия решения, он — следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения. После принятия решения при наличии альтернативы возникает диссонанс, когда диссонантными отношениями выступают негативные стороны выбранного и позитивные стороны отвергнутого решения. Величина диссонанса зависит при этом не только от важности принятого решения, но и от степени привлекательности отвергнутого. Критические комментарии Самая главная слабость — это достаточно противоречивое и неоднозначное решение вопроса о мотивирующем значении диссонанса. Речь идет о разных вещах: то о мотивирующем значении диссонанса для поведения, то о мотивирующем его значении для перестраивания когнитивной структуры. Сомнительным представляется постоянное оперирование лишь парой изолированных когнитивных элементов, рассмотрение лишь их отношений. Встает вопрос о праве на существование определенной модели в системе социально-психологического знания. Возникает вопрос: допустимо ли принять в качестве основы анализа динамики когнитивной структуры взаимодействие двух элементов? Не задается ли уже этим фактом крайняя ограниченность предложенной модели? Такая изолированная пара когниций слабо поддается в дальнейшем сопряжению ее с др элементами когнитивной структуры, и это практически не позволяет перейти к сложным системам взаимодействия когнитивных элементов.
Серьезные возражения сохраняются в отношении психологики. Люди в повседневных поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными «резонами», Абельсон и Розенберг, естественно, не сделали эти резоны более строгими. Поэтому формула «не-Х следует из Y» остается допускающей слишком произвольные толкования. Д. Катц отмечает, что психологический уровень несоответствий (наряду с логическим уровнем и уровнем бессознательного), не выводит за пределы чисто когнитивной сферы как «вместилища» этих несоответствий. Несоответствие предстает как «конфликт неконгруэнтных элементов», в то время как за бортом остается вопрос «об исторических силах, ответственных за этот конфликт». Катц приходит здесь к требованию более внимательного исследования «объективной среды». Главная же задача — объяснение мотивации человеческого поведения — оказалась невыполненной. Общая ограниченность теорий соответствия, отсутствие попыток выйти за пределы только когнитивной организации человека в более широкую область социальных условий его существования, не позволила и при дальнейшем их развитии преодолеть этот рубеж. Логика развития этих теорий в рамках принятой концептуальной схемы не обнаруживает выходов в сферу социальной реальности и в других вариантах подхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|