Теории межличностного взаимодействия как обмена (Подходы Тибо, Келли, Хоманса)
Бихевиористская ориентация включает ГЕДОНИЗМ (этика. наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям) в качестве одного из методологических принципов. В «законе эффекта» Торндайка, в современных вариантах теории подкрепления с акцентом на роли «вознаграждения», «удовольствия», «редукции напряжения». В СОЦ ПСИХОЛОГИИ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ ГЕДОНИЗМА ОБЫЧНО ВЫРАЖАЕТСЯ В ТЕРМИНАХ ДОКТРИНЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА"», рассматривает «человеческое поведение как функцию его платежа; его (ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ) СУММА И ВИД ЗАВИСЯТ ОТ СУММЫ И ВИДА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, КОТОРЫЕ ОНО ПРИНОСИТ». Указанная точка зрения лежит в основе известных работ Д. Тибо и Г. Келли, представляющих собой одну из попыток приложения бихевиоризма к анализу групповых процессов. Другой известной попыткой такого рода является теория социального обмена Д. Хоманса. Подход Д. Тибо и Г. Келли Чаще позиция Тибо и Келли фигурирует под названием «ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСХОДОВ» (точка зрения, а не теория). Основное внимание Тибо и Келли уделяют ФАКТОРУ «ВЗАИМНОГО ОБМЕНА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯМИ И НАКАЗАНИЯМИ» в контексте интеракции (взаимодействия). Суть: ВСЯКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ — ЭТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Для анализа ПЕРВОНАЧАЛЬНО бралось взаимодействие в ДИАДЕ. «Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться и позитивно оцениваться, если участники такого взаимодействия «выгадывают» от него». Авторы объясняют соц взаимодействие в терминах «исходов» — вознаграждений и потерь (издержек) каждого из участников взаимодействия. ИСХОД ВСЯКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ рассматривается как некий ШАГ, РЕЗЮМИРУЮЩИЙ ПОЛУЧАЕМЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ПОНЕСЕННЫЕ ПОТЕРИ. Интеракция будет продолжаться, повторяться, только если ее участники подкрепляются, имея позитивные исходы, т.е. если вознаграждения превосходят потери. Авторы предполагают, что взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов. «В качестве независимых переменных выступают возможности взаимного контроля, которыми обладают члены коллектива. Считается, что контроль опосредуется способностью влиять на исходы другого (такие, как вознаграждения, платежи, подкрепления и полезности)». В качестве зависимых переменных выступают продукты взаимозависимых отношений — нормы, роли, власть. Позитивные платежи в социальной интеракции могут быть материальными или же психологическими (выигрыш в статусе, власти).
Получаемые участниками в итоге взаимодействия вознаграждения или понесенные потери детерминируются факторами, внутренними или внешними этому взаимодействию. Последние составляют категорию экзогенных детерминант (включают индивидуальные потребности и способности участников, сходство или различие в их установках, ценностях, ситуационный контекст их межличностного контакта). Как отмечают авторы, во многих случаях это факторы, коррелирующие с социометрическим выбором. Способных партнеров во взаимодействии отличает то обстоятельство, что они обладают большим потенциалом для вознаграждения другого участника. В результате в отношениях с более способным партнером более вероятен общий позитивный исход. Исследования показывают, что индивиды, имеющие похожие установки, склонны выбирать друг друга в качестве друзей, партнеров по взаимодействию. Эти данные интерпретируются с позиций когнитивистской ориентации. С точки зрения Тибо и Келли, они могут быть интерпретированы в рамках их подхода. «допустим, что во многих сферах ценностей индивид нуждается в соц поддержке своих мнений и установок, то соглашающийся с ним другой служит для него вознаграждением... Т.о., два человека, имеющие аналогичные ценности, могут представлять друг для друга вознаграждения просто экспликацией своих ценностей». Сходство между сторонами диады облегчит им обоим достижение позитивных исходов во взаимодействии.
К экзогенным детерминантам вознаграждений и издержек в соц отношениях относят - дистантность. Диада на расстоянии представляет меньше возможностей участникам для позитивных исходов, поскольку для сформирования и поддержания физически дистантных отношений требуется больше усилий и, следовательно, больше издержек, чем в противоположном случае. Другая экзогенная переменная — комплементарность или дополнительность. Полагают, что образование диады облегчается сторонами, которые способны вознаграждать друг друга ценой низких издержек для себя. В комплементарном отношении каждый может обеспечить то, в чем нуждается другой, но сам это обеспечить не может. В таких отношениях вознаграждения для обоих участников высоки, а издержки низкие - исходы позитивны для обоих. Другая категория детерминант вознаграждений и потерь — эндогенные факторы. Возникают в ходе взаимодействия и как его продукт. Эндогенные детерминанты определяют, будут ли действительно эти исходы достигнуты. Эндогенные помехи или содействия реализации оптимальных возможностей в отношении издержек-вознаграждений проистекают из «комбинаций последовательностей поведения членов диады». Сочетание поведений может оказаться взаимно несовместимым (в ситуации, когда один из братьев желает заниматься в кабинете, а другой в это же время — играть на музыкальном инструменте). Подобное сочетание мешает сторонам максимизировать их вознаграждения ценой минимальных издержек. Облегчит максимизацию лишь изменение одной из сторон своего поведения. Тибо и Келли полагают, что несовместимые, соперничающие тенденции увеличивают оптимальные издержки в форме раздражения, смущения, тревоги или необходимости приложить большие усилия для соответствующих реакций (гипотеза: издержки, вызываемые интерференцией, пропорциональны конфликту, порождаемому несовместимой ситуацией).
Понятия «уровень сравнения» и «уровень сравнения альтернатив». Ценность, которую личность приписывает исходу взаимодействия, не может быть определена на основании ее абсолютной величины. Она определяется на основе сравнения с двумя вышеназванными стандартами. Уровень сравнения индивида — это средняя величина позитивных исходов, которые он имел в своих предшествующих отношениях с другими (оценивая ценность исхода для себя, личность ориентируется на этот средний уровень). Исход благоприятен, если он выше среднего уровня, и чем выше, тем благоприятнее. Понятие используется как точка отсчета на шкале удовлетворения. Посредством этой мерки индивид оценивает привлекательность межличностного отношения для себя. Уровень сравнения может варьировать в зависимости от личности и ситуации. Во многом он определяется тем, как воспринимает индивид собственные возможности в достижении благоприятных исходов. Чем к более высоким исходам привык индивид, тем более высоким будет его уровень сравнения в последующих отношениях. Второй стандарт, на основе которого личность оценивает свои исходы, — уровень сравнения альтернатив - индивид решает, будет ли он оставаться в данном соц отношении или выйдет из него. Предполагается, что личность не останется, например, на удовлетворяющей ее работе, если она имеет возможность получить еще более привлекательную работу, и что она не покинет даже вызывающее неудовлетворение положение, если единственная имеющаяся альтернатива еще хуже. Стандарт представляет собой наилучший исход, который личность может получить в свете наилучшей возможной для него альтернативы. Идея авторов проста: при альтернативе личность всегда стремится сделать выбор в пользу более благоприятного для себя решения. Основным техническим приемом является матрица исходов. Составляется таким образом, что в таблицу заносится весь возможный репертуар поведения каждого участника взаимодействия. Например, по горизонтали размещается поведенческий репертуар участника В, по вертикали — для участника А.
В клетках матрицы представлены все соответствующие издержки и вознаграждения, релевантные для данного взаимодействия. Тибо и Келли делают допущения: 1) в клетках содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии; 2) в матрице представлены все возможные линии поведения участников; 3) ценности издержек и вознаграждений исхода варьируют с течением времени благодаря воздействию многих факторов (насыщение, утомление); 4) матрица не известна участникам до взаимодействия. По мере прогресса взаимодействия они непрерывно делают открытия относительно возможных исходов и поведенческого репертуара своего партнера. Тибо и Келли утверждают, что в момент вступления в соц взаимодействие стороны сталкиваются с большой степенью неопределенности в отношении исходов, которые м.б. достигнуты. Личность может иметь недостаточно знаний, чтобы ожидать что-то определенное, либо она может иметь ошибочные представления. Поскольку до самого факта взаимодействия трудно вынести окончательные суждения, постольку в самом начале формирования отношения есть период проб, сравнения, когда участники пытаются реально оценить потенциально возможные в таком отношении исходы. Восприятие исходов на ранней стадии взаимодействия помогает определить, продолжать отношение или выйти из него. Оцениваются исходы по 2 критериям (уровень сравнения и уровень сравнения альтернатив). Индивиды будут формировать и поддерживать те отношения, которые обещают дать наилучший из возможных исходов. Для участников важно предвидеть, останутся ли выявленные позитивные исходы стабильными со временем. Подобное исследование матрицы возможных исходов оказывается весьма важным, когда в стадию формирования вступают долговременные отношения типа супружества. Среди социального взаимодействия особое внимание уделяется отношениям власти, взаимозависимости и межличностной аккомодации (приспособлению). Матрица исходов оказывает помощь в оценке образцов взаимозависимости членов диады и процессов, посредством которых участники влияют др на друга и др друга контролируют. Возможность власти одного участника над другим, на которую указывает матрица, состоит в способности контролировать исходы другого. Тибо и Келли выделяют два типа контроля, который одна личность может иметь по отношению к исходам другой — фатальный и поведенческий. Суть фатального контроля состоит в том, что один участник полностью определяет исход для другого независимо от того, что предпримет этот другой.
Первая матрица иллюстрирует факт фатального контроля А над В. Вторая матрица иллюстрирует случай взаимного фатального контроля. В ситуации, когда личность не имеет прямого контроля над собственным исходом, она может воспользоваться своей способностью влиять на исход другого и повлиять на свой исход косвенно. Для каждого участника в данном типе взаимодействия стратегия, которая наиболее вероятно ведет к стабильному взаимному вознаграждению, состоит в том, чтобы изменять свое поведение после получения наказания (издержек) и сохранять то же самое поведение, если достигнуто вознаграждение.
Поведенческий контроль одного участника диады над другим имеет место в том случае, когда каждый из них не может полностью определить исход для другого, но имеет средства (в виде своих стратегий) влиять на эти исходы. В ситуации поведенческого контроля исходы участника не изменяются как функция его поведения или поведения другого. Для определения исхода каждого необходимо знать решения (выборы) обоих членов диады. Муж (А) и жена (В) хотели бы вместе провести вечер, причем муж предпочитает, чтобы они вместе пошли в кино (Av BJ, а жена — чтобы они вместе пошли на концерт (А2, В2). Пойти порознь для них хуже, чем идти на нежелаемое, но вдвоем. Если оба отправляются в кино, то для А это хорошо (+4): он любит кино, да к тому же они идут вместе. Для В это сулит меньший исход (+2): она не любит кино, но все-таки они идут туда вдвоем. Если А идет в кино, а В— на концерт, это испортит настроение обоим (А = - 1, В = -1)они не выносят разлуки. Если оба посещают концерт, это благоприятствует В (+4): она любит концерты, к тому же они будут вдвоем. Для А этот вариант несколько хуже (+2): ему не нравятся концерты, разве что они будут здесь оба. Если А — на концерте, а В — в кино, то они опять оказываются порознь, и это для них плохо (А =- 1, В = - 1). В ситуации поведенческого контроля стратегии не приведут к стабильной взаимной выгоде до тех пор, пока один или оба участника не согласятся на исходы, меньшие, чем наиболее желательные. Матрица относится к категории ситуаций торга - положение участников будет лучше, если они придут к согласию. Однако проблема как раз состоит в достижении соглашения. Ситуация, представленная второй матрицей (рис. 3, 2)- «дилемма узника». Двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. Каждый из них имеет выбор — признаться или не признаться в совершенном преступлении. Узникам известно, что, если оба не признаются, их обоих освободят (А = +1, В = +1); если оба признаются, оба получат одинаковое незначительное наказание (А = — 1, В = —1); если один признается, в то время как другой — нет, признавшийся будет не только освобожден, но и вознагражден, а непризнавшийся получит суровое наказание (если А не признается, а В признается, то А сурово накажут (А = -2), В же получит не только свободу, но и вознаграждение (В = +2); если А признается, а В нет, то В будет серьезно наказан (В = —2) и А отпущен с наградой (А = +2). Выбирая признание, каждый участник может получить самое большое, на что он может рассчитывать в данной ситуации (+2),—понести наименьшую потерю из возможных (—2). Однако если каждый участник выберет признание, оба окажутся в проигрыше (А = — 1, В = —1). Выбор участников зависит от того, насколько каждый из них уверен в мотивах другого, и от того, в какой мере каждый уверен, что другой ему доверяет. «Дилемма узника» служит примером взаимного поведенческого контроля членов диады. Упреки: авторы пытаются анализировать межличностный контакт как протекающий в вакууме, никак не связывая его с окруж соц контекстом. Соц взаимодействие предполагает взаимозависимость участников. Дело в том, какой характер принимает взаимная зависимость. А это определяется содержательными характеристиками социальной системы, в рамках которой протекает межличностное взаимодействие. Невозможно элиминировать вовсе из межличностных отношений соображения выгоды, полезности. С этим связана неправомерная, на наш взгляд, универсализация вычлененного ими такого регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения-издержек. Еще один упрек обусловлен обращением авторов к теоретико-игровым представлениям. Допущения теории игр минимизируют психологические характеристики участников. Поэтому, не отрицая полезности, необходимости использования теоретико-игровых методов в психологическом исследовании, многие психологи подчеркивают, что математические методы не могут заменить психологический анализ или подвергнуть сомнению его решающую роль в исследовании. Можно указать также на большую трудность использования языка матриц для описания ситуации реального взаимодействия. Сложным делом оказывается и дать исчерпывающий перечень линий поведения участников (их стратегий), и численно представить исходы взаимодействия (выигрыши, платежи участников). Подход Дж. Хоманса Близкой к позиции Тибо и Келли является теория «элементарного социального поведения» амер исследователя Хоманса. Хоманс в поисках объяснительных принципов апеллирует к скиннеровской парадигме научения как основному источнику. В центре внимания Хоманса — взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями), который имеет место в диадическом контакте лицом к лицу. По его мнению, прямой и непосредственный обмен между участниками взаимодействия вознаграждениями и наказаниями составляет существо «элементарного социального поведения». В наборе категорий Хоманса основными оказываются следующие: «деятельность», «сентимент», «интеракция». Первый термин выступает равнозначным скиннеровскому| термину «оперант». Сентименты составляют особый класс деятельностей, они «являются знаками аттитюдов и чувств, которые человек имеет по отношению к другому человеку или к другим людям» (кивок, поцелуй, рукопожатие). Сентименты не являются внутренним состоянием индивида, это виды открытого поведения, ими можно обмениваться, и в процессе обмена они подкрепляют, позитивно или негативно, поведение партнера по взаимодействию. Интеракция состоит в обмене оперантами (деятельностями) и сентиментами, представляющими особый класс деятельностей. Хоманс формулирует 5 положений, объясняющие эмпирические данные социальной психологии. Первые четыре положения являются переформулировкой скиннеровского представления о взаимосвязанном влиянии на поведение лишения или насыщения, а также частоты и качества подкрепления. Из предпосылки о том, что человек будет включаться в деятельность тем больше, чем более он вознаграждается за нее, Хоманс извлекает ряд суждений о социальном взаимодействии (чем чаще один человек благодарит другого за помощь, тем пропорционально чаще этот другой будет оказывать помощь первому). В основу пятого положения Хоманс кладет правило «распределенной справедливости», согласно которому каждый участник соц отношения, ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками (ожидает справедливого обмена издержек и вознаграждения). Возможные последствия нарушений данного правила и представлены Хомансом в положении пятом: чем с большим ущербом для личности нарушается указанное правило, тем с большей вероятностью она «должна обнаруживать эмоциональное поведение, которое мы называем гневом». С другой стороны, получение вознаграждения, непропорционального вкладу, приводит к возникновению у участника взаимодействия чувства вины. Оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте соц обмена. Прошлый опыт формирует ожидания своеобразной «нормы обмена» (похоже на понятие «уровень сравнения» у Тибо и Келли). Подход основывается на модифицированном законе эффекта Торндайка - взаимодействие продолжается только в случае удовлетворяющих стороны исходов, в противном случае оно прерывается. «-»: - отсутствие строгих определений, многие из понятий оказываются метафорами, а не научными терминами; - непоследовательность теории в реализации принципов скиннеровской психологии. Хоманс заимствует эти принципы выборочно, игнорируя, момент скиннеровского подхода, как влияния различных схем подкрепления; - попытки Хоманса дать интерпретацию социальных феноменов с позиций «поведенческих предпосылок» прямо приводят к искажению этих феноменов; - возражение рассматривать теорию как некую абстрактную, универсальную модель социального взаимодействия; - малое внимание процессам принятия аттитюдов и ролей партнера, а также процессу самовыражения. Теория Хоманса схватывает отдельные аспекты диадического взаимодействия по типу рыночного обмена.
Авторы не учитывают такой характеристики исследуемой диады, как состоит ли она из случайных людей или участники диады имеют определенный опыт взаимодействия, общения между собой в ходе совместной деятельности. Неучет подобного аспекта в анализе социального взаимодействия является серьезным упущением. Характерно также отвлечение в анализе от содержания той деятельности, которой обмениваются взаимодействующие стороны. Подобная ориентация на изучение преимущественно абстрактных форм и механизмов взаимодействия весьма обедняет социально-психологический анализ. * * * Исследование феномена аттракции. Ньюком, работы которого в основном могут быть отнесены к когнитивистской ориентации, в подходе к вопросам аттракции апеллирует к необихевиористскому принципу подкрепления, предполагая, что аттракция между индивидами — это функция степени, в которой во взаимодействии представлены взаимные вознаграждения. Весьма освоенной областью для необихевиористской ориентации является проблематика социальной установки (аттитюда). Большой объем экспериментальных исследований, представленных в трудах авторов Йельской школы. Завершая рассмотрение необихевиористской ориентации в целом, можно сказать, что основные исследовательские успехи в рамках данной ориентации связаны с изучением аспектов адаптивного поведения. 17. Когнитивистская ориентация в социальной психологии: источники и основные понятия Сущность когнитивистского подхода – стремление объяснить социальное поведение при помощи описания познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. При объединении этих образований в связанную структурированную систему человеку приходится принимать решение, первым шагом на пути к которому является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, т.е. соотнесение его с определенной категорией. Поэтому главными проблемами социальной психологии становятся перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов и т.д. Теоретические источники – гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Гештальтпсихология (заимствованные идеи): · на место реального человека и его взаимодействия с окружающим миром ставится сознание, а деятельность сводится к деятельности сознания, гештальтпсихология предложила новый подход к восприятию, где утверждался его изначально целостный характер – идея образа. (Основное место занимает – деятельность сознания. В значительной степени мы есть то, что мы думаем). · идея изоморфизма, интерпретированного Кёлером как структурное подобие между материальными и психологическими процессами. · Идея имманентной динамики гешталъта, служащая основанием для процесса преобразования познавательных структур субъекта — «реорганизации», «перегруппировки», по Вертгеймеру, — также достаточно прямо проявляется в когнитивных теориях социальных психологов. · Для этих же теорий соответствия большое значение имела идея господства «хороших фигур», простых, симметричных, уравновешенных и замкнутых, для которых действует закон прегнантности. Факторы, организующие восприятие и выступающие в качестве перечня того, что должно подлежать группировке в воспринимаемом объекте, перечисленные Вертгеймером, почти полностью потом воспроизводятся Ф. Хайдером. · Когнитивисты также принимают и идею ассимиляции и контраста, используя ее при исследованиях специфики восприятия человека человеком, когда речь идет о различных этнических группах (человек воспринимается или путем ассимилирования его с группой, или, напротив, по контрасту с ней). Другим теоретическим источником когнитивистской ориентации явилась теория поля К. Левина. Теория поля предлагала принципы исследования проблемы личности и, следовательно, наряду с разработкой понятия «образ» выдвигала разработку понятия «мотив». Заимствованные идеи: · Идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где в отличие от гештальттеории значение приобретает не только перцептивная структура, но и структура, в которой совершается поведение. (Процесс категоризации разворачивается как процесс взаимодействия человека и среды, то, что мы строим как картинки не есть абстракция, оторванная от нашего поведения, мы продолжаем действовать в реальной ситуации). · Другая идея Левина, непосредственно использованная в когнитивистской социальной психологии, — это идея валентности. Как известно, Левин ввел это понятие, чтобы объяснить направленность «локомоций» индивида в «жизненном пространстве»: позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность—движение в противоположную от него сторону. (Взаимодействие между двумя элементами возможно тогда, когда есть свободная валентность, незавершенная картина мира.) · Общий принцип необходимости изучения индивида во взаимодействии с окружением применительно к языку социальной психологии выступил как принцип необходимости изучения личности в контексте группы, к которой она принадлежит. (Объяснение любого вида социального поведения дается только через познавательный процесс. Результаты нашего восприятия мира превращаются в некие структуры, ожидания… поведение объясняется когницией.) Главным понятием выступает здесь понятие «когнитивной организации», или «когнитивной структуры». Р.Зайонц понимает под этим «любую форму взаимодействия между когнитивными элементами (независимо от их определения), которая имеет мотивационные, аффективные, установочные, поведенческие или когнитивные следствия» (то, что получается в результате категоризации.). Другой важной парой понятий в исследованиях когнитивистов являются понятия «стимул» и «ответ». Стимул – сложное образование, связанное с когнитивными процессами индивида. (Стимул – тот объект, по отношению которого должна случиться моя категоризация). Можно выделить три значения этого понятия: а) физический объект, б) пространственное поле, вызывающее возбуждение нервной системы, в) феноменологическое представление географического объекта. Ответ – процесс организации когнитивных элементов. Как уже отмечалось, в когнитивистских теориях широко используется понятие «значение». Некоторые авторы считают его центральным понятием этих теорий. Ч. Осгуд, например, утверждает, что «значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого поведения». В связи с употреблением понятия «значение» представители когнитивистской ориентации вводят довольно своеобразное толкование выражения «frame of reference» — «понятийная рамка» - указывает на некоторый контекст поведения индивида, которое строится на основании постоянного сравнения (например, «маленький слон»). К когнитивным теориям относятся: 1) теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг); 2) теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|