Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория структурного баланса Ф. Хайдера




 

Ф. Хайдер — один из привержен­цев гештальтпсихологии. Основная идея Хайдера сводится к тому, что люди склонны раз­вивать упорядоченный и связный взгляд на мир. Акцент сде­лан на проблему восприятия.

Впервые идеи были изложены Хайдером в работе 1944 г. «Социальная перцепция и феноменальная причинность».

Эксперимент: 114 ис­пытуемых рассматривали кадры с движущимися фигурами — дву­мя треугольниками и одним диском;

34 испытуемых просили опи­сать, что они видят, не давая никаких дополнительных указаний, как это сделать;

80 другим испытуемым было предложено интер­претировать движение этих фигур как действия личностей и после этого описать, что они видят.

 

Из первой группы (34 человека) 33 человека описали движение фигур тоже в терминах живых су­ществ, личностей. Хайдер сделал вывод, что не существует принципиальных различий между вос­приятием физических объектов, как оно трактуется в гештальтпсихологии, и восприятием личностей. Вывод был положен в основу представлений когнитивной психо­логии.

Один из исходных тезисов Хайдера — важность изучения «жи­тейской психологии»: чтобы понять социальное поведение лично­сти, надо понять житейскую психологию (находит свое выражение в языке, в ли­тературных и философских сентенциях, касающихся межличност­ных отношений). Поэтому методом изучения наивной психологии может быть анализ психологических понятий, употребляемых в языке, и их связи с понятиями, употребляемыми в сказках, но­веллах и т.п.

Т.к важной детерминантой поведения является стрем­ление человека к упорядоченному и связному пониманию его от­ношения к миру, то правомерно опереться на те суждения здравого смысла, которые фиксируют эту черту поведения («мы любим людей, принадлежащих к нам», «наши друзья дружественны между собой», «мы любим то, что любят наши друзья», «если мы не любим себя, то не любим и вещи, принадлежащие нам, а также людей, любящих нас», «тот не любит группу, чье мнение расходится с мнением группы»). В этих сентенциях изложены представления наивной психологии о сущности стремления человека к сбаланси­рованной когнитивной структуре.

Первый посту­лат теории сбалансированных структур — идея баланса. Второй постулат — идея приписывания (каузальной ат­рибуции), т.е. процесса поиска достаточной причины для объясне­ния поведения другого или своих собственных действий.

Опора на житейскую психологию приводит Хайдера к социально-психологической проблематике. Хайдер полностью обращается к сфере социальной психологии. Модели баланса последовательно строятся сначала для диад (одна личность отно­сится к двум объектам), а затем для триад (одна личность отно­сится к двум объектам, из которых второй может быть также лич­ностью). Определение баланса дается следующим образом: «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в ко­торой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стрес­са, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организа­ции, ни эмоциональных проявлений».

 

Ключевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений предла­гается схема Р-О-Х.

Схема Р-О-Х опирается на жи­тейскую психологию, суждения которой интерпретируются в тер­минах научной психологии. Представляет собой модель когни­тивного поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов:

Р — воспринима­ющий субъект,

О —«другой» (воспринимающий субъект),

X— объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом и «другим» (явление, идея, вещь).

 

Широко схема применяется в исследованиях массовой коммуника­ции, где

Р - интерпретируется как избиратель,

О — как политичес­кий комментатор,

X — политический кандидат, по поводу избрания котор развернута пропагандистская кампания.

 

Взаимодействие трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным и какой тип отношений вызыва­ет ситуацию дискомфорта для Р и соответственно его стремление изменить ее с целью приведения этой ситуации вновь в состояние баланса.

 

Суждения житейской психологии:

1. Позитивные отноше­ния транзитивны (т.е. при моем позитивном отношении к другому его отношение к объекту распространяется и на мое отношение к этому объекту: «люблю того, кого любит друг»).

2. Негативные от­ношения нетранзитивны (т.е. при моем негативном отношении к другому его отношение к объекту не распространяется на мое от­ношение к этому объекту: «не не навижу того, кого ненавидит мой враг»).

Хайдер называет когнитивную структуру воспринимающего субъекта сбалансированной, если в ней позитивные отношения транзитивны, а негативные — нетранзитивны.

И несбалансиро­ванной, если в ней, напротив, позитивные отношения нетранзи­тивны, а негативные — транзитивны (т.е. возникает такая проти­воречащая здравому смыслу ситуация, когда «я не люблю того, кого любит друг» и «я ненавижу того, кого ненавидит враг»).

 

Между тремя элементами могут существовать один или два типа отношений: «отношения оценки» и «отношения принадлежности».

 

«Отношения оцен­ки» выражаются в понятиях «нравится — не нравится», «любит — не любит», «предпочитает — не предпочитает», м.б как по­зитивными (L, от слова «Love» — любовь), так и негативными (nL).

«Отношения принадлежности» фиксируют степень воспри­нимаемого единства элементов и выражаются в понятиях «похожий — непохожий», «близкий — далекий», «принадлежащий — непринадлежащий», «владеющий — невладеющий». Эти отношения м.б позитивными, когда степень воспринимаемого един­ства высокая (U, от слова «Unit» — целое), и негативными, когда степень восприни­маемого единства низкая (nil).

Все четыре вида отношений могут свя­зывать между собой всех трех участников взаимодействия (Р, О и X), причем картина отношений рисуется только с точки зрения ее представленности в когнитивном поле Р.

По поводу «отноше­ния оценки» это положение усваивается достаточно легко: для Р могут существовать три вида позитивных отношений (PLО, PLX, OLX) и три вида негативных отношений (PnLO, PnLX, OnLX).

Что касается «отношений принадлежности», то воп­рос сложнее. Фиксируемая в них степень единства есть только степень их воспринимаемого субъектом Р единства, т.е. если Р воспринимает, что О «обладает» объектом X, то это означает, что существует позитивное «отношение принадлежности» между О и X безотносительно к тому, обладает или нет О в действитель­ности X.

Отсутствие позитивного «отношения принадлежнос­ти» не означает наличия негативного «отношения принадлежнос­ти» (если О женится на X, то это, с точки зрения Р, иллюстрация наличия между О и X позитивных отношений принадлежности, но если О разводится с X, то это — для Р— не есть иллюстрация негативных «отношений принадлежности» между О и X). В общем виде это правило формулируется так: негативные отношения при­надлежности наблюдаются тогда, когда имеется воспринимаемая тенденция к разъединению элементов, но они не представляют собой отрицания воспринимаемой тенденции к единству.

Баланс присутствует в когнитивной систе­ме Р в том случае, если Р воспринимает всю ситуацию как гармо­нию, без стресса (если отношения оценки между двумя эле­ментами и отношения принадлежности между ними одновре­менно воспринимаются как позитивные). Баланс — по Хайдеру — это не состояние, характеризу­ющее реальные отношения между элементами, но только восприя­тие со стороны Р определенного состояния отношений. Хайдер полагает, что если Р ощущает отсутствие баланса, он испытывает стресс. Инско и Шоплер не без иронии замечают, что наиболее полным выражением баланса для Р является, несомнен­но, распределение всех «хороших» людей в раю, а всех «плохих» людей в аду, поскольку только при этом условии будет соблюдено то правило, на которое опирается Хайдер: мы воспринимаем лишь хорошие вещи о друзьях и лишь плохие вещи о врагах [op. cit., р. 7]. Исходя из указанных принципов и принимая введенные обозна­чения, Хайдер строит модель Р-О-Х, причем для упрощения пояс­нений фиксирует в ней только отношения оценки, опуская в пер­вом изложении проблему отношений принадлежности. Впрочем, для рассмотрения сущности модели Р-О-Х достаточно и первых, более простых обозначений. Получаем восемь возможных ситуаций.

Для ситуации баланса нужно наличие либо трех позитивных отношений, либо одного позитивного, а двух — негативных. Дисбаланс имеет место тогда, когда два отношения позитивны, а одно негативно, либо когда все три отношения не­гативны. По предложенной модели можно легко «вычислить», ка­ким должно быть третье отношение к X, ибо именно оно насинтересует), если известны два других к О и О к X), причем это «вычисление» допустимо для характеристики как сбалансирован­ной, так и несбалансированной структуры.

Схеме Р-О-Х нельзя отказать, в общем, в известной логичес­кой последовательности, она допускает простейший прогноз от­ношений в предлагаемой триаде; с помощью этой схемы проведен ряд прикладных исследований, особенно в изучении изменения аттитюдов (отношений) избирателей под влиянием пропаганды. Однако в целом схема подвергается справедливой критике даже со стороны коллег по теориям соответствия.

«-»:

- гипотезы-предсказания, пред­лагаемые здесь, неточны. Изменение отношения про­гнозируется только под влиянием потребности в установлении баланса в когнитивной структуре воспринимающего субъекта. Но исходная посылка о том, что такая потребность абсолютна, принимается без доказательств, просто как некий постулат.

- в схеме Р-О-Х все отношения определяются по принципу «все или ничего», присутствует упрощение в связи с тем, что не анализируется степень позитивности или негативности отношений.

- «симметричность» всей схемы в значительной мере страдает, поскольку восьмая позиция — случай со всеми тремя негативными отношениями — выглядит сомнительным.

- ограничивает зна­чение схемы и тот факт, что она предусматривает лишь чрезвы­чайно простой вариант когнитивного поля воспринимающего субъекта; когда вообще весь круг отношений замыкается всего лишь тремя участниками взаимодействия.

- необходимо указать пути перехода от ситуации триады к ситуации группы в полном смысле этого слова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...