Теории «агрессии и подражания» и подкрепления Миллера и Долларда.
В развитии теорий агрессии и подражания можно выделить 2 активных этапа: 40—50-Е годы, связанные с исследованиями Миллера И Долларда, и 60—70-е годы, связанные с работами Бандуры. В конце 30-х годов была сформулирована ГИПОТЕЗА ФРУСТРАЦИИ — АГРЕССИИ. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард. Доллард и его коллеги в своей работе признают себя ОБЯЗАННЫМИ ФРЕЙДУ, полагая, что впервые основная идея связи фрустрации и агрессии представлена В ЕГО РАННИХ РАБОТАХ. Авторы сформулировали ГИПОТЕЗУ: НАЛИЧИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВСЕГДА ПРЕДПОЛАГАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ФРУСТРАЦИИ И, НАОБОРОТ, СУЩЕСТВОВАНИЕ ФРУСТРАЦИИ ВСЕГДА ВЕДЕТ К НЕКОТОРОЙ ФОРМЕ АГРЕССИИ (босс накричал на подчиненного, он – на жену, она – на сына, сын пнул пса, пес укусил почтальона). Основные используемые в ТЕОРИИ 4 ПОНЯТИЯ определяются следующим образом. ФРУСТРАЦИЯ — это любое условие, БЛОКИРУЮЩЕЕ достижение желаемой ЦЕЛИ. АГРЕССИЯ определяется «как поведение, цель которого — рАЗРУШИТЬ либо сместить ФРУСТРИРУЮЩИЙ БЛОК». Понятие «СДЕРЖИВАНИе» относится к тенденции СДЕРЖИВАТЬ ДЕЙСТВИЯ «вследствие ожидаемых негативных последствий вовлечения в них», что МОЖЕТ явиться ИСТОЧНИКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФРУСТРАЦИИ. «СМЕЩЕННАЯ АГРЕССИЯ» - агрессия, направленная НЕ ПРОТИВ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА ФРУСТРАЦИИ, а на какой-либо ДРУГОЙ, «БЕЗОБИДНЫЙ» ОБЪЕКТ. Эта черта агрессивного поведения анализируется в модели конфликта Миллера. «Смещение», или перенос по Миллеру, как случай генерализации стимулов. В 40-е годы авторы МОДИФИЦИРОВАЛИ ФОРМУЛИРОВКУ своей гипотезы. АГРЕССИЯ рассматривалась как естественное, но НЕ НЕИЗБЕЖНОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ФРУСТРАЦИИ. Допускалось, что путем научения могут быть приобретены и неагрессивные ответы на фрустрацию. Однако агрессия считалась все-таки ДОМИНАНТНОЙ РЕАКЦИЕЙ НА ФРУСТРАЦИЮ, и неагрессивный ответ мог произойти только в том случае, если агрессивные реакции сталкивались ранее с невознаграждением или наказанием, и, таким образом, агрессивное поведение элиминировалось. В этой модификации первоначальной гипотезы фрустрация по-прежнему рассматривалась как неизбежный предшествующий фактор агрессии, т.е. если имел место агрессивный акт, «допускалось, что фрустрация всегда представлена как провоцирующее условие».
КРИТИКА данной гипотезы: - касалась характера реакций на фрустрацию. Антропологи указали, что в некоторых культурах агрессия не является типичной реакцией на фрустрацию. ЛЕВИН, 3. ДЕМБО ПОКАЗАЛИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ИНЫХ, ЧЕМ АГРЕССИЯ, РЕАКЦИЙ НА ФРУСТРАЦИЮ. Маслоу, БАНДУРа отмечают, что ФРУСТРАЦИЯ — НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ФАКТОР, ПРИВОДЯЩИЙ К ВЫРАЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ. Например, оскорбление и угроза более вероятно вызовут агрессию, чем блокирование поведения. Исследования обнаружили и более сложный характер отношения между наказанием и агрессивным поведением. Авторы говорят о НЕОДНОЗНАЧНОСТИ В ПОНИМАНИИ ОБЕИХ СТОРОН ОТНОШЕНИЯ ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ. Т.о НЕ ПОДТВЕРДИЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ О НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ АГРЕССИИ И ФРУСТРАЦИИ, т.е. представление о том, что агрессия всегда оказывается результатом действия фрустраторов (барьеров на пути к цели), а фрустрация неизбежно ведет к агрессии. Другим важным сюжетом построений МИЛЛЕРА И ДОЛЛАРДА является проблема ПОДРАЖАНИЯ, ИЛИ ИМИТАЦИИ. Проблема подражания принадлежит к кругу первых проблем в зарождавшейся соц психологии на рубеже 19-20 вв. (подражание является важнейшим механизмом взаимодействия, причастным к рождению ряда феноменов, характеризующих, социализацию, конформность).
МИЛЛЕР И ДОЛЛАРД в работе «Социальное научение и подражание» отказываются от старой традиции определять подражание как инстинкт, РАССМАТРИВАЯ ПОДРАЖАНИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧЕНИЯ. Они первыми в бихевиористской ориентации попытались перейти к теории соц научения. Их допущения, включают постулирование 4 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ВСЯКОГО НАУЧЕНИЯ: ДРАЙВА, СИГНАЛА, РЕАКЦИИ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. СИГНАЛЫ И ПОБУЖДЕНИЯ рассматриваются как ДВА АСПЕКТА ОДНОГО ЯВЛЕНИЯ — СТИМУЛА. Любой стимул может приобрести характер побуждения, если он становится достаточно сильным, чтобы вынудить организм действовать. Любой стимул может стать сигналом благодаря своему отличию от других стимулов. Сигналы определяют, когда, где произойдет реакция и какой она будет. В своей схеме соц научения авторы вводят побуждение подражать, имитировать. Одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации соц научения является поведение других. Наблюдая открытые поведенческие реакции модели на определенные сигналы, одни из которых ведут к вознаграждению, а другие — нет, наблюдатель приобретает, определенную иерархию ценностей сигналов. Для того чтобы какая-то реакция на сигнал м.б. вознаграждена и выучена, она должна прежде всего произойти. Авторы исходят из предположения, что ИНДИВИДЫ ВЛАДЕЮТ НЕКИМ ИЗНАЧАЛЬНЫМ «ВНУТРЕННИМ» РЕПЕРТУАРОМ РЕАКЦИЙ. НАУЧЕНИЕ происходит, когда ОПРЕДЕЛЕННАЯ РЕАКЦИЯ ВОЗНАГРАЖДАЕТСЯ В ПРИСУТСТВИИ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕГО СИГНАЛА. Т.о, ОБЪЕКТОМ НАУЧЕНИЯ оказывается не реакция, составляющая часть поведенческого репертуара индивида, а СВЯЗЬ МЕЖДУ СПЕЦИФИЧЕСКИМ СИГНАЛОМ И ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕАКЦИЕЙ. НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — ЭТО НОВЫЕ КОМБИНАЦИИ «СТАРЫХ» РЕАКЦИЙ. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, они обращают внимание НА ВОЗМОЖНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ПОДРАЖАНИЯ ОГРАНИЧИТЬ ПРОБЫ И ОШИБКИ, приблизиться к правильному пути ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО. Главная функция вознаграждения, или подкрепления — редукция силы драйва. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения.
Термин «ПОДРАЖАНИЕ»:
1. «ТОЖДЕСТВЕННОГО» ПОВЕДЕНИЯ (часто лишь внешне выглядит подражанием, а в действительности может представлять одинаковые реакции на одинаковые стимулы у двух индивидов, м.б. результатом подражания, а может и не быть таковым. 2. «ПАРНОЗАВИСИМОЕ» ПОВЕДЕНИЕ (имеет место в диадическом взаимодействии, в котором поведение одной стороны, являющейся старше или искуснее другой, служит дискриминативным сигналом для другой — для наблюдателя (наблюдатель вознаграждается за ту же реакцию, что и модель). 3. КОПИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (предполагает специфическое руководство со стороны модели поведением наблюдателя).
Авторами подчеркивается роль подкрепления как необходимого предшествующего условия приобретения имитирующего поведения. Параметры, вычлененные Миллером и Доллардом для всякой ситуации научения, в случае парнозависимого поведения приложимы, по их мнению, для описания и поведения модели, и поведения наблюдателя: Научение имитации аналогично научению бегать. В модели парно-зависимого поведения м.б. интерпретированы с модификациями другие процессы соц влияния, например конформность, изменение аттитюдов. Основные направления вариаций парно-зависимого поведения: 1. Исключается требование о том, чтобы наблюдатель реагировал открыто. Это случай «нереагирующего, но вознаграждаемого наблюдателя». 2. Исключ и требование о том, чтобы наблюдатель открыто реагировал, и требование о его вознаграждении. Это случай «нереагирующего, невознаграждаемого наблюдателя» (представлено в работах Бандуры, Уолтерса). 3. Исключ, как во втором случае, реакция наблюдателя и его вознаграждение, а также эксплицитное вознаграждение поведения модели. Исследовательское внимание фокусируется на реакции модели как сигнале для наблюдателя (подход характерен для А. Бандуры). Знакомство с подходом Миллера и Долларда позволяет отметить заслугу этих авторов в постановке на эксперимент основе проблем агрессии и подражания как важного механизма соц-психологического взаимодействия. В рамках необихевиористской ориентации они впервые обратились к исследованиям, испытуемыми в которых выступили люди.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|