Воздействие колес автомобилей на дорожную одежду
На автомобильных дорогах подвижной состав состоит в основном из автомобилей различных марок. Движение подвижно- то состава на гусеничном ходу или жестких шинах обычно ограничивается и выносится на специально выделенную для этой цели полосу. Автомобиль взаимодействует с дорогой через колеса на пневматических шинах. Отечественная промышленность выпускает шины высокого давления 6—9 кгс/см2 (для некоторых типов тяжелых автомобилей), среднего — 3—6 кгс/см2 и низкого давления 1,75—5 кгс/см2. Колесо автомобиля соприкасается с поверхностью покрытия по относительно малой площадке — следу. След колеса можно принять за эллипс с соотношением осей от 1:1,5 до 1:2,5. В действительности соприкосновение шины с дорогой происходит не по всей поверхности эллипса, а через отдельные выступы рисунка протектора. Поэтому действительная площадь следа колеса меньше геометрической и составляет 0,5—0,75 последней. В соответствии с ГОСТ 9314—59 в настоящее время принимают максимальную расчетную нагрузку НР на ось для автомобилей группы А — 10 тс для дорог I—II категорий и группы Б — 6 тс для дорог III—IV категорий. Для дальнейших расчетов дорожной одежды и экспериментальных работ, связанных с изучением условий работы отдельных слоев дорожной одежды, удобно учитывать не фактическую площадь следа колеса в виде эллипса, а площадь круга, равновеликого следу колеса расчетного автомобиля, который имеет диаметр для автомобилей группы А — 32,6 см (33 см), группы Б — 28 см. В первом случае среднее расчетное давление на покрытие для расчетного автомобиля составляет р = 6,0 кгс/см2, во втором случае — р =5 кгс/см2. Расчетное давление на покрытие для любого другого автомобиля можно определить по формуле: Ррасч = 1,1 р', Где р' — давление в пневматической шине.
Все вышесказанное относится к стоящему автомобилю. При движении автомобиля возникают силы взаимодействия между колесами и покрытием в виде вертикальных динамических сил, продольных и поперечных касательных сил. Качение ведущего колеса происходит под действием приложенного к нему крутящего момента Мк (рис. 36).
Величина тягового усилия может быть определена из уравнения где Мк - крутящий момент, кгс.м; rk-радиус качения колеса с учетом деформации шины, м. Вследствие воздействия окружной силы Р на поверхность покрытия возникает противоположная ей реакция дороги Т, являющаяся силой трения между колесом и покрытием. Благодаря возникновению реакции Т происходит вращение колеса вокруг мгновенного центра О и поступательное движение центра колеса, а с ним и всего автомобиля. Нормально реакция дороги Р приложена в пределах следа колеса, но с некоторым смещением в сторону движения, что вызвано набеганием передней части следа колеса на дорогу. Перемещение ведущего колеса возможно при условии, что: пппппппп где Тмах — сила сцепления колеса с дорогой. Величина силы сцепления колеса с дорогой пропорциональна нагрузке на ведущее колесо: где — коэффициент сцепления колес с дорогой; Gсц — сцепной вес автомобиля. Сцепным весом автомобиля называется часть нагрузки, приходящаяся на ведущие колеса. Отношение веса, передаваемого на ведущие оси, ко всему весу автомобиля называется коэффициентом сцепного веса: где G — вес автомобиля.Максимальная величина силы сцепления может быть определена: Таким образом, для того чтобы не было буксования колеса на одном месте или проскальзывания его при движении, сила тяги должна быть меньше максимально возможной силы сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой: сц.
При движении автомобиля, кроме силы сцепления, взаимодействие дороги и автомобиля проявляется в возникновении силы сопротивления качению. Сопротивление качению вызывается толчками и ударами при наездах колес автомобиля на неровности покрытия. Небольшую часть сопротивления качению составляет трение в подшипниках колес, в рессорах и рессорных серьгах. Шины ведущего колеса автомобиля испытывают несколько большее сопротивление движению, чем ведомые, за счет дополнительной деформации крутящим моментом. Покрытия неровные, деформирующиеся под колесом, оказывают значительное сопротивление качению. На твердых и ровных покрытиях сопротивление качению настолько мало, что оно практически не оказывает влияния на изменение скорости движения. Отношение суммарного сопротивления качению к весу автомобиля называется коэффициентом сопротивления качению. Для различных типов покрытий коэффициенты сопротивления качению имеют следующие значения:
Покрытие Коэффициент f Асфальтобетонное (мелкозернистая смесь) 0,005—0,01 » (средне- и крупнозернистая смесь), Цементобетонное, поверхностная обработка.... 0,01—0,02 Щебеночное, обработанное органическими вяжущими материалами................................. 0,02—0,03 Щебеночное и гравийное, необработанное 0,03—0,06 Булыжная мостовая...................... 0,04 — 0,06
Сопротивление качению оказывает существенное влияние на скорость движения автомобиля, что, в свою очередь, сказывается на производительности автомобилей и себестоимости перевозок ,п пппппп где — средняя мощность двигателя, расходуемая на преодоление горизонтальных сил, л.с.; Ga — полный вес автомобиля, кгс; — коэффициент сопротивления качению. Для обеспечения эффективного движения автомобилей дорожная служба должна поддерживать необходимую ровность покрытия.
При движении автомобиля изменяется и характер передачи давления через пневматические шины на покрытие. При движении по ровной поверхности давление в шинах мало изменяется. Незначительные неровности, создавая шероховатость, обеспечивают хорошее сцепление автомобильной шины с покрытием. Сами шины поглощают возникающие незначительные колебания энергии. В процессе эксплуатации на дороге из-за совместного действия атмосферных факторов и движения автомобилей могут образоваться более крупные неровности. Их можно разделить на группы:
возвышения и впадины на покрытии — неровности, небольшие по глубине сравнительно с их площадью, образовавшиеся вследствие неравномерной осадки основания, неравномерного уплотнения слоя покрытия, неправильно выполненного ремонта и т. п.; выбоины — местные разрушения на поверхности покрытия с более или менее крутыми краями; образуются вследствие выбивания материала колесами автомобиля; волны — чередующиеся неровности в виде гребней и понижений с пологими краями; появление волн возможно вследствие дефектов укатки при строительстве покрытия, а также при воздействии одинаковых типов автомобилей, движущихся с одинаковой скоростью.
В центр
Рис.37 Схема падения колеса во впадину: а — при отсутствии рессор б- при наличии рессор; I — траектория падения центра тяжести составной системы «колесо-кузов»; 2 — траектория падения кузова: 3 — траектория падения колеса
При движении по неровной дороге автомобильная шина испытывает значительную динамическую нагрузку от ударов, в этом случае динамическая нагрузка на беговую дорожку шины может в 6—7 раз превысить статическую. Частично энергия удара поглощается шиной вследствие ее эластичности. Способность поглощать энергию ударов зависит от жесткости шины. Более эластичны шины низкого давления, обеспечивающие большую мягкость хода по неровной дороге. Для смягчения ударов предназначены и рессоры, при помощи которых кузов автомобиля упруго соединен с осями колес. При движении по неровной дороге возникающая дополнительная динамическая нагрузка вызывает колебание рессор. Вследствие конструктивных особенностей рессор и применения гидравлических амортизаторов колебания постепенно затухают. Процесс взаимодействия движущегося колеса автомобиля с неровной поверхностью покрытия протекает следующим образом.
При наезде на впадину колесо автомобиля в зависимости от скорости движения падает на ее дно на некотором расстоянии у от края (рис. 37, а). При этом происходит удар, сила которого зависит от глубины падения х. Наибольшая высота падения (на середину впадины) соответствует некоторой критической скорости, величина которой имеет значение
ппппппппппппппп
где Кж — коэффициент, учитывающий жесткость рессор, пневматиков и амортизаторов (Кж<1); l— расстояние от края впадины до ее середины; g —ускорение свободного падения; h — глубина впадины.
Подрессоренное колесо падает быстрее, чем кузов, вследствие действия давления рессоры (рис 37,б). Рессора смягчает удар и уменьшает высоту падения. При наезде колеса на возвышение происходит удар, вызывающий сжатие шины и рессоры. Сила удара зависит от высоты препятствия. При ударе колеса о препятствие часть энергии движущегося автомобиля расходуется на сжатие шины, рессор, колебание и сотрясение частей автомобиля, сжатие покрытия в месте удара и колебание покрытия и грунта полотна. пппппппппппппп Лекция 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|