Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивные слои дорожной одежды




Дорожную одежду устраивают на спланированной и уплот­ненной поверхности земляного полотна, она должна обеспечи­вать движение автомобилей заданного веса с расчетной ско­ростью и обладать достаточной устойчивостью против влияния климатических факторов.

В зависимости от толщины и применяемых материалов до­рожную одежду можно располагать на земляном полотне по серповидному, полукорытному или корытному профилю.

Серповидный профиль (рис 34, а) применяют преимущест­венно на дорогах низших категорий. Для устройства покрытий серповидного профиля используют местные материалы: гравий, грунт и другие, укрепленные различными добавками. При сер­повидном профиле дорожную одежду устраивают на всю шири­ну земляного полотна. Толщину одежды, наибольшую в середи­не, постепенно уменьшают до 3—5 см у бровок.

В сравнении с серповид­ным профилем более экономично использование мате­риалов при полукорытном профиле (рис. 34,б), когда в пределах проезжей части толщина дорожной одежды не изменяется, а обочины укрепляются слоем неболь­шой толщины.

При корытном профиле (рис. 34, в) дорожную одеж­ду устраивают только на ширину проезжей части оди­наковой толщины по всей ширине.

Дорожная одежда может быть различной прочности в зависимости от интенсивнос­ти и состава движения, грузонапряжённости, расчетной скорости и должна отвечать следующим требованиям: прочность ее должна обеспечивать отсутствие просадок и высокое сопротивление износу; ровность по­верхности должна обеспечивать возможность движения с высо­кими скоростями; шероховатость поверхности должна обеспечи­вать хорошее сцепление колес автомобиля с покрытием.

Одним из основных условий повышения безопасности дви­жения является снижение скользкости покрытия проезжей час­ти. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что летом аварий из-за скользкости покрытий происходит 4—16%, а осенью и весной 40—70%. Причиной повышения скользкости может явиться грязь, заносимая на проезжую часть с обочин, неукрепленных съездов или примыканий, что резко снижает сцепные качества покрытия. Для предупреждения заноса грязи на проезжую часть укрепляют обочины, съезды и примыкания.

Шероховатость поверхности покрытия проезжей части долж­на обеспечивать коэффициент сцепления автомобильной шины с поверхностью покрытия во влажном состоянии не менее 0,5. Для создания шероховатой поверхности устраивают поверхностную обработку (см. далее).

Дорожная одежда может состоять из одного или нескольких конструктивных слоев (см.рис.34). При наличии нескольких слоев дорожная одежда включает:

покрытие — верхний слой дорожной одежды, который в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобнов­ляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяюще­го эксплуатационные свойства покрытия;

основание — несущая часть дорожной одежды, обеспечиваю­щая совместно с покрытием передачу нагрузок на грунт земля­ного полотна. Основание, как правило, состоит из двух или бо­лее прочных слоев, из которых верхние часто укреплены вяжу­щим с целью создания достаточно прочного слоя под покрытием. Для нижних слоев можно применять менее прочные и менее мо­розостойкие материалы, но при этом водоустойчивые и неразмокаемые;

дополнительный слой основания — нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей на­грузок на земляное полотно также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и защиты от заиливания.

Главными факторами, от которых зависит выбор конструкции дорожной одежды, являются интенсивность и состав движения. Чем больше интенсивность движения автомобилей по дороге, тем быстрее изнашивается покрытие, следовательно, при большой интенсивности движения должно быть устроено более капиталь­ное, прочное и совершенное покрытие. На дорогах с меньшей интенсивностью движения покрытие подвергается меньшему из­носу и поэтому оно может быть облегченного типа. В тех слу­чаях, когда интенсивность движения в данный период неболь­шая, но через 5—10 лет предполагается увеличение ее, устраивают покрытия переходного типа, которые после усиления могут быть отнесены к усовершенствованным.При малой интенсивно­сти движения устраивают покрытия низшего типа. Основные ти­пы покрытий приведены в табл. 9.

Таблица 9

Основные типы дорожных покрытий

 

Тип покрытий Материал покрытий
Усовершенст­вованные ка­питальные     Усовершенст­вованные об­легченные     Переходные     Низшие Цементобетонные (монолитные и сборные); асфальтобе­тонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии; из прочных щебеночных материалов подобранного состава (с минеральным порошком и без него), обработанные в смесителе вязкими битумами или дегтями; мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании Из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими; из холодного асфальтобетона; из грунта, обработанного в установке вязкими битумами. Щебеночные из естественных каменных материалов и шлаков и гравийные; из грунтов и местных слабых мине­ральных материалов, обработанных жидкими органически­ми вяжущими; мостовые из булыжного и колотого камня Грунтовые, укрепленные различными местными мате­риалами.

 

 

Лекция 15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...