Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цементобетонные покрытия. Мостовые




Цементобетонные покрытия. Покрытия из цементо­бетона устраивают на дорогах I, II и III категорий при большой интенсивности движения (более 3000 автомобилей в сутки). Преимуществами цементобетонных покрытий являются высокая' прочность, ровность и в то же время достаточная шероховатость, обеспечивающая хорошее сцепление автомобильных шин с по­верхностью дороги.

Цементобетонные покрытия находят все большее применение ввиду своей экономичности и простоты эксплуатации. Производ­ство работ по устройству цементобетонных покрытий почти пол­ностью механизировано.

Цементобетонное покрытие представляет собой плиту из бе­тона, уложенную на прочное и устойчивое основание. В качестве оснований под бетонные покрытия применяют слои грунта, укрепленные вяжущими, крупнозернистый или среднезернистый песок, щебень, гравий или гравийно-песчаную смесь. Цементобетонное покрытие на песчаном основании разрешается укла­дывать только на дорогах III категории и при пониженной ин­тенсивности на дорогах II категории. Основания устраивают на 0,5 м шире проезжей части с каждой стороны.

Бетон, используемый для изготовления плит, представляет собой рационально подобранную смесь из щебня, песка, цемента и воды. Прочность такой смеси характеризуется пределом проч­ности при сжатии после 28 суток твердения. Марка бетона опре­деляется именно этой характеристикой и для дорожных покры­тий должна быть не ниже 300.

Толщину бетонной плиты назначают по расчету с учетом размера и характера движения. Обычно плита имеет толщину 18—24 см в пределах всей ширины проезжей части и поперечный уклон для стока воды 10—15%о.Толщина бетонной плиты может быть уменьшена путем при­менения напряженной арматуры для предварительного напря­жения укладываемого бетона.

Для предохранения плиты от образования трещин при тем­пературных изменениях устраивают температурные швы. Швы расширения (поперечные), обеспечивающие удлинение плиты, имеют зазор 2,5—3 см и устраиваются через 20—80 м.

Швы сжатия (поперечные) предохраняют плиту от трещин, воз­никающих при понижении температуры, их прорезают на глу­бину 5 см шириной 1 см через 4—10 м Расстояние между попе­речными швами зависит от вида основания, толщины плиты и температуры воздуха во время бетонирования.

Продольные швы делают по оси проезжей части при ширине ее 7—7,5 м или параллельно оси через 3,5—3,75 м. Поскольку температурные швы как бы разрезают покрытие на отдельные плиты, необходимо создать условия равномерной работы смеж­ных плит, что достигается укладкой штырей. Штыри препятству­ют поперечному смещению плит у швов и вместе с тем позволя­ют им перемещаться в продольном направлении. Для обеспече­ния водонепроницаемости швы заполняют упругим материалом или специальной мастикой.

В некоторых случаях покрытия устраивают со стальной ар­матурой, укладываемой, главным образом, для предупреждения образования трещин. Если покрытие устраивают в два слоя, то металлическую сетку укладывают между первым и вторым слоями.

Возможно устройство цементобетонных покрытий из готовых железобетонных плит, которые транспортируют к месту работ автомобилями и укладывают на заранее подготовленное основа­ние автомобильными кранами. Сложность монтажа и транспор­тирования плит больших размеров не позволяет применять этот способ в широких масштабах.

Мостовые. Мостовой называют покрытие, состоящее из штучного камня.

Материалы, применяемые для мостовых, бывают естествен­ными и искусственными.

К естественным относится шашка правильной формы (брус­чатка, мозаиковая шашка), приготовленная из прочных пород камня, или грубоколотая шашка, которая имеет примерно фор­му усеченной пирамиды и высоту 14—18 см. В природе встреча­ется естественный валунный камень — булыжник размером по высоте 14—18 см, который также может использоваться для устройства мостовой. Строительство мостовой требует квалифи­цированного ручного труда.

Поверхность мостовой — неровная, скорость движения авто­мобилей по ней ограниченная, поэтому мостовые находят все меньшее применение.

Усовершенствованные мостовые из брусчатки и мозаики при­меняют только в городских условиях. Высокая прочность, дол­говечность оправдывают в некоторых случаях высокие затраты на их строительство. Такие мостовые обеспечивают интенсив­ность движения более 3000 авт/сут с расчетными скоростями для дорог I—III категорий. Сложность механизации, большое количество ручного труда не позволяют их применить в широ­ких масштабах на загородных дорогах.

 

Лекция 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...