Транспортно-эксплуатационные характеристики покрытий
Дорожное покрытие подвергается систематическому воздействию колес автомобилей. От типа и состояния дорожного покрытия зависят важнейшие показатели работы автомобильного транспорта, скорость движения, расход мощности автомобиля, износ шин, амортизация транспортных средств. Наиболее значительное влияние на стоимость перевозок оказывают скорость движения и расход мощности автомобиля. Основными эксплуатационными показателями дороги являются прочность и ровность покрытий. Прочность дорожной одежды характеризуется модулем упругости, определяющим сопротивление материалов дорожной одежды внешним нагрузкам. Требуемый модуль упругости дорожной одежды должен обеспечивать достаточный запас прочности с учетом возможности роста интенсивности движения. Его устанавливают в зависимости от категории дороги. Сопоставляя фактический модуль упругости, который имеет дорожная одежда, с требуемым (расчетным), можно определить относительную прочность покрытия К1 где Еф — фактический модуль упругости дорожной одежды, кг/см2; Ер — требуемый модуль упругости дорожной одежды, кг/см2.
Относительную ровность покрытия определяют из отношения К2 где Sф, — фактическая ровность покрытия; Sp — требуемая ровность покрытия для данного типа дороги.
Коэффициент относительного сцепления колес с покрытием (коэффициент скользкости) определяется
К3 , где — фактический коэффициент продольного сцепления колеса с покрытием, установленный опытным путем; φпр — предельный по условиям безопасности коэффициент продольного сцепления колеса с покрытием.
Коэффициенты К1, К2, К3, характеризуют соответствие фактической прочности одежды требуемой по условиям движения в данный момент.
Коэффициент изношенности покрытия определяется
К4 где Н - фактический износ покрытия (определяется измерением); Но — допустимая величина износа (принимается по табл. 13).
Приведенные выше коэффициенты комплексно характеризуют эксплуатационные качества дороги и позволяют решить, какие следует провести мероприятия по содержанию и ремонту дорожной одежды, чтобы воспрепятствовать снижению скорости движения. Для установления технического состояния дорожной одежды в распоряжении дорожной службы имеются различные технические средства. Ровность покрытия оценивают различными способами. Простейший из них — измерение просвета между поверхностью покрытия и трехметровой рейкой, приложенной к покрытию. Удобными и простыми средствами комплексной оценки ровности покрытия являются передвижная многоопорная рейка ПКР-4 конструкции Союздорнии и толчкомер. При перемещении передвижной многоопорной рейки ПКР-4 со скоростью 3—4 км/ч по поверхности покрытия записывающее устройство вычерчивает на меловой ленте неровности в виде графика в масштабе горизонтальном 1:100 и вертикальном 1:1. Полученный график дает объективную оценку ровности покрытия.
Толчкомер конструкции ХАДИ позволяет измерить сумму сжатий рессор автомобиля при проезде участка дороги. Толчкомер устанавливают в кузове автомобиля над задним мостом (рис. 39). Толчкомер состоит из вертикальной зубчатой рейки, снизу соединенной через шаровой шарнир с крепежной деталью на кожухе дифференциала. Рейки находятся в зацеплении с зубчатым колесом, которое через храповую муфту передает движение счетчику. Счетчик благодаря храповой муфте двигается в одну сторону и регистрирует сумму сжатий рессор.
Показания толчкомера зависят от состояния покрытия, скорости движения, нагрузки и типа автомобиля, а также типа шин я давления в шинах. С целью стандартизации испытания ведут толчкомером при скорости движения 50 км/ч. Автомобиль загружается грузом 130 кг на заднее сиденье. После строительства дорожной одежды начальная ровность покрытия определяется конструктивными ее особенностями, технологией и качеством работ. Для основных типов покрытий в табл. 15 приведена начальная ровность S0 и допускаемая скорость движения по ним
Таблица 15 Начальная ровность дорожных покрытий и допустимая скорость движения
Наиболее совершенными являются цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. Несмотря на высокую прочность, цементобетонные покрытия не всегда обеспечивают высокую степень ровности из-за наличия поперечных швов, которые дают ощутимые толчки при большой скорости движения. Устранение этого недостатка возможно в результате совершенствования конструкции и технологии работ.
Таблица 16 Сравнительные технико-эксплуатационные показатели автомобильного транспорта для различных типов покрытий и состояний их ровности
Асфальтобетонные покрытия имеют ровную поверхность, оказывают малое сопротивление движению и вызывают небольшой износ шин. Благодаря этим качествам они находят широкое применение, как на загородных дорогах, так и в городских условия. Недостатком асфальтобетонных покрытий является малая шероховатость их.
Конструктивная ровность дорожных одежд покрытий всех остальных типов может быть значительно повышена устройством слоя износа из обработанного битумом щебня, горячей или холодной асфальтобетонной смеси. Ровность покрытия оказывает влияние на показатели, характеризующие условия движения автомобилей (рис. 40). В табл. 16 представлены технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта для различных типов покрытий и состояний их ровности. За единицу приняты показатели для наиболее усовершенствованных типов покрытий.
Одна из важных проблем повышения производительности автомобильного транспорта — повышение скорости движения. Среди многих факторов, от которых зависит увеличение скорости движения, существенными являются ровность покрытия и совершенство подвески автомобиля, которая характеризует его динамические качества. Исследованиями установлено, что скорости движения автомобилей различных моделей изменяются в зависимости от ровности покрытия по одному закону. На ровных дорогах скорость автомобиля в основном зависит от его динамических качеств. Автомобили, имеющие более мощные двигатели, развивают более высокие скорости. На неровных дорогах величина скорости определяется совершенством подвески, вследствие этого разница в скоростях для различных автомобилей незначительна. Для измерения амплитуд и ускорений колебаний кузова и колес при движении автомобиля по неровной поверхности покрытия применяют акселерометр. Чем лучше ездовые качества покрытия, тем меньше будут амплитуды и ускорения колебаний частей автомобиля. Акселерометр устанавливают на оси колеса или на днище кузова. Он имеет восемь грузиков на упругих пластинах. Если ускорение более заданной величины, грузик отделяется от винта; при этом электрический контакт разрывается. Каждая секция настраивается на определенное ускорение и при испытаниях показывает число толчков с ускорением более установленного. По показаниям счетчика акселерометра можно построить кривую динамической характеристики.
При движении по неровной дороге амплитуды и ускорения частей автомобиля могут с увеличением скорости движения возрастать и достигнуть критической величины. Исследованиями должна быть определена расчетная скорость, допускаемая при данной ровности покрытия. Величину допустимых колебаний автомобиля определяют с учетом удобства движения для водителя и пассажиров, обеспечения устойчивости грузов, отсутствия перегрузки в рессорах, шинах и других частях автомобиля. семь грузиков на упругих пластинках. Себестоимость перевозок автомобильного транспорта в значительной степени зависит от расхода топлива, а расход топлива, в свою очередь, зависит от величины дорожных сопротивлений и скорости движения. При движении автомобиля по неровному покрытию расход топлива увеличивается, так как для поддержания заданной скорости движения требуется дополнительный расход мощности двигателя. Состояние покрытия оказывает значительное влияние на износ шин. На дорогах с большим количеством неровностей износ шин почти в 2 раза больше, чем на дорогах с ровным покрытием. Таким образом, дорожные условия, в особенности тип покрытия и степень ровности, существенно влияют на себестоимость перевозок. Полную себестоимость 1 ткм можно определить делением транспортных и дорожных затрат на выполненную автомобилем работу в тонно-километрах. Без учета затрат на погрузочно-разгрузочные работы себестоимость работы грузового автомобиля за 1 ч работы (тг/ткм) может быть определена по формуле , где Rпер — переменные расходы, отнесенные к 1 км пробега; Rпост — постоянные (накладные) расходы за 1 ч, Р — часовая производительность автомобиля, ткм.
Лекция 21 ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|