Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовые поперечные профили земляного полотна




Земляное полотно служит основанием для наиболее дорогого и важного элемента дороги — дорожной одежды. Прочность, долговечность и высокие эксплуатационные качества дорожной одежды в значительной степени зависят от прочности и устойчи­вости земляного полотна. Земляное полотно в целом и его от­дельные части находятся под действием сил собственного веса, подвижной нагрузки и различных природно-климатических фак­торов. Очень важно спроектировать и построить земляное по­лотно так, чтобы под действием этих сил оно не изменяло своей формы и было устойчиво в целом, как земляной массив.

Конст­рукцию земляного полотна выбирают исходя из категории доро­ги, качества грунтов, типа дорожной одежды, природно-климати­ческих условий района строительства дороги.

На основе опыта строительства и теоретических обоснований разработаны и применяются при проектировании типовые попе­речные профили земляного полотна в насыпи высотой и в выем­ке глубиной до 12 м. Эти поперечные профили отвечают требо­ваниям прочности и устойчивости земляного полотна, гаранти­рующим прочность и ровность дорожной одежды.

В равнинной местности наиболее типичным является земля­ное полотно в небольшой насыпи, обеспечивающей хороший вод­ный режим его в течение всех периодов года и предохраняющий от заносов снегом.

В соответствии с требованиями СНиП РК 3.03-09-2003 наибольшую крутизну откосов насыпей, возводимых из местных грунтов, как правило, принимают:

-для дорог I—III категорий при высоте насыпи до 2 м — 1:4 (рис. 23, а, б, г);

-для дорог остальных категорий при высоте насыпей до 1,0 м-1: 3.

Крутизну откосов более высоких насыпей и насыпей, возво­димых из привозных грунтов, принимают:

-для насыпей из камня слабовыветривающихся пород при вы­соте до 6 м- 1: 1…1: 1,3, до 12 м-1: 1,3…1: 1,5.

 

 

Рис. 23 Типовые поперечные профили земляного полотна в насыпях (для до­рог I—III категорий):

а— насыпь с треугольными лотками; б — насыпь с трапецеидальными кюветами; в — на сыпь высотой до 6 м из привозного грунта; г — насыпь высотой до 2 м с резервами; д — насыпь высотой от 6 до 12 м из привозного грунта; е — насыпь высотой от 6 до 42 м с резервами

 

-для насыпей из крупных и средней крупности песков, гравия гальки, щебенистых и дресвяных грунтов слабовыветривающихся пород при высоте насыпи до 12 м — 1: 1,5;

-для насыпей из прочих грунтов, пригодных для их возведе­ния, при высоте насыпи до 6 м — 1: 1,5, при высоте насыпи до 12 м: в верхней части высотой до 6 м — 1: 1,5, в нижней части-1: 1,75 (рис. 23, в, д, е).

Крутизну откосов, затопляемых с обеих сторон, принимают 1: 2.

Размеры резервов определяют исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна. Глубина резер­вов должна быть не менее 0,3 и не более 1,5 м. В зависимости от местных условий их можно закладывать как с одной, так и с двух сторон дороги.

Ширина резервов по возможности выдерживается постоян­ной на достаточно больших участках, частые изменения их ши­рины очень портят внешний вид дороги. Резервы, служащие сис­темой водоотвода, тщательно планируют при отделочных ра­ботах.

При разности отметок бровки земляного полотна и дна ре­зерва более 4 м, а также на поймах рек устраивают бермы (см. рис. 23, е), т. е. площадки поверхности земли шириной не менее2м, располагаемые между подошвами насыпей и внутренними бровками резервов. Берме придается поперечный уклон 20%о в сторону резерва для обеспечения стока воды. Бермы увеличи­вают устойчивость высоких насыпей и иногда используются в период строительства для проезда дорожных машин и авто­мобилей.

На косогорах земляному полотну придают поперечный про­филь, зависящий от крутизны косогора и расположения оси земляного полотна по отношению к откосу косогора (рис. 24). Во всех случаях для обеспечения устойчивости насыпей предусмат­ривают специальные мероприятия: вспахивание или разделку по­верхности косогора ступенями, устройство подпорных и одеваю­щих стенок, банкетов из камня или бетона.

 

Отвод поверхностных вод обеспечивается устройством кюве­тов и нагорных канав с верховой стороны. На косогоре наиболее практичным является земляное полотно в виде «полки» (см рис 24, в), так как при этом не требуется специальных устройств для обеспечения устойчивости земляного полотна и упрощается строительство.

В выемках земляное полотно располагается ниже поверхно­сти земли (рис. 25 и 26).Ввиду более слабого нагревания солнцем и слабого провет­ривания полотна в выемках задерживается влага и просыхание грунта после увлажнения происходит медленно. Глубокие выем­ки иногда прорезают водоносные и неустойчивые слои грунтов, что ослабляет устойчивость откосов.

В целях повышения незаносимости дорог снегом следует: вы­емки глубиной до 1,0 м раскрывать и разделывать под насыпи (см. рис 25, а); выемки глубиной от 1 до 5 м проектировать с пологими откосами от 1:4 до 1:6 (см.рис.25,б).Крутизна откосов выемки, как правило, назначается 1:1,5. В щебенистых и гравелистых грунтах в зависимости от их гра­нулометрического состава и плотности откосы устраивают с ук­лоном от 1:1 до 1:1,5.В выветрившихся скальных породах в зависимости от их свойств, степени выветривания и глубины выемки откосы принимаются от 1:0,2 до 1:1,5. Лёссовые грун­ты среднеазиатских республик в связи с особенностями их струк­туры могут стоять в сухих местах вертикальной стенкой, здесь откосы устраивают с уклоном 1:0,1, но с наличием бермы ши­риной 0,5 м, расположенной между подошвой откоса выемки и внешней бровкой канавы (рис. 27).

 

 

 

Рис 26 Типовые поперечные профили выемок на косогоре: а — выемка на косогоре крутизной более 1:5; б — выемка в неоднородных пластах грунта; 1 — рыхлый грунт; 2— сильно выветрившаяся скала; 3 — слабовыветрившаяся скала  

Для улучшения условий обтекания выемок снеговетровым по­током, лучшего сочетания дороги с окружающей местностью и уменьшения ширины полосы земли, изымаемой для дорожного строительства, целесообразно округлять верхнюю кромку от­косов выемок, вписывая кривые радиусом 5—7 м.

 

Рис.27 Поперечный профиль выемки в лессе: 1 — планировка; 2 — нагорная канава; 3 — разрыхленный и уплотненный грунт на глу­бину 0,4 м отдна корыта по всей ширине земляного полотна; 4—планировка на шири­ну, равную высоте откоса.

 

На рис.28 приведены поперечные профили земляного полот­на автомобильных дорог на болотах.

Движение автомобилей большой грузоподъемности по доро­гам, земляное полотно которых возведено непосредственно на

 

 

 

поверхности болота, вызывает упругие колебания насыпи, при­водящие к расстройству дорожной одежды. Поэтому насыпи на болотах возводят по специальным правилам, обеспечивающим устойчивость насыпи и дорожной одежды.

 

Лекция 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...