Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.
1. Клеточное строение организмов. Клетка - единица строения каждого организма. Одноклеточные организмы, их строение и жизнедеятельность. Многоклеточные организмы, возникновение в процессе эволюции клеток, разнообразных по форме, размерам и функциям. Взаимосвязь клеток в организме, образование тканей, органов. 2. Сходное строение клеток растений, животных, грибов и бактерий. Наличие плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра или ядерного вещества, рибосом в клетках всех организмов, а также митохондрий, комплекса Гольджи в клетках растений, животных и грибов. Сходство в строении клеток организмов всех царств - доказательство их родства, единства органического мира. 3. Различия в строении клеток: · отсутствие целлюлозной оболочки, хлоропластов и вакуолей с клеточным соком у животных, грибов (у простейших животных: инфузория, амеба – сократительные вакуоли выполняют выделительную роль, очень мелкие); · отсутствие в клетках бактерий оформленного ядра (ядерное вещество расположено в цитоплазме), митохондрий, хлоропластов, комплекса Гольджи.; · На втором этапе энергетического обмена в растительной клетке наблюдается спиртовое брожение; · во всех животных клетках есть центриоли, а у растительных они отсутствуют (за исключением низших водорослей); · минеральные соли в растительной клетке могут находиться в виде кристаллов, а в животной клетке они растворены; · при делении растительной клетки между двумя дочерними образуется перегородка, животная клетка делится перетяжкой. 4. Клетка - функциональная единица живого. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки и организма. Способы поступления веществ в клетку: фагоцитоз, пиноцитоз, активный транспорт. Пластический обмен -синтез органических соединений из поступивших в клетку веществ с участием ферментов и использованием энергии. Энергетический обмен - окисление органических веществ клетки с участием ферментов и синтез молекул АТФ.
5. Деление клеток - основа их размножения, роста организма. Генетическая информация в клетке. Гены и хромосомы – материальная основа наследственности. Редупликация – удвоение хромосомы ДНК. Митоз- процесс деления клетки и передачи генетической информации в дочерние клетки. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение. Лишайники – необычная группа живых организмов, представляющие собой симбиотическую связь грибов и водорослей. Наука о лишайниках называется лихенология. При этом между симбионтами возникают очень тесные связи, в результате чего формируется морфологически и физиологически целостный организм. Такое сосуществование гриба и водоросли является постоянным. Нередко удается разделить лишайниковые компоненты: отдельно выделить водоросль и гриб, которые могут некоторое время нормально существовать друг без друга. Однако физиологические, биохимические и морфологические особенности, проявляемые этими организмами во время сосуществования в лишайнике, часто значительно отличаются от их индивидуальных свойств. Тело лишайников представлено слоевищем, имеющим размеры от долей миллиметра
до нескольких десятков сантиметров. Компоненты тесно взаимосвязаны и выполняют различные функции: водоросли осуществляют синтез основных органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. Гифы гриба могут по-разному контактировать с клетками водорослей: либо проникать сквозь клеточную стенку внутрь клетки, либо плотно
прилегать к клеткам водорослей, не прорывая их стенок, В симбиотические отношения с грибом могут вступать зеленые и бурые водоросли. Различают следующие формы лишайников: нитчатые, у которых тело имеет вид нитей; накиипные или корковые, имеющие тело в виде корочки. на скалах, деревьях; земле и т. д, (ликонора); листова:тые - тело в виде листовидных пластинок, прикрепленных к почве или деревьям при помощи ризин - аналогов ризоидов, состоящих из пучков гиф (пармелия); кустистые - тело имеет вид более или менее. разветвленных кустиков, достигающих 12-15 см в высоту (исландский лишайник, ягели, например, олений лишайник- кладония). Лишайники размножаются преимущественно вeгeтативным способом. Слоевище лишайника нарастает очень медленно за счет деления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы гриба встретят на своем пути соответствующую водоросль. Роль лишайников в природе и хозяйстве. Лишайники приспособлены к крайне неблагоприятным условиям температуры и влажности и растут всюду, где только возможна жизнь. Они заходят на север дальше любых растений Арктики, но при этом хорошо себя 'чувствуют и во влажном тропическом лесу. Они являются первыми поселенцами незаселенных пространств (на скалах, деревьях), занимают большие площади в тундрах. Лишайники играют существенную роль в почвообразовательном процессе, так как постепенно растворяют и разрушают горные породы, к которым они прикрепляются. Поселяютсялишайники на самых бесплодных местах. Примеры симбиоза: протокооперация (выгодно для обоих видов, но не обязательно) – гречихи и пчела, муравьи и семена некоторых растений леса; мутуализм (присутствие каждого вида обязательно) - кедровка питается только орешками кедра, птицы кормятся насекомыми – паразитами на коже носорога и др. 3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.
Белки – это те структурные элементы, из которых строятся тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается. Именно с белками связано осуществление основных проявлений жизни: обмена веществ, сократимости, раздражимости, способности к росту, размножению и даже к мышлению. Белки входят в состав ферментов - веществ, выполняющих роль ускорителей биохимических реакций в организме. Белками являются и гормоны - регуляторы обменных процессов в организме, и нуклеопротеиды, ответственные за синтез белка в организме, носители наследственности. Роль белков в организме: - каталитическая. Белки - катализаторы, увеличивающие скорость химических реакций в клетках организма. Ферменты - биологические катализаторы; - структурная. Белки - элементы плазматической мембраны, а также хрящей, костей, перьев, ногтей, волос, всех тканей и органов; - энергетическая. Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жизнедеятельности организма энергии; - сократительная. Актин и миозин - белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечивающие их сокращение вследствие способности молекул этих белков к денатурации; - двигательная. Передвижение ряда одноклеточных организмов, а также сперматозоидов при помощи ресничек и жгутиков, в состав которых входят белки; - транспортная. Например, гемоглобин - белок, входящий в состав эритроцитов и обеспечивающий перенос кислорода и углекислого газа;
- запасающая. Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ, например в яйце, молоке, семенах растений; - защитная. Антитела, фибриноген, тромбин - белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови; - регуляторная. Гормоны - вещества, обеспечивающие наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций организма. Роль гормона инсулина в регуляции содержания сахара в крови. Белки имеют очень сложную структуру и состоят из 20 аминокислот, причем 10 из них относятся к разряду так называемых незаменимых, т. е. не синтезируемых в организме человека и поступающих в него с пищей.
По своему происхождению белки делятся на животные и растительные. Соя - чемпион по содержанию белка - целых 34 грамма на 100 граммов продукта. Но может ли она заменить мясо? Нет. Потому что аминокислотный состав белка животного происхождения ближе организму человека. Белок животного происхождения содержит в большем количестве так называемые незаменимые аминокислоты. Важнейшими источниками белка являются (в граммах на 100 граммов продукта): сыр - 30, мясо - 14-20, рыба - 12-16, яйцо -1-6, молоко - 3,0, соя - 34,0, горох - 20, хлеб - 5-10 и др. В рационе подростка белки животного происхождения должны составлять 60 % от общего количества белка в пище. Белковая недостаточность, особенно, если не хватает белка животного происхождения, приводит к тяжелым заболеваниям детей. Назовем лишь некоторые из них. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным,- результат белковой недостаточности. Конечные продукты расщепления белков в пищеварительном канале под действием ферментов желудочного сока (пепсина) – аминокислоты. Окисляясь в клетках, белки образуют конечные продукты обмена – воду, углекислый газ и выделяют энергию (1 г – 17,6 кДж). Билет № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|