Подбор и расстановка кадров
Задачи и содержание работ по подбору кадров Эффективность управления в решающей степени зависит от качественного подбора и расстановки кадров руководителей и специалистов. На современном этапе развития экономики требования к кадрам управления неизмеримо возрастают. Теперь большое значение имеют не только высокие деловые качества, но и широта экономического мышления, предприимчивость, умение видеть перспективу развития предприятия, обладать психологическими качествами, помогающими налаживать эффективные форма общения в коллективе. Подбор кадров заключается в установлении пригодности работников и отборе наиболее подготовленных из них для выполнения обязанностей по определенной должности. Расстановка кадров предполагает обоснованное и экономически целесообразное распределение работников по структурным подразделениям и должностям в соответствии с тpeбуемым уровнем и профилем подготовки, опытом работы, деловыми и личными качествами. Таким образом, подбор и расстановка кадров решают две взаимосвязанные задачи: назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение для каждого из них наиболее соответствующей его данным сферы трудовой деятельности. Решение этих задач должно способствовать не только качественному выполнению должностных обязанностей, но и развитию квалификационного и творческого потенциала работника. За подбор и расстановку кадров на предприятии или в учреждении ответственность несет его руководитель, а непосредственно осуществляет эти функции кадровая служба совместно с руководителями подразделений, для которых подбираются кадры. При этом они должны исходить из интересов производства с учетом стратегии его развития; возможностей более полного использования работника в соответствии с его специальностью и квалификацией; соответствия личных и деловых качеств, профессиональных знаний и опытa работников характеру деятельности.
Подбор и расстановка кадров состоят из ряда процедур:
Остановимся на них подробнее.
Определение требований к работнику В соответствии с разработанными за последние годы рекомендациями формирование профессиональных требований должно основываться на изучении специфических особенностей содержания работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого уровня специальной подготовки работника, необходимого производственного опыта. Помимо названных профессиональных требований надо установить также требования к личным качествам, которыми должен обладать работник для выполнения функциональных обязанностей. Личные качества характеризуют:
Требования к личным качествам зависят прежде всего от характера и содержания деятельности по той или иной должности.
При определении требований очень важно, чтобы они были обоснованными. Поэтому, вырабатывая как профессиональные, так и личные требования, целесообразно использовать разного рода нормативные документы, рекомендации социологов, психологов, физиологов, проведение специальных исследований. Так, при определении требований к знаниям, навыкам, уровню специальной подготовки нормативным документом служит "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих". Следует отметить, что требования к личным качествам в настоящее время на большинстве предприятий формируются в основном опытным путем, без достаточного научного обоснования. Как справедливо отмечает В. Балабан, выработку этих требований следует проводить централизованно с использованием научного инструментария, что обеспечит высокий уровень разработки требований и их единообразие [1]. Надежной основой для выработки требований, как показывает зарубежный и отечественный опыт, служат профессиограммы, в которых отражаются все требуемые качества для различных должностей и профессий, как профессиональные, так и личные. Их разработкой занимаются специально созданные институты (фирмы), услугами которых пользуются предприятия и учреждения. Невостребованность результатов подобных исследований предприятиями нашей страны объясняется недооценкой значения личностных качеств как фактора эффективной работы управленческого персонала. В зарубежной практике, как отмечают специалисты, уделяется самое пристальное внимание личным качествам и особенностям стиля поведения работника [2]. В условиях реального рынка труда и конкуренции, когда предприятия и учреждения стремятся к оптимизации качественного состава управленческих кадров, а число претендентов значительно превышает количество вакансий, важность объективной оценки требуемых качеств всех кандидатов при отборе значительно возрастает.
Оценка индивидуальных качеств претендентов При поступлении на работу или переводе претендент на ту или иную должность предъявляет официальные документы: заявление, трудовую книжку, диплом или свидетельство об образовании. Однако на основании данных этих документов нельзя составить полного представления о деловых и личных качествах человека. Дополнительные сведения, необходимые для объективной оценки и качественного отбора претендентов, можно получить разными способами. На наших предприятиях чаще всего практикуется такая форма, как собеседование, позволяющее установить некоторые черты человека, характеризующие его интеллект, профессиональную эрудицию, логику мышления, такт, знания по специальности. Такое собеседование целесообразно проводить с использованием вопросников, предварительно разработанных в соответствии с рекомендациями специалистов в области профотбора. Для определения особенностей таких сторон личности, как интеллект, сообразительность, организаторские способности и т.п., рекомендуется пользоваться специальными тестами. Психофизиологические особенности, если они имеют значение для должности, исследуются с помощью специальной аппаратуры. Проводящий собеседование должен хорошо разбираться в сфере деятельности, для которой подбирается работник, легко вступать в контакт, разбираться в психологии человеческих взаимоотношений и уметь обоснованно интерпретировать от веты кандидатов на поставленные вопросы. Иными словами, собеседование должен проводить профессионал, хорошо знающий дело, для которого подбирается работник. Но как бы хорошо ни было подготовлено или проведено собеседование, фактор субъективности при оценке качеств работника неустраним. В условиях, когда возрастает значимость управленческого труда и соответственно работы по подбору кадров, к оценке предъявляются более серьезные требования: она должна быть более объективной и разносторонней. Охарактеризуем некоторые из применяющихся в нашей и зарубежной практике методов, в большей степени отвечающих новым требованиям.
В частности, представляет интерес матричный метод. Он предпочтителен при оценке качеств нескольких претендентов. Для должности, на которую подбирается кандидат, разрабатывается таблица-матрица (табл. 5), в которой перечисляются все деловые и личностные качества, необходимые для успешной деятельности в данной должности. В таблицу заносятся фамилии кандидатов на должность и против каждой фамилии проставляются оценки качеств в баллах. Оценка проводится специально назначенными экспертами или экспертными группами. Для каждого качества вводится показатель веса, характеризующий значимость того или иного качества для выполнения должностных обязанностей. Критерием оценки весов может быть одно из качеств, принятое за единицу. В настоящее время при подборе кадров и особенно при их расстановке стали применяться деловые игры. По мнению многих специалистов, это достаточно эффективный метод для выявления деловых качеств, способностей работника, а также овладения навыками поиска наиболее оптимальных управленческих решений. Сущность деловых игр состоит в том, что претендентам на должность задается ситуация, близкая к реальной, а поиск наилучшего варианта ее разрешения зависит от их способностей. Деловые игры чаще всего используются при подборе и расстановке кадров специалистов и руководителей. Это довольно дорогостоящий метод, так как разрабатывают и проводят деловую игру, а также выступают экспертами в оценке решений, как правило, специалисты высокой квалификации. Поэтому целесообразность применения этого метода в каждом конкретном случае должна быть оправданна. Деловые игры широко используются в системе подготовки и повышения квалификации кадров управления. Все большее распространение приобретает и метод анкетирования. Суть его заключается в следующем. Составляется анкета с перечислением всех деловых и личных качеств, не обходимых для специалиста или руководителя. В качестве анкетируемых выступают отдельные лица или группы: находящиеся в подчинении коллеги, вышестоящие руководители и др. Этот метод целесообразно использовать для оценки деловых и личных качеств при аттестации руководителей и ведущих специалистов и отборе кандидатов в резерв и на продвижение. Форма и содержание вопросов анкеты могут быть различны. Они могут носить открытый и закрытый характер и касаться различных сторон деятельности. Таблица 5 Матричный метод оценки работников аппарата управления*
* Пример взят из учебника: Селюк Н.А., Весело8а П.В., Галахо8а В.В. Организация управленческого труда. - М.: Экономика, 1986. - С. 46.
В качестве примера рассмотрим основанную на анкетировании методику Л.С. Коровина и Л.Д. Катаевой, использованную для оценки деловых и личных качеств руководителей среднего звена (отделов, цехов) при проведении их aттeстации на новосибирских заводах [3]. Она строится на принципе формирования к о л л е к т и в н о г о м н е н и я о работнике тех сотрудников, которые с ним постоянно работают. Предложенная "Анкета деловых и личных качеств" содержит перечень 15 различных качеств, которые можно объединить в пять групп: 1) качества, определяющие уровень квалификации руководителя: специальные знания, экономические и знания основ управления; 2) качества, определяющие производственный опыт, организационные навыки и уровень организации своего труда; организация выполнения плана, планирование и координация работы коллектива, согласование работы с другими руководителями, работоспособность, отношение к рабочему времени; 3) качества, определяющие характер взаимоотношений руководителя с другими работниками: отношения с вышестоящими руководителями, подчиненными, с коллегами; 4) черты характера и психологические качества руководителя: самостоятельность, принципиальность, выдержка, чувство ответственности, критичность мышления, настойчивость и др.; 5) качества, определяющие общественную активность руководителя. Оценку названных качеств дают референтные (экспертные) группы, составу которых придается большое значение, поскольку от профессионализма, принципиальности экспертов зависит объективность оценки. Методика предусматривает три референтные группы: группа "СВЕРХУ" - вышестоящие руководители и представители общественных организаций; группа "СБОКУ" - коллеги aттecтyeмoгo; группа "СНИЗУ" - работники, находящиеся в непосредственном подчинении руководителя. При оценке деловых и личных качеств мастеров оценку "СНИЗУ" дают рабочие участка (бригады), которыми руководит мастер. Заполняет анкету и аттестуемый руководитель для самооценки своих деловых и личных качеств. Последующий сравнительный анализ мнений референтных групп и самооценки дает дополнительный материал для выявления различий в оценке. Коэффициент соответствия руководителя занимаемой должности рассчитывается путем отношения среднеарифметической оценки, полученной во всех референтных группах по всем оцениваемым качествам, к максимальной оценке (5 баллов). Предварительно таким же образом рассчитывается и проходной балл. Экспериментально на предприятиях, где применялась эта методика, он был установлен - 0,8. Расчеты коэффициентов соответствия по отдельным группам качеств позволяют аттестационной комиссии выработать рекомендации по устранению недостатков в работе того или иного руководителя, по повышению профессиональных качеств, улучшению взаимоотношений с подчиненными, установив для этого определенные сроки. Если рассчитанный коэффициент соответствия значительно ниже проходного, появляется повод поставить вопрос о несоответствии работника занимаемой должности. Коэффициенты соответствия (общие и по группам качеств) отражаются в таблицах, составленных для руководителей разного ранга – начальников цехов, отделов, мастеров и т. п. Авторы методики рекомендуют кадровым службам использовать эти данные для проведения сравнительного анализа деловых и личных качеств руководителей одного ранга, а также для создания массива перфокарт с целью установления тенденций формирования и использования кадров руководителей. Рассмотренную методику можно использовать и для оценки деловых и личных качеств специалистов, разработав соответствующую анкету. Таким образом, анкетный метод позволяет получить комплексную и разностороннюю оценку деловых и личных качеств, выявить положительные и отрицательные стороны деятельности работника, определить резерв на выдвижение или на иное перемещение работника. В зарубежной практике широко используются и такие подходы и методы оценки качеств работника, как проведение тестирования, интервью, метод комитетов, рейтинг, метод независимых судей и др. Более подробно эти методы рассматриваются в специальной литературе [4]. Мы же остановимся только на некоторых из них, используемых для оценки менеджеров среднего ранга. Метод комитетов - обсуждение кандидатов в малой группе - применяется при оценке деятельности менеджеров, решении вопроса о выдвижении или определении их потенциальных возможностей. Решение выносят группы экспертов, которые проводят анализ деятельности менеджеров, привлекая консультантов по техническим вопросам и получая от них необходимую информацию. Процедура работы комитетов сводится к обсуждению и оценке деятельности менеджера по следующей схеме: · деятельность менеджера разлагается на ее составляющие; · дается оценка успешности по каждой составляющей (успеха и неуспеха в баллах); · составляется список действий, которые оцениваются как
· выносится заключение. Основой для деятельности комитета является список требований компании к менеджеру (или должности, на которую предполагается назначение). В компаниях такие списки (перечень задач) имеются по каждой специальности. Менеджерам указываются как общие для управленческого труда задачи (планирование, организация, стимулирование, контроль), так и задачи специфического плана, вменяемые менеджеру соответствующей фирмой для конкретной должности. Комитет учитывает не только "достижение" или "недостижение", но и "цену достижения" (какими усилиями, за какое время и т. д. была достигнута цель). Иногда оценку дают несколько комитетов (подкомитетов), по решениям которых и готовится согласованное заключение по кандидату. Рассмотренный метод, как довольно эффективный, широко используется в США для оценки менеджеров. Оценочные интервью - метод, перенесенный из социологии. По форме он напоминает собеседование, но содержательная оценка (т. е. "что оценивается") более целенаправленна. Для обеспечения единообразного подхода готовится специальный опросник, достаточно типизированный по набору составляющих его качеств. В США, например, распространено так называемое четырехфакторное интервью по изучению личности, предполагающее оценку интеллекта, мотивации, темперамента, опыта личности. Для характеристики интеллекта выявляются особенности мыслительной деятельности (критичность мышления, сообразительность, логичность, творческое воображение, продуктивность памяти и др. в зависимости от требований к должности), построение речи, ее аргументированность, способность войти в проблему. При оценке мотивации выясняются характер интересов, ценностные ориентации. Уместными считаются вопросы, касающиеся увлечений в школе, институте, в обыденной жизни и т.п. Специально оценивается (если это важно) способность работать в сложных условиях (при дефиците времени, помехах, ночью и др.). Для характеристики темперамента выясняются такие черты, как настойчивость, решительность, самообладание, организованность и т.п., а также психические проявления (общительность, эмоциональность, замкнутость и др.). Опыт личности оценивается уровнем образования, практическим опытом работы, имеющимися навыками. На проведение интервью отводится один час. По мнению специалистов, подобное интервью дает довольно сносное прагматическое представление об оцениваемом лице. Американские менеджеры проходят через такие интервью неоднократно. Однако качество оценки, как и при проведении собеседования, распространенного в нашей практике, во многом зависит от способности опрашивающего правильно интерпретировать ответы. Во многих промышленно развитых странах широко применяется метод оценочных центров, который рассматривается некоторыми исследователями как главный для выявления управленческих способностей человека. Центры выполняют две задачи: 1) выявляют управленческие способности испытуемых; 2) устанавливают для каждого из них индивидуальную программу тренировки, предназначенную для развития выявленных способностей. Методической работой оценочных центров руководит консультативная фирма в г. Питсбурге. Она готовит упражнения, тесты и другой инструментарий и рассылает их по своим филиалам, которые имеются почти во всех промышленно развитых странах (США, Англии, Японии, Германии и др.). Оценочные центры модифицируют тесты и упражнения с учетом специфики качеств, необходимых для выполнения обязанностей по конкретным должностям для той или иной промышленной фирмы. Сейчас такая работа ведется во всех оценочных центрах крупнейших фирм в названных странах. В США такие центры функционируют в 2000 фирм, в частности, они созданы на "Дженерал Моторс", "Дженерал Электрик", "Форд" и др.. Основные преимущества метода оценочных центров: 1) экзаменаторы не связаны с испытуемыми рабочими отношениями, поэтому их оценка имеет тенденцию быть объективной; 2) экзаменатор наблюдает испытуемого в специально моделируемой обстановке, которая нужна для оценки его качеств; З) тестовые упражнения стандартизированы, поэтому каждый имеет равные шансы добиться высоких результатов; 4) деловые оценочные игры имитируют конкретные аспекты деятельности менеджера, а следовательно, заключение по ним вполне обоснованное; 5) предлагаемые тесты и упражнения позволяют испытуемому полностью проявить свои способности, что в реальной служебной обстановке не всегда возможно. Чтобы добиться объективной оценки при использовании этого метода, важно тщательно подготовить оценочные упражнения. При этом рекомендуется основываться на методологии тестовой диагностики [5]. Оценив с помощью того или иного метода деловые и личные качества всех кандидатов на должность, сравнивают качества каждого с необходимыми требованиями и выбирают наиболее подходящего для замещения должности. На этой стадии необходимо активное участие руководителя того подразделения (отдела, службы), для которого подбирается работник. После выбора кандидата его назначают на должность. Для проверки пригодности работника устанавливается испытательный срок продолжительностью от одного до трех месяцев. В этот период проводятся систематические наблюдения за деятельностью работника, результаты которых необходимо фиксировать и обобщать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|