Общие требования к архитектурной среде
Стр 1 из 14Следующая ⇒ ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
THE REQUIREMENT FOR ACCESS COMMON BUILDINGS AND STRUCTURES BY THE DISABLED VISITORS СП 31-102-99
УДК 728.1.011.17-056.24 Дата введения 1999-11-29
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России— ведущая организация, АОЗТ "Архитектурное проектно-исследовательское объединение — Центр" (АПИО-Центр), ОАО "ЦНИИЭП жилища", ЗАО "ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева", ЦИЭТИН Минтруда РФ, АООТ "ГипроНИИздрав", ВНИИстандарт Госстандарта РФ при участии Мосжелдортранса МПС РФ и Гипросвязи Минсвязи РФ
2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации
3 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 22 сентября 1999 г. № 10
4 ПРИНЯТ И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. № 73
5 ВВЕДЕН впервые
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий Свод правил подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в рамках Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" по контракту № 5.1 от 08.07.97 г. с Минтрудом Российской Федерации. Выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", согласованного с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России и одобренного Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.
В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (приложение А): "Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов... без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается". Следует преодолеть предубеждение, что специальные дополнительные мероприятия лишь удорожают строительство или создают препятствия для здоровых людей. Адаптированные здания удобны для всех категорий населения: беременных женщин, матерей с прогулочными колясками, для людей преклонного возраста с любой функциональной недостаточностью, для покупателей с ручной кладью и т. п. Такие здания легче поддаются функциональным преобразованиям и поэтому более привлекательны для потенциальных владельцев. Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст. 15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
Для выявления приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры в числе первоочередных объектов можно рекомендовать предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы: "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и диспансеры; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сберкассы и почты; административные здания социальной сферы; а также храмы и ритуальные здания. Настоящий Свод правил учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются. Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня. В данной разработке учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и творческих коллективов.
Свод правил состоит из трех частей: часть 1 — Общие положения; часть 2 — Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений; часть 3 — Специальные требования к отдельным видам зданий. Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: научный руководитель работы канд. арх. A.M. Гарнец (разделы 1-4, 6, 7, 11, 12 и 17, научная и общая редакция, компьютерный набор), канд. арх. М.Ю. Лимонад (часть 1, разделы 6, 7, 8, 10, 11 и 19, редакция текста), арх. Н.П. Малиночка (часть 1, разделы 9, 11, 13 и 21, редакция текста), инж. А.И. Цыганов (части 1 и 2, редакция текста, компьютерный набор), канд. арх. К.В. Бобкова (раздел 20), канд. арх. Г.И. Быкова (разделы 15 и 16), канд. арх. Н.Б. Мезенцева, (разделы 15 и 16), канд. арх. А.П. Моисеенко (раздел 14), канд. арх. Ю.В. Пересветов (раздел 20), канд. арх. Л.Ф. Сидоркова (раздел 14), канд. арх. Л.А. Смывина (разделы 12 и 18); при участии специалистов следующих организаций: ЦИЭТИН Минтруда России (д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева, д-р мед. наук А.И. Казакова, канд. мед. наук А.И. Кузнецова, канд. мед. наук Н. В. Устинова); ВНИИстандарт Госстандарта России (инж. Г.И. Романов, инж. В.А. Столяров); Гипросвязь Минсвязи России (инж. М.В. Каплинская); Мосжелдорпроект МПС РФ (арх. Е.В. Васильев); Фонд социальной защиты инвалидов военной службы (юрист А.Ф. Сергиевский). В тексте учтены предложения и замечания следующих учреждений: Главгосэкспертиза России (канд. арх. С.В. Кролевец); Госстрой России (канд. арх. Л.А. Викторова, арх. Р.П. Зубова, арх. В.А. Цветков, инж. Н.Н. Якимова); Минтруд России (арх. Ю.В. Колосов). Положительные отзывы на работу прислали: Минздрав России — гл. психиатр Б.А. Казаковцев, отдел организации и контроля качества медицинской помощи — Г.П. Сквирская; Минкультуры России — Управление образовательной, кадровой и социально-правовой политики — Ю.В. Гафуров; Федерация физкультуры и спорта инвалидов Москвы — Г.В. Татаев; Госстрой России — Отдел бытовых услуг — М.Н. Гаврилов; журнал "Адвокат потребителя" — И.В. Живов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем — здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. 1.2 Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. 1.3 Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм. 1.4 Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать по соответствующим нормам, а при их отсутствии — по заданию на проектирование. 1.5 В документе приведен полный набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть в проекте. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы: Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. СНиП 10-01-94* "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" ВСН 62-91*/Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения" РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" ГОСТ Р 50654—94 "Классификация гостиниц" ГОСТ Р 50918—96 "Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля" ГОСТ Р 51079—97 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности"
ГОСТ Р 51083—97 "Кресла-коляски" ГОСТ 4.188—85 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Номенклатура показателей" ГОСТ 12.4.026—76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности" ГОСТ 10807—78 "Знаки дорожные. Общие технические условия" ГОСТ 21786—76 "Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования» ГОСТ 24214—80 "Связь громкоговорящая. Термины и определения" ВНТП 311-98 "Объекты почтовой связи" НПБ 108-96 "Культовые сооружения. Противопожарные требования" Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Выпуск 1 "Общие положения" Выпуск 7. Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов" Выпуск 10 "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки" Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения" Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения" Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи" Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения" Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*) Правила дорожного движения Российской Федерации, № 1090 от 23.10.93, введены 1.06.94.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 Термины, применяемые в тексте, и их определения приведены в приложении Б.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить: благоустройство и озеленение участка; объемные элементы входов и выступающих частей; планировочное решение, в том числе коммуникационные пути; планировку групп помещений и отдельных помещений; устройство мест обслуживания и мест отдыха; устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания. 4.2 Основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени. 4.3 Для всех объектов проектирования устанавливаются общие требования, изложенные в части 2 настоящего Свода правил. В случае когда функциональное назначение общественных зданий нуждается в их уточнении, развитии и расширении, в части 3 документа в соответствующих разделах приводятся такие требования. 4.4 Положения Свода правил допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему ииспользования его маломобильными гражданами. В зависимости от проектной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому): вариант "А" — доступность любого места обслуживания для инвалидов; следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения для здоровых, инвалидов и маломобильных лиц и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест; вариант "Б" — выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья. Если к объекту проектирования могут быть применены в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения — "А" или "Б".
НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ
5.1 Проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. По степени значимости критерии имеют следующий порядок приоритетов: 1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство). 5.2 Критерий доступности содержит требования: возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием; беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам; возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания. 5.3 Под безопасностью понимается возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию. Основными требованиями критерия безопасности являются: возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий; возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность; исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска. 5.4 Информативность обеспечивает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее. Требования критерия информативности включают в себя: своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий; точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения; использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей; возможность эффективной ориентации посетителя как в светлое, так и в темное время суток; сокращение времени и усилий на получение необходимой информации; возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать: расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято; углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости — рельефность изображения; соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению; исключение помех восприятию информационных средств. 5.5 Уровень комфортности архитектурной среды рекомендуется оценивать как с физической, так и с психологической позиции маломобильных групп населения. Критерий комфортности (удобства) содержит основные требования: создание условий для минимальных затрат и усилий потребителя на удовлетворение своих нужд; обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги; повышение качества обслуживания через его концентрацию в пространстве здания, увеличение ассортимента услуг с учетом состояния здоровья потребителей за счет создания дополнительных условий, помогающих потребителю в получении необходимых услуг. Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать созданный уровень условий, при которых получение и оказание услуги не может быть признано дискомфортным (неудобным). Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, приближения к местам обслуживания и увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ
6.1 При формировании участка общественного здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта. При расположении общественных зданий, сооружений, комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей. 6.2 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует: разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке; обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнему инженерному оборудованию, доступным инвалидам; обеспечивать кратчайшие связи между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами и не связанными между собой крытыми переходами; 6.3 Требования к участкам и их элементам, доступным для маломобильных посетителей, приведены в таблице 6.1. 6.4 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать: 1) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "А": возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров; места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки; разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке; 2) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"): создание отдельного оборудованного входа для инвалидов с путями, не пересекающими транспортные пути; оборудование при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одной для инвалидов и маломобильных лиц. 6.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения вплоть до его регулирования. 6.6 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку (см. раздел 11) пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение пешеходных потоков, в том числе использующих технические средства реабилитации, с транспортными потоками. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях. Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения РФ. Целесообразно устраивать карманы в пешеходных зонах путей для расхождения с встречными потоками.
Таблица 6.1— Требования к участкам и их элементам
6.7 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП. Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей. 6.8 К информационным средствам, используемым инвалидами, следует относить; рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах; ограждения опасных участков; разметку путей движения на участках и знаки дорожного движения, указатели; информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства); светофоры и световые указатели, устройства звукового дублирования сигналов движения. Цвет покрытия пешеходных путей рекомендуется делать отличным от цвета покрытия проезжей части. Разметку путей движения рекомендуется выполнять для транспорта — белого цвета, для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках — желтого. Для инвалидов на мотоколясках разметка на пешеходных путях делается белого цвета. Разметку осевых полос рекомендуется выполнять пунктирными линиями, а кромочных полос —сплошными. 6.9 В пределах участков зданий и сооружений рекомендуется обеспечивать непрерывность информации на путях движения к местам обслуживания и отдыха инвалидов и маломобильных лиц. 6.10 Информирующие искусственные плавные подъемы поверхностей пути рекомендуется устраивать: на пешеходных путях перед входами в здания и сооружения; на пересечении пешеходных переходов с проезжей частью; на путях движения инвалидов на мотоколясках для выделения пересечения с пешеходным переходом. Продольный уклон подъема не должен превышать разрешенный для пандусов. 6.11 На путях движения тактильные указатели рекомендуется устанавливать: на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений; на столбах и ограждениях; на рычагах автоматов для продажи товаров и напитков; на кабинах таксофонов. 6.12 При формировании информационных узлов на участках рекомендуется в зоне ожидания визуальную информацию дублировать тактильной. Стенды и объемные рекламные устройства должны проектироваться с учетом требований безопасности и доступности, приведенных в разделах 7, 8 и 10. 6.13 Ландшафтные и фитодизайнерские композиции на участке должны выполнять функции архитектурных акцентов, входящих в общую информационную систему объекта обслуживания. При этом рекомендуется использовать сходные или единые приемы обозначения, выявления зон или мест с аналогичным функциональным назначением. 6.14 В темное время суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, в том числе рекламных, а в необходимых случаях и светофоров. На пешеходных путях рекомендуется разметка из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие (типа "кошачьи глаза"), или применение световых нитей. Светильники (осветительную арматуру) при входах на участок и в здание рекомендуется крепить непосредственно к элементам зданий или ограждений. 6.15 Светильники на стойках в общей пешеходной зоне следует ограждать декоративными защитными барьерами высотой не менее 0,65 м или размещать их в составе малых архитектурных форм (ограждений, на тумбах) на высоте не менее 0,65 м. Светильники, устанавливаемые в зоне интенсивного пешеходного движения или специальной полосы пешеходного движения ниже 2,1 м от уровня находящейся под ними горизонтальной или наклонной площадки, следует заделывать заподлицо в вертикальные, горизонтальные или наклонные поверхности стационарных конструкций зданий или сооружений или в элементы стационарного оборудования (в поручни или участок стены за поручнем, в подступенки лестниц, в плоскость стен, в покрытие горизонтального или наклонного пола). 6.16 Световой поток осветительных приборов и рекламных огней на путях движения должен обеспечивать освещенность в уровне полос движения 20 люкс при лампах накаливания и 40 люкс при люминесцентных лампах. При этом он не должен ослеплять пешеходов и засвечивать знаки, указатели, светофоры и световые маячки. Не рекомендуется направлять световые маячки импульсных ламп вспышек в лицо движущимся пешеходам и водителям.
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
7.1 Для обеспечения доступности маломобильных лиц к местам обслуживания в зданиях и сооружениях рекомендуется соблюдать следующий порядок приоритетов проектирования: объемно-пространственное решение здания, его внешний облик и детали декора фасадов, в том числе элементы входов; функциональные зоны, группы помещений, помещения; места обслуживания; коммуникационные, рекреационные пространства и помещения, в том числе зоны и места отдыха и ожидания, санитарно-гигиенические помещения; элементы инженерного оборудования, в том числе специального, для лиц с нарушениями здоровья; решения интерьеров и мебели; системы информационного обеспечения, в том числе наружная реклама. 7.2 Архитектурное решение объекта должно помогать маломобильному посетителю: идентифицировать зоны здания, сооружения, помещения; находить и использовать коммуникационные пространства, определять направления своего пути, в том числе при эвакуации; своевременно определять и уверенно избегать зоны риска. 7.3 При организации движения непосредственно вдоль фасадов зданий следует учитывать требования к путям движения, относящиеся к выступающим элементам и конструкциям фасада. 7.4 Желательно предусматривать у входных частей фасадов зданий места отдыха с соответствующим выделением средствами архитектурной пластики и декором, а также зоны сопутствующего обслуживания. 7.5 При выборе светотеневого решения следует (особ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|