Помещения и зоны обслуживания
9.3 В помещениях коллективного обслуживания рекомендуется организовывать зоны с одним или несколькими местами обслуживания маломобильных посетителей (по варианту "А" и / или "Б"). В ряде учреждений возможна организация, при которой все места обслуживания проектируются доступными для всех посетителей, вне зависимости от состояния их здоровья.
9.4 Пространство помещения индивидуального обслуживания следует разделять на место обслуживания и коммуникационную зону (зону движения или перемещения). Частным случаем является кабина для индивидуального обслуживания (самообслуживания).
В кабинах, предназначенных в том числе и для обслуживания лиц на креслах-колясках, все реабилитационные приспособления для других категорий маломобильных посетителей (в том числе откидные места для сидения, опоры для костылей и тростей, зонтов, поручни для стояния и вставания, крюки и полочки для ручной клади, телефонных справочников и т.д.) не должны снижать доступности и безопасности данного места обслуживания, а также не должны затруднять или снижать комфортность процесса обслуживания для других категорий посетителей.
В помещениях, где обслуживание связано с перемещением (например, в музеях, спортзалах, супермаркетах и т.д.), рекомендуется выделять зоны безопасности, буферные и информационные полосы у стен и по периметру стационарного напольного оборудования или экспонатов.
9.5 В универсальных помещениях с трансформируемым оборудованием доступность зон и мест обслуживания рекомендуется обеспечивать при всех вариантах трансформации.
Рекомендуется обеспечивать средствами информационной поддержки каждый вариант трансформации.
9.6 В помещениях с местами обслуживания, имеющими стационарное специализированное оборудование (в том числе медицинские кушетки, парикмахерские и стоматологические кресла и т.п.), рекомендуется предусматривать резервную площадь для временного хранения (нахождения) индивидуальных реабилитационных средств в целом на помещение или непосредственно в составе места обслуживания.
9.7 Рекомендуется предусматривать в местах обслуживания лиц на креслах-колясках использование приставных (откидных, выдвижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,6 м (без использования пространства под поверхностью) и не более 0,9 м, шириной не менее 0,8 м и глубиной не менее 0,5 м, с возможностью въехать под поверхность частью кресла-коляски.
Таблица 8.1— Требования к входным узлам
Объект
| Требования по критериям
|
| доступности
| безопасности
| информативности
| комфортности
|
|
|
|
|
|
1 Входы в целом
| 2.1 (Б) Устройство входов в одном уровне с подходами.
2.2 (Б) Оборудование входа автоматически открывающимися дверьми, лифтами или подъемниками (при входе на разных уровнях)
| 3.1 (Б) Подсветка лестниц и пандусов в темное время суток.
3.2 Размещение тактильных указателей на неподвижных элементах
| 4.1 Выделение архитектурными средствами иерархии входов.
4.2 Подсветка входов в темное время суток.
4.3 Устройство маркировки входов, включение в архитектуру входов знаков, пиктограмм или указателей
| 5.1 Устройство мест отдыха перед входом и после него.
5.2 (Б) Устройство у полос движения опор, удобных для всех лиц с нарушениями здоровья.
5.3 Применение универсальной фурнитуры (ручек и т.п.), удобной для пользования как здоровым, так и лицам с нарушениями здоровья
|
2 Входные площадки и портики
| 2.3 Выделение и оборудование на транспортно-пешеходных пандусах полос движения пешеходов, инвалидов на креслах-колясках.
| 3.3 Разделение в зонах входов, на пандусах, площадках, в портиках потоков движущихся пешеходов и инвалидов на креслах-колясках и механических колясках.
|
| 5.4 Размещение при входах элементов благоустройства и средств связи с администрацией.
|
| 2.4 Обеспечение габаритов входных площадок, достаточных для расхождения встречных потоков посетителей, а также потоков пешеходов и транспортных средств.
2.5 Ширина полосы транспортного въезда (проезда) у входа должна быть не менее 3 м, а глубина площадки высадки пассажиров — не менее 6 м.
2.6 (Б) Разметка автостоянок должна учитывать, что расстояние от открытых дверей транспортного средства до баз колонн портиков, балюстрад, парапетов должно быть не менее 0,5 м
| 3.4 На криволинейных пандусах минимальный радиус с внутренней стороны кривизны должен быть не менее 2 м при пешеходном движении и 5 м при автотранспортном движении.
3.5 На площадках и портиках с возможностью проезда автотранспорта расстояние от входов до марша пандуса должно обеспечивать остановку транспортного средства на горизонтальном участке пути не ближе 1 м от ближайшего дверного проема с учетом открытых дверей.
3.6 Места отдыха или ожидания должны находиться вне зоны движения, не ближе 0,5 м от края полосы движения
| 4.4 Устройство перед входом на расстоянии 0,9 м предупредительных знаков или разметки, тактильных и акустических указателей (в том числе рифленых покрытий площадок и полов).
4.5 Разметка зон и путей движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок.
4.6 Размещение на площадках и в портиках информационных устройств, табло, щитов с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания
| 5.5 Защита движущихся элементов (эскалаторов и транспортеров) от атмосферных осадков.
5.6 Устройство подогрева в холодное время года покрытия полов на площадках, пандусах и лестницах.
5.7 Устройство козырьков над входными площадками и лестницами
|
3 Тамбуры
| 2.7 Диаметр поворотных зон наружных входных площадок — не менее 2,2 м.
2.8 Ширина тамбура должна быть не менее ширины полосы пешеходного движения.
2.9 Наличие мест расхождения (ожидания) с карманами шириной не менее 0,9 м и глубиной не менее 1,5 м.
2.10 Применение дверных устройств, рассчитанных на максимальное усилие при открывании вручную, — не более 2,5 кг
| 3.7 Отсутствие в тамбурах, а также на расстоянии не менее 1,5 м от них ступеней.
3.8 Исключение в отделке тамбуров зеркал
| 4.7 Применение прозрачных панелей из противоударного стекла в дверях. Низ панели не выше 0,9 м от пола.
4.8 Выделение фактурой, цветом, иными средствами распознавания входных дверей
| 5.8 Соосное расположение дверей тамбура.
5.9 Применение дренажей (устранение избытка атмосферной влаги — по климатическим показателям) и подогрев пола
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9.1— Требования к основным функциональным помещениям
Объект
| Требования по критериям
|
| доступности
| безопасности
| информативности
| комфортности
|
|
|
|
|
|
1 Входы
| 2.1 Наличие не менее одного входа в помещение, доступного по габаритам и оборудованию для инвалидов и маломобильных категорий
| 3.1 Обозначение зоны "возможной опасности" с учетом проекции движения дверного полотна
| 4.1 Наличие предупреждающей информации о размещении входа в искомое помещение на подходе к нему.
4.2 Выделение дверного проема за счет пластических, графических и световых средств информации.
4.3 Предупредительная световая и (или) звуковая информация о возможности войти в помещение (при индивидуальном обслуживании по очереди)
| 5.1 Устройство автоматического открывания и блокировки дверей.
5.2 Наличие информации о режиме обслуживания: составе и размещении специальных устройств и приспособлений в целом для зоны и в месте обслуживания
|
2 Зоны движения в функциональных помещениях
|
| 3.2 Отсутствие препятствий в габаритах полосы движения: выступающих частей мебели и оборудования, перепадов в уровне пола, покрытий (ковров и т.п.)
| 4.4 Выявление информационными средствами, в том числе архитектурными, ориентиров движения к месту обслуживания в зальных помещениях
| 5.3 Автоматическое включение, отключение и регулирование осветительных приборов, гарантирующих достаточный уровень освещенности
|
3 Зоны и места обслуживания
| 2.2 Рекомендуемые размеры примерочных кабин, не менее: площадь—2,0х1,7 м2, высота—2,1 м.
2.3 Размеры зоны круговой досягаемости при использовании стационарных вращающихся стульев (кресел) диаметром не более 2 м.
2.4 Доступность на зрительском месте сопутствующей звуковой информации обеспечивается коллективными средствами реабилитации (сурдоперевод, титры, табло и пр.) или индивидуальными (наушники для синхронного текста, перевода и т.п.)
| 3.3 Размещение опорных поручней в кабинах с учетом удобства пользования (самими поручнями и другими устройствами и приспособлениями), при наличии стационарных элементов — их совмещение с поручнями (встраивание).
3.4 Предупреждающая контрастная маркировка выступающих консолей (ручек, рычагов, крючков, торцов горизонтальных панелей и т.д.), размещение, исключающее их случайное задевание.
3.5 В примерочных кабинах предусматриваются небьющиеся зеркала.
3.6 Устойчивость к сдвигу и опрокидыванию стационарного оборудования и мебели.
3.7 Отсутствие травмоопасных элементов (фурнитуры, выступов и фактуры контактных поверхностей) мебели и стационарного оборудования. Расположение зрительских мест для инвалидов на креслах-колясках вблизи от выходов
| 4.5 Наличие функциональной маркировки зон и мест обслуживания (объектов и процессов).
4.6 Размещение визуальной и тактильной функциональной информации (указателей и инструкций) в диапазоне высот от 1,2 до 1,6 м от уровня пола.
4.7 Контрастная маркировка контактных деталей функционального оборудования.
4.8 Информация о наличии и размещении адаптационных устройств и приспособлений.
4.9 Наличие маркировки покрытия пола по границам зон обслуживания.
4.10 Размещение тактильной информации в зоне оптимальной досягаемости от рабочих поверхностей мест обслуживания
| 5.4 Наличие переговорных устройств, таксофонов (бесплатной информации) с возможным усилением звука и синхронной визуальной информацией (табло) в адаптированных функциональных кабинах.
5.5 Использование — посетителями у рабочих столов персонала выдвижных консолей или переносных приспособлений для письма, устойчивых к сдвигу и опрокидыванию.
5.6 (Б) Использование столов для индивидуальной работы со специальными приспособлениями (в том числе для захвата и удержания предметов).
5.7 Размещение мест для лиц, сопровождающих инвалидов на креслах-колясках, в непосредственной близости от них. 5.8 Учет превышения по высоте уровня зрения у инвалидов на креслах-колясках на 4 — 5 см от традиционного
|
|
|
|
|
|
|
9.8 Места обслуживания для маломобильных категорий посетителей рекомендуется предусматривать в минимальной удаленности от специализированного (адаптированного) входа.
9.9 Проектировать оборудование индивидуальных мест обслуживания следует с учетом размеров зоны досягаемости (на рабочей поверхности стола для обеих рук в диапазоне от 0,25 м по глубине от контактной кромки и 0,7 м по фронту, до 0,7 м по глубине и 1,7 м по фронту в зависимости от удаленности и наклона туловища).
9.10 В помещениях с обслуживанием через прилавок (гардероб, портье, операционно-кассовые залы, регистратуры, справочные, отделы и киоски продаж и т.п.) место обслуживания допускается не оборудовать местом для сидения маломобильных посетителей (кроме барной стойки).
9.11 Ширину прилавка при размещении на рабочей поверхности предметов, в том числе при необходимости их осмотра, рекомендуется принимать:
0,3 — 0,45 м — для гардероба, регистратуры (справочной), КПП, операционной и кассовой стойки при высоте от 0,8 до 1,2 м;
0,55 — 0,6 м — для прилавков магазинов, пунктов приема (ремонта и чистки изделий) при высоте от 0,7 до 0,9 м.
9.12 Длину прилавка (совокупного фронта обслуживания) на 1 место персонала (с учетом обслуживания и ожидания) рекомендуется принимать по функциональным производственным нормативам удельной площади рабочего места, но не менее 0,9 м — для прилавков всех видов и 1,2 м — для стола приемщика.
9.13 В помещении (зоне) обслуживания при наличии перед местом операциониста сплошных разделяющих конструкций следует обеспечивать не только визуальный, но и звуковой контакт посетителя с персоналом, в том числе и для посетителей с дефектами слуха (не менее одного места).
Воспользуйтесь поиском по сайту: