Структура современной психологии, ее место в системе наук.
Петровский выделил три критерия классификации: Конкретная деятельно, Принцип развития, Отношение человека к обществу К конкретной деятельности относят: 1.Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека. Состоит из ряда разделов: 1. Инженерная психология – деятельность оператора в автоматизации системы управления; 2. Авиационная психология – исследует психологию законности деятельности человека в процессе лётного обучения и выполнения полётов; 3. Космическая психология – исследование психологических особенностей деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации; 2. Педагогическая психология – изучает закономерности обучения и воспитания человека. Включает: психология обучения; психология воспитания; психология учителя; психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми; 3. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение пациента. Включает разделы, которые являются самостоятельными отраслями: нейропсихология – изучает психологию нарушений при локальном поражении человеческого мозга; психофармокология – изучает влияние лекарственных веществ на психологическую деятельность человека; психотерапия – изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больных; психопрофилактика и психогигиена – разрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей; 4. Юридическая психология – психологические вопросы, связанные с реализацией системы права:судебная психология;криминалистическая психология;исправительно-трудовая психология;
5. Военная психология – поведение человека в условиях боевых действия, взаимоотношения начальника и подчинённого, пропаганда и контрпропаганда; 6. Психология спорта – психология особенностей личности и деятельности спортсменов, психический фактор проведения соревнования, психическая подготовка спортсмена и так далее. 7. Психология торговли – психология условия воздействия рекламы, индивидуальных и возрастных особенностей спроса, психология фактического обслуживания клиентов и так далее. К психологии принципа развития относят: 1.Возрастная психология – онтогенез различных психических процессов и психических качеств личности развивающегося человека: детская психология; психология подростка; психология юности; психология взрослого человека; психология старости; 2. Психология аномального развития (специальная психология): а) патопсихология – распад психики при различных формах мозговой психологии; б) онтофренопсихология – патология психического развития; в) сурдопсихология – психология формирования ребёнка при дефектах слуха, вплоть до глухоты; г) тифлопсихология - психология развития слабовидящих и незрячих людей; д) сравнительная психология – сопоставляет психику животных и человека; В отношении человека к обществу выделяют: Социальная психология – взаимоотношение в организационных и неорганизационных группах. Из неё отделяют: Психология конфликта; Политическая психология; Организационная психология;Этнопсихология Различают ещё одну классификацию отраслей психологии Петухова, Столина: По сферам деятельности; Кто именно деятельность выполняет (патопсихолог, детский психолог и др.) По конкретным научным проблемам. Роль общей психологии в развитии психологической науки: Общая психология исследует факты закономерности и механизмы психологии, даёт фундамент психологического образования.
Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. 1 этап:. Современной психология берёт своё начало в античной философии. Первые психологические представления возникли в рамках философских учений древних мыслителей более двух тысяч лет назад. Психология трактовалась как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. В объяснении психики (психических явлений) в древности сформировались две крайние позиции – это материалистическая и идеалистическая. Родоначальником материализма считается Демокрит, а идеологии Платон. Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считается родоначальником учения об атомов «мир есть материя состоящая из атомов, нечто не возникает из нечего». Согласно Демокриту, душа материальна, она состоит из атомов огня, шарообразных, лёгких и очень подвижных. Со смертью человека атомы разрушаются и душа исчезает. Он признавал, что все свойства живого являются свойствами материи, но материализм Демокрита носил наивный механистический характер, потому что пытался объяснить механистически.
Платон Душа – это самостоятельная субстанция, она независима от материи, некая бестелесная сущность. Материя, по Платону, это пассивный восприемник сверхчувственных идей. Платон утверждал, что индивидуальная душа бессмертна. После смерти человека она вылетает из тела. Платон и Сократ заметили, что человек умирает, а его идеи живут. Платон и Сократ из своего представления о душе делают этический вывод, поскольку душа это самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о её здоровье намного больше, чем о здоровье тела. Идеи Сократа и Платона оказали огромное влияние на мировую культуру. В древности мыслители искали орган, в котором находится душа. Предполагали, что это либо мозг, либо сердце, либо желудок. Аристотель Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель. Он был гениальным учеником Платона. Он пишет трактат «О душе», который является первым специально-психологическим сочинением, который в течение многих веков оставался главным руководством по психологии. Аристотель придерживался дуалистического толкования психики. С одной стороны он отрицал взгляд на душу, как на вещество, с другой – не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, от живых тел. Для определения природы души он использовал сложно-философскую категорию энтелехия, которая означает «осуществление чего-то». По Аристотелю, душа – это форма тела, а с другой стороны – сущность этого тела. Он выделяет три группы существенных функций души: рост, питание и размножение. Как функции тела свойственны человеку, животному, растению. Совокупность этих функций Аристотель назвал растительной душой. Такие функции как ощущение, восприятие, воображение, память, аффекты, Аристотель приписывает животным и человеку и называет их животной душой. Со смертью человека эти функции прекращают своё существование, то есть Аристотель выступает против бессмертия души. Такие как разум и воля свойственны только человеку. Он их называет разумная душа. Здесь Аристотель противоречит сам себе. Разум и воля даны Богом, это Божественное начало в человеке, и со смертью человека душа покидает тело. Значит, разумная душа бессмертна.
И философы-материалисты, и философа идеалисты пытались по своему объяснить наличие души. Идеалисты рассматривали душу и человека поведение как не материальное, как свермуветвенных идей выступала душа. 2 этап: В 17 веке в связи с развитием естественных наук меняется предмет психологии. Психология становится наукой о сознании. Французский философ Декарт под сознанием понимал способность думать, чувствовать, желать, воображать. Он первый отделил психические функции от непсихических. Психические осознаются, а непсихические (физиологические) не осознаются. В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,- постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе. - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Философ-материалист англичанин Томас Гобб, нидерландец Бенедикт Спиноза утверждали, что все явления, в том числе и психические, порождаются действием материальных причин и законов. Сначала есть причина, а потом возникает сознание. Философ-идеалист Бекрлий считал, наоборот, первично сознание, которое не выводится не из чего. Однако, ни те, ни другие не могла объяснить, как возникает сознание.Как наука о сознании, психологии развивалась вплоть до конца 19 века. Особое внимание необходимо уделить первой четверти. Научная психология о сознании поставила задачу: изучить, проанализировать состояние, содержание сознания, то есть описать свойства сознания. Американский психолог Уильям Джем и немецкий психолог Вильгельм Вундт создатели психологии сознания. Основный принцип- принцип элементаризма Главная задача - обнаружить и описать элементы сознания. Вильгельм Вундт – основатель первой в мире лаборатории эксперимента психологии в Лейпцигском университете (1879). Свойства ощущения Ощущение обладает рядом свойств: Качество ощущения (модальность) – зрительные, слуховые и т. д. Интенсивность (в зависимости от раздражителя зависит интенсивность данных ощущений); Длительность – каждое ощущение имеет совю длительность существования. Пространственная локализация – каждое ощущение имеет свой источник (лампочка светит: зрительное ощущение свет имеет место - лампа). Вундт ощущения с названными свойствами назвал объективными элементами сознания. Субъективные элементы сознания – это чувства: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разрядка.
Метод интроспекции:Основным методом изучения сознания считается интроспекция (с лат. смотрю внутрь). Это наблюдение человека за самим собой, за мыслями, переживаниями. Данный метод был признан единственным и главным методом психологии. Джон Локк, английский философ, два обстоятельства привели к тому, что этот метод считался главным и единственным:Свойство сознания непосредственно открываются субъекту и Свойства закрытые для внешнего наблюдателя. Причины прекращения существования психологии сознания Нельзя было ограничиваться узким кругом явлений, а именной содержания и состояния сознания; Принцип элементаризма был ложным. Нельзя было объявлять метод интроспекции единственно возможным методом. 3 этап на рубеже 19-20 веков пришел метод экспериментов. Предмет психологии – поведение. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возник в США во втором десятилетии 20 века. Внедрение в психологию метод экспериментов ввел в психическую естественнонаучную материалистическую традицию. Основатель бихевиоризма – Американский психолог Джон Уотсон, его публикация "Психология с точки зрения бихевиориста" относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S — R» (стимул—реакция). Для бихевиористов соотношение S — R стало единицей поведения. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. Э. Толмен предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» — V, в результате схема приобрела вид: «S - V - R». Под «промежуточными переменными Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных(Тонндайк), или оперантных (Скиннер). 4 этап: начинается со второй половиной 20 века. Современной этап развития психологии. Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики. Гуманистическая психология - это направление преимущественно американских психологов в США в конце 50-х – начале 60–х годов 20 века.. Возникло как некая третья сила в противовес материализму и психоанализу. Представители: Карл Роднис, Шарлотта Бюллер, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт. Предмет: личность как уникальная целостная система, наделённая потенциями к самореализации. Когнитивная психология: Это одно из ведущих направлений психологии. Главная задача: изучение познавательных процессов. Возникло в США в 50-60 гг. в противовес бихевиоризму и психоанализу. Основатели: Улрик Найсер, Джером Бруннер, Жан Пиаже. " Гештальтпсихология" возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К, Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Ассоциация ( от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Трансперсоналъная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. Выготский (1896-1934), АЛ. Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902—1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|