Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форм поведения животных в филогенезе.




На низших ступенях развития органического мира, а именно у бактерий, одноклеточных, а так же растений, единственной формой внешнего реагирования является раздражимость – это называется таксисы.

Таксисы – врождённые двигательные реакции в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды.

Пример отрицательного термотаксиса: уход простейших из зоны повышенной температуры.

В зависимости от природного раздражителя выделяют различные виды таксиса: фототаксис, хемотаксис, термотаксис и так далее. Таксисы – это движение целого организма.

Движение отдельных частей организма под воздействием раздражителя – тропизм.

Они так же являются положительными и отрицательными у растений. В большинстве случаев представлено движение роста. Например, геотропизм. Выделяют хемотропизм, фототропизм, термотропизм и так далее.

Тропизмы существуют и у животных. Это допсихическая форма поведения. Например, гидра всегда стремится к освещённой части аквариума. Тропизмы появляются у животных на сенсорной стадии развития психики. На перцептивной стадии у животных появляются более сложные формы поведения и они уже являются психическими. Такая форма поведения – это инстинкт – врождённая видовая форма поведения.

Инстинкт – это сложные акты реагирования на определённые условия среды, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основаны на безусловных рефлексах.

Для инстинктов характерна относительная постоянность и однотипностьпроявления у животного одного и того же вида. Инстинкты имеют цепной характер, то есть инстинкты – это целая система действий.

Каждое из звеньев инстинктивного поведения нацелено на узнавание определённого раздражителя, называется ключевой раздражитель.

Ключевой раздражитель запускает в действие определённую реакцию. Реакция на ключевой стимул имеет генетическую обусловленность.Например, серебряная чайка всегда закатывает выкатившееся яйцо из гнезда клювом, но каждый раз движения закатывания разные.

В настоящее время изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. Несколько ключевых стимулов в естественных условиях, объединяясь, формируют пусковую ситуацию.

Ключевой раздражитель можно назвать мотивационным, так как он направляет поведение животного. У низших животных - ключевой раздражитель простой, у высших – более сложный. Например, у только что родившего шимпанзе при виде картинки с оскалом появляется страх.

Различают два вида реакции на ключевой раздражитель:

1. Реакция на сам раздражитель;

2. Переадресовывание реакции на другой раздражитель.

Например, есть оса, которая называется пчелиный волк. У неё ключевой раздражитель – запах пчелы. Действие её реакции направляется не на запах, а на саму пчелу.

Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но только к привычным и основным условиям существования животных.

Животное не способно отражать, что было до звена, и что было потом.Например, пчела помещает мёд в соты, замуровывает соту воском и делает инстинктивно дальше всё. Если расковырять соту, то пчела не вернётся туда, чтобы заново заделать те же соты. Она инстинктивно начнёт делать тоже самое.

Чем больше развито животное, тем больше у него инстинктов.

Научение позволяет животным в большей степени приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Однако между инстинктом и навыком (научением) есть промежуточная форма поведения – импритинг (запечатление).

Импритинг – генетически обусловленная достройка инстинкта, заключающаяся в запечатлении мгновенного опыта.

Впервые импритинг открыл и описал английский этолог Конрад Лоренц. Открыл на гусятах. Новорождённые гусята начинают двигаться за тем объектом, который попадает им в поле зрения. Таким образом, описал импритинг.

Лоренц выделил специфические особенности импритинга:

1. Мгновенное замыкание связи;

2. Существование в онтогенезе чувствительного периода для такого научения. Например, у птенцов кряквы 13-16 ч после вылупления.

3. Необратимость, невозможность переучивания запечатлённого объекта, но данное свойство гибкое, пропускает полезное исключение.

У человека действует механизм импритинга, но у него характерен не только при родильных восприятиях, но и в плане представлений. У человека импритинг проявляется в двух областях: Сфера страхов; и Сфера половых извращений.

Импритинг – это переходная форма поведения тесно связано с механизмом инстинкта, но обеспечивает развитие поведения и мотиваций в онтогенезе (индивидуальном развитии).

Собственно, научение (навыки) – это индивидуально приобретённая в онтогенезе форма поведения животных, основанная на выработке условных рефлексов и действующая автоматически.

Физиологическая основа образования навыка – это замыкание нервных связей между центрами безусловных и условных раздражителей в мозгу, то есть образование условных рефлексов.

Навыки способны вырабатываться в естественных условиях методом проб и ошибок, в искусственных условиях методом дрессировки. Приобретённые навыки делают поведение животных более приспособленным к новым условиям среды.

Навык – это изменяющаяся форма поведения животных и без подкрепления навык исчезает.

Существует тесная связь между инстинктами и навыками, а именно – навыки способны подавлять инстинкты.

Например, парамеции, заключённые в квадратный сосуд и привыкшие плавать вдоль его стенок, сохраняют некоторое время квадратную форму траектории, когда их переместят в круглый сосуд.

Интеллектуальное поведение У высших животных появляется интеллектуальное поведение – это высший тип поведения животных. Оно обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям окружающей среды.

Однако высшие животные прибегают к нему тогда, когда сталкиваются спроблемной ситуацией.

Интеллектуальное поведение животных изучал в первом десятилетии 20 века немецкий психолог Вальфганг Кеннер. Он разработал понятие «инсайт», то есть озарение на шимпанзе.

История возникновения инсайта

Инсайт был открыт в проблемной клетке. В клетке находилась шимпанзе. К потолку привязан банан. Внизу палки ящики. Обезьяна долго пытается достать банан, но у неё ничего не получается. Потом садится и тупо оглядывает клетку. В поле зрения попадают ящики. Она молниеносно ставит ящики друг на друга и достаёт банан. Её догадка – озарение (инсайт). Келлер делает вывод: разумное поведение животных равно разумному поведению человека. Однако, Келлер заблуждался.

Мнение Выготского Л. С.

Исследования Выготского, которое касается мышления и речи, показали, что у человека иной тип разумного поведения. Человек не является рабом зрительного поля, как шимпанзе. Главное в мышлении человека – каким образом он осмысливает ситуацию и своё отражение к ней. Не ситуация определяет поведение человека, а, наоборот, он овладевает ситуацией и важнейшую роль в этом играет речь, которой нет у животных. Нам не нужно, чтобы решение попало в поле зрения, нам нужно осмыслить его.

Ещё одна способность интеллектуального поведения животных – решение двуфазовых задач: Подготовка материала и Решение задачи.

Пример, узкая металлическая трубка, в которой находится конфета. Её дают обезьяне. Она трясёт её, но не получается достать конфету. Она берёт веточку, но та не входит по толщине в трубку. Тогда обезьяна начинает расщеплять веточку (это 1 фаза – подготовка материала) и она расщеплённой веточкой выталкивает конфету (2 фаза – решение задачи).

Надо бы сохранить палочку, чтобы использовать её в дальнейшем, но обезьяна её выбросит. У животного не происходит закрепления функций орудия за предметами. Они прибегают к использованию орудия только побуждаемые биологическими мотивами и только в конкретной ситуации.

У человека изготовление орудия труда отделено от времени их использования. Человек, если изготовил орудие труда, то сохраняет его, и придёт время, когда он будет снова им пользоваться.

Человек в отличие от животных способен изготовить орудие с помощью другого орудия. Животные изготавливают орудие при помощи естественных средств (лапы, когти, зубы). Животные никогда не вступают в отношения между собой по поводу применения орудия и по поводу его изготовления. То есть орудийная деятельность не носит коллективного характера.

Вывод об интеллектуальном поведении Таким образом, использование животными орудий является лишь одной из форм биологической адаптации и имеет только внешнее сходство с трудовыми действиями человека (то есть труд человека – это не одно и тоже, что орудийное поведение животного).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...