Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психофизическая проблема в психологии




Психофизическая проблема — в широком смысле — вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов.

Психологи, как и представители любой конкретной науки, всегда в той или иной мере должны решать проблему соотнесения той реальности, которую они изучают, и других, тесно связанных с ней форм действительности, определить в целом место изучаемых в психологии явлений в общей системе мироздания. Поэтому для психологической науки весьма важно решение двух проблем: психофизической и психофизиологической.

Решение начиналось с философской парадигмы.

Парадигма – система основных научных взглядов, теорий, моделей, методов, в рамках которой рассматривается то или иное явление.

Эта парадигма обозначена философом Рене Декартом: это проблема взаимоотношения двух абсолютно разнородных субстанций – телесной (материальной) и мыслящей субстанции, сотворённой Богом (души), то есть соотношение физического и психического. Отсюда возникло название «психофизическая проблема».

Позиция философа-идеалиста Вильгельма Лейбница близка к позиции Рене Декарта: душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью и согласованностью. Такой путь решения проблемы был назван психофизическим параллелизмом.

Философ-материалист Томас Гоббс считал психику побочным продуктом –эпифеномен.

Вульгарный материализм утверждал, что психическая функция есть отправление нервной ткани, то есть мысль так же вырабатывается мозгом, как и желчь печенью.

Диалектический материализм: психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которая возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отражая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия.

Данная проблема в 19 веке стала пониматься как соотношение между психическим и физиологическим явлением, поэтому стали называть проблему психофизиологической.

Психофизиологическая проблема начала рассматриваться в 19 веке в рамках естественно-научной парадигмы.

Точки зрения на решение психофизиологической проблемы еще более трудна для понимания в силу своей диалектичности. Это так называемая антиномия-проблема: психика и тождественна в онтологическом смысле физиологической деятельности, и в то же время не сводится к последней. (И.М. Сеченов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн)

Сеченов в своём труде «Рефлексы головного мозга» (1863) выдвинул: в основе всего многообразия психической деятельности лежит рефлекторная природа головного мозга. Раскрывая рефлекторную природу психики, Сеченов выделил в рефлексе 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных звена:

1. Возбуждение в органах чувств, которое вызывается внешними воздействиями;

2. Центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающих в мозге;

3. Внешнее движение и действие человека.

По мнению Сеченова: психика – это центральное звено целостного рефлекторного акта.

А.Р. Лурия – автор концепции системной динамической локализации высших психических функций в головном мозге.

Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие (функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации, Данный блок состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

А.Н. Леонтьев психофизиологическую проблему рассматривает в контексте проблемы структуры деятельности.

Успехи науки на основе естественно-научной парадигмы:

Тщательно изучены строение и функции различных отделов внешней системы; Созданы модели нервных процессов на всех уровнях (от отдельного нейрона до центральной нервной системы в целом). Мозговая организация психических функций.

Мозг и психика. Психика и организм

Современная психология рассматривает психические функции как функциональные системы, обладающие сложным строением и включающих ряд психологических компонентов, способных взаимозаменяться. Любая из психологических систем имеет многоэтапную, многоуровневую мозговую организацию.

В мозгу локализуются не психологические системы и даже не её элементы из зренья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Объекты внешнего мира обладают качествами и взаимными состояниями, которые не могут существовать друг от друга и от объекта в целом.

Однако процесс психического отражения основан на том, что в нервной системе происходит разделение, обособление информации о разных сторонах и свойствах действительности. Этот механизм называется анализом. Он существует благодаря специфическим рецепторам, которые служат детекторами признаков. Они образуют специфические восходящие пути в кору головного мозга.

Наряду с анализом в нервной системе осуществляется процесс синтеза информации. Образуются сложные целостные, пространственно-временные ансамбли возбуждений, которые отражают не только отдельно свойства предметов и явлений, но и целостные образы.

Рефлекторная природа психики

Механизмом высшего коркового анализа, осуществляющегося через синтез, становится образование временных нервных связей, то есть условных рефлексов. Впервые понятие «рефлекс» ввёл Рене Декарт.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы.

Сеченов в своём труде «Рефлексы головного мозга» (1863) выдвинул: в основе всего многообразия психической деятельности лежит рефлекторная природа головного мозга. Раскрывая рефлекторную природу психики, Сеченов выделил в рефлексе 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных звена:

4. Возбуждение в органах чувств, которое вызывается внешними воздействиями;

5. Центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающих в мозге;

6. Внешнее движение и действие человека.

По мнению Сеченова: психика – это центральное звено целостного рефлекторного акта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...