Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка теории деятельности и трудах отечественных психологов (Леонтьев, Рубинштейн и др)




Одним из более распространённых подходов к изучению психики является деятельностный подход, согласно которому: психика должна изучаться не сама по себе, а в состоянии внешней предметной деятельности субъекта, по её роли в этой деятельности.

В данном подходе психологическая деятельность рассматривается как деятельность её субъекта. Разработчики: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев.

Существуют три предпосылки, которые привели к возникновению деятельностного подхода по Соколовой Е.:

1. В 20-е годы 20 века спектр психологических направлений был чрезвычайно широким. В 1987 году Л. С. Выготский пишет, что в связи с большим наплывом различных направлений психология стала претерпевать кризис. По мнению Выготского, надо было создавать новую психологию, которая основывается на новой парадигме (на системе научных взглядов, в рамках которых находится то или иное явление). Деятельностная парадигма и стала основной в новой психологии.

2. В 20-е годы 20 века произошёл сдвиг тематики в абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней. Для этого необходимо разработать новые категории психологии (деятельность, цель, действие, мотив, задача).

3. Психологи обратились к философии марксизма, в которой категория деятельности играет чрезвычайно важную роль.

Первым ввёл в психологию термин «деятельность» Михаил Яковлевич Басов. Он выступал за необходимость объективного исследования психической деятельности. Термин «деятельность» он рассматривал в социокультурной и исторической обусловленности. Басов изучал структурный анализ поведения или деятельности. Басов считал, что психология должна изучать именно деятельность во всех её разнообразных формах и её развитии. Свой подход Басов изложил в книге «Общие основы педологии».

Педологии: (от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX–XX вв с целью сознания целостной науки о ребенке.

В статье «принцип творческой самодеятельности» (1922) Рубинштейн впервые сформулировал принцип единства субъекта (сознания) и деятельности. Субъект в своих деяниях в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется он в них созидает можно определять то, что, он есть направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.

Рубинштейн пишет и публикует свои первые большие многографии: основы психологии (1935) и основы общей психологии (1940).

В 1942 труд «основы общей психологии» был удостоен сталинской премий второй степени, а его автор звания лауреате. Осенью 1942 г Рубинштейн переезжает в Москву и становится директором институтка психологии. Он организует и возглавляет кафедру психологии в МГУ.

В 1946 выходит второй расширенное и доработанное издание «основы общей психологии» Рубинштейна

В 1949 г Рубинштейн был отстранен от заведования кафедрой психологии отделения психологии философского факультета МГУ.

Начиная с осени 1953 г Рубинштейна постепенно восстанавливают в правах снимая с него прежние нелепые обвинения. Он вновь получает возможность нормально работать и публиковаться. В 1956 г он воссоздает и вновь возглавляет сектор психологии в институте философии АН СССР. Философско-психологичекий труд и «бытие и сознание был опубликован в 1957 г.

Леонтьев закончил в 1942г факультет общественных наук МГУ. В октябре 1941г Леонтьев стал детектором института психологи. В декабре 1941г он уезжает в эвакуацию. Под свердловском в Эвакогоспитале совместно с другими психологами (П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, В. С. Мирлиным и др). Он занимает проблемой восстановления двигательных функций руки после ранений.

В 1943г Леонтьев возвращается из Эвакуации в Москву. Одновременно работает в институте психологии и преподает на кафедре психологии МГУ – Возглавляемой Рубинштейном.

В 1945г его работа «психология и восстановление движений» был выдвинута. Ученым советом философского факультета на получение Ломоносовской премини.

Полемика между Рубинштейном и Леонтьевом о предмете психологии:

1.Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать "внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания "внешней" практической.

2. Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

В бихевиоризме (в школе К.Левина, а особенно в глубинной психологии). При всех, однако, различиях между собой, этих направлений и различиях в понимании мотивации деятельности, ее роли, неизменным оставалось главное: противопоставленность мотивации объективной условной действительности, внешнему миру.

Л. Уайт развил идею «культурной детерминизации» деятельности и поведения индивида. Возникновение человека и человеческого общества приводит к тому, что прямые, непосредственные связи организма со средой становятся опосредованными культурой, развивается на базе натурального производства. При этом культура выступает для индивидов в форме значений, передаваемых речевыми знаками-символами. Исходя из этого, Л. Уайт предложил трехчленную структуру формулы поведения человека: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – КУЛЬТУРНЫЕ СИМВОЛЫ – ПОВЕДЕНИЕ.

А. Маслоу в своей теории обращал внимание на такую сторону деятельности, как потребность – движущая сила любой деятельности человека. Появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют своих аналогов у животных, «отвязаны» от биологических потребностей организма и в этом смысле являются автономными. Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметные потребности производятся, а благодаря этому производятся и сами потребности.

В концепции Абульхановой по-новому представлена категория деятельности. Сама дея­тельность выступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом». Конкретными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность. Определяя разноплановые характеристики активности как качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщенную характеристику. Активность – это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...