Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Стр 1 из 49Следующая ⇒ Профессиональная педагогическая библиотека Г. К. Селевко Современные образовательные технологии Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов повышения квалификации Москва «Народное образование» 1998 УДК371 ББК 74. 20 С 29 Рецензенты: В. Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Шевчук — доктор педагогических наук, профессор Селевко Г. К. С29 Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
ISBN 87953-127-9 В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования УДК 371 ББК 74. 20 Индексы: 70651,70653,73244,72213,47233, 47234,47235,47236,47237,47238,47239,47240, 47241,47242,47243,47244,47245,47246,47247, 47248,47249,47250,47251,47252,47253,47254, 47255,47256,47257,47258,47259,72547. ISBN 87953-127-9
© Селевко Г. К.,1998 © «Народное образование», 1998 © «Школьные технологии», 1998 Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю
Введение В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
• Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. • Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. • Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляциии. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга. В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа. В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса. В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии. Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников.
К сожалению, в силу ограниченности объема книги в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Эти аспекты составят программу другой книги. Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ, которые воплощали и испытывали многие из описанных технологий: г. Ярославль - № 26 (Б. А. Бройде), № 59 (И. Н. Закатова), № 70 (Д. Е. Маслов), г. Рыбинск - № 2 (Б. Н. Богачев), № 8 (Н. Н. Селезнева), № 18 (Е. В. Быстрова), № 19 (В. В. Журавлев), г. Тутаев - № 3 (Л. Г. Маничева). Особую благодарность автор высказывает кандидату психологических наук А. М. Кушниру, дискуссии с которым во многом определили методологические позиции книги. I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать? Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи. Личность как содержательное обобщение высшего уровня Академик РАО В. В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщением, означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.
Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность. Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание). Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств: — совокупность социально значимых свойств человека; — система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
— система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов; — осознание окружающего мира и себя в нем; — система потребностей; — совокупность способностей, творческих возможностей; — совокупность реакций на внешние условия и т. д. Все это образует содержательное обобщение «личность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|