Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)




Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к ду­ховному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного при­страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрыв­но связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностны­ми ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, поня­тия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практи­ке человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспи­тания в школе (во всех его формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности ви­деть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы -приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительно­му искусству, танцу, театру, кино.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловечес­кую мораль. Ценности эти — свобода, демократизм, достоинство, честь, ответ­ственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космичес­кое сознание, вера, воля, добродетель.

Рис. 2. Структура качеств действенно-практической сферы личности 12

Действенно-практическая сфера личности (СДП)

Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и дру­гих качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, обществен­ной, художественно-прикладной) деятельности человека.

Структура качеств СДП может быть представлена (по В. П. Беспалько) следу­ющей схемой (рис. 2).

В действенно-практической сфере функционируют системы знаний, отражаю­щих законы природы, законы техники, закономерности деятельности человека в производстве, в том числе и психологические закономерности. В практической деятельности широко реализуются обобщенные умения и проявляются межпред­метные и межличностные отношения,

Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого личностью трудового опыта, степень мастерства в трудовой области: широту, основатель­ность, освоенность умений. Основной канал приобретения трудовых умений и навыков - трудовое обучение, построенное на основе определенной теории усво­ения. Навыки эти основываются на естественнонаучных, политехнических и спе­циальных технических, экономических, психологических знаниях.

Трудолюбие - качество личности, которое определяет степень ее морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. Это - одно из слож­ных свойств чрезвычайно индивидуальное, имеющее, по-видимому, в своей осно­ве определенные врожденные задатки типа социального инстинкта, проявляюще­гося в детстве в склонности к игровой деятельности, у школьника - к учебной и общественно полезной, а у взрослого человека к трудовой активности, прилеж­ности, потребности в труде и готовности трудиться.

Готовность к трудовой деятельности составляет одно из центральных качеств действенно-практической сферы. В зависимости от степени его сформированнос­ти человек с большим или меньшим эффектом включается в трудовую деятель­ность, проявляет психологическую готовность к труду.

Трудовая нравственность характеризует отношение личности к трудовой дея­тельности, людям труда и его результатам.

Для развития СДП ничем не заменима сама трудовая, общественная, художе­ственно-прикладная деятельность, ориентированная на получение полезного для людей, для общества результата.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1995.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

3. Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // В. М. Коротов и др. Воспитание ученика. - М., 1990.

4. Немое Р. С. Психология: В 3-х т. - М.: Просвещение, 1995.

5. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1969.

6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.:

Высшая школа, 1984.

7. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М., 1977.

8. Селевко Г. К. Накопление и систематизация профессиональных знаний //Формирование личности учителя. - М., 1980

9. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. - М.; Педагогика, 1985.

 

II. Педагогические технологии

Образование — это индустрия, направленная в будущее.

С. П. Капица

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических ин­новаций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобще­ния и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с по­мощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву):

— интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из от­дельно взятых ее элементов);

— составные элементы, компоненты;

— структура (связи и отношение между частями и элементами);

— функциональные характеристики;

— коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

— историчность, преемственность.

Существенными характеристиками системы являются целевые ориента­ции и результаты.

В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использо­вать новое для педагогики понятие — "технология» и новый — "технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...