Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции




Календари чаще всего выпускают на стандартных форматах бумаги. Нестандартные форматы, например, бумага формата 90 х 100 см используется иногда для отдельных художественных, рекламных, сувенирных изданий, календарей и т.п.

Для календарей больших размеров (настенных, перекидных, табелей-календарей) используют 1/4 долю форматов бумаги: 70 х 90, 60 х 90, 60 х 84, 60 х 70 см и 1/8 долю листа форматов: 84 х 108, 70 х хЮ8, 70 х 100,60 х 108, 70 х 90, 60 х 90 и 60 х 84 см. Размеры календарей до обрезки будут от 350 х 450 мм до 210 х 300 мм.

Календари средних размеров (книжного типа, настенные и настольные табели-календари и т.п.) выпускают в 1/16 долю следующих форматов бумаги: 84 х 108, 84 х 100, 70 х 108, 70 х 100, 75 х 90 и 60 х 84 см; и в 1/32 долю форматов бумаги: 84 х 108,70 х 108, 70 х 100, 75 х 90, 70 х 90 и 60 х 90 см.

Календари малых размеров (отрывные, настенные, перекидные настольные, карманные и др.) выпускают в 1/32 долю формата бумаги 60 х 84 см и 1/64 долю форматов бумаги 84 х 108, 70 х 108, 60 х 90 и 60 х 84 см.

Максимальный формат карманных календарей — 75 х 90/32. Миниатюрные календари должны иметь в готовом виде размер по большей стороне не свыше 100 мм; допускаются форматы, при которых ширина календаря больше высоты, например 225 х 150 мм. Для печати миниатюрных календарей могут быть использованы и нестандартные форматы бумаги, например 48 х 65, 65 х 85, 65 х 98 и др.

Самостоятельные изоиздания (репродукции, наглядные пособия и т.п.), открытки и афишно-плакатную акциденцию выпускают на бумаге стандартных форматов в 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 листа или на целом листе; допускается применение и нестандартных долей (1/16, 1/12 и др.) стандартных форматов бумаги.

Форматы афишно-плакатной акциденции определяются размерами бумаги стандартных форматов или ее доли и условиями расклейки. Возможно использование форматов, в 10 раз превышающих стандартные. При выборе формата набора особое внимание нужно обращать на размер полей, поскольку поля для этого вида акциденции являются важным конструктивным и оформительским элементом.

Формат бумаги, формат наборной полосы и размеры полей при изготовлении малых акцидентных форм определяются видом и назначением издания. Так, например, акциденция типа грамот, фирменных бланков должна иметь строго определенный размер стандартного листа для пишущей машинки (210 х 297 мм); карманные издания (пригласительные билеты, визитные карточки, удостоверения и т.п.) должны иметь общий формат после обрезки не более 105 х 150 мм, следовательно, максимальный формат наборной полосы должен быть 5V4 х 8 кв.

Издания типа программ печатаются чаще всего на стандартной бумаге формата 60 х 84 мм в 1/16илив 1/32долю. Допустимы и нестандартные форматы.

Размещение акцидентного набора на полосе может быть с использованием книжного формата, при котором ширина наборной полосы меньше ее высоты, или альбомного формата, при котором высота полосы меньше ширины. Одновременно выбирается и число полос набора для конкретной акцидентной работы. Некоторые акцидентные издания бывают только однополосными и односторонними (афиши, плакаты, объявления и т.п.); другие — однополосными, но двухсторонними (визитки); удостоверения — двухполосные, односторонние; пригласительные билеты, бланки и т.п. — двухполосные двухсторонние. Некоторые виды рекламной продукции (проспекты, буклеты и т.п.) могут быть четырехполосными с одним сгибом и многополосными, сшитыми проволокой в виде брошюр или сфальцованными параллельными сгибами без шитья (рис. 6.1), что значительно облегчает изготовление акцидентных изданий и придает им определенную красоту.

Рис.6.1. Примеры параллельной фальцовки акцидентной продукции

Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника. В результате оптических иллюзий не каждый прямоугольник хорошо воспринимается глазом. Лучше всего воспринимаются прямоугольники с отношением сторон 1:1,5 и 1:1,7; при этом форматы полос будут 3x5, 5x8, 7x11 кв. и т.п.

Рекламные издания могут использовать удлиненные форматы.

 

 

ШРИФТЫ

Основные понятия и терминология

Шрифт -это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт New Baskerville размером 10 пунктов).

Шрифты при подготовке издания - основное изобразительное средство. Умело используя шрифты с учётом характера текста, иллюстраций, общего оформления издания, можно добиться большой художественной выразительности.

Некоторые из терминов, принятые в НИС, имеют значения, отличные от принятых в полиграфии (мы будем придерживаться терминологии НИС). Как было указано в разделе 2, в большинстве НИС, получивших распространение в отечественной полиграфии, используется английская типометрическая система измерений, в которой один пункт (point, 1/72 дюйма) равен 0,352 мм в отличие от принятого в отечественной полиграфии французского типографского пункта (типометрическая система Дидо), равного 0,376 мм.

Набирая текст, мы используем буквы некоторого шрифта. Различия между буквами разных шрифтов объясняется их различным построением.

Перечислим элементы, из которых построены буквы (рис.): основные (задающие структуру, обычно вертикальные) и дополнительные (вспомогательные и соединительные) штрихи, засечки (для рубленых шрифтов могут отсутствовать или быть едва наметившимися), верхние и нижние выносные элементы (как у «р», «б», «д»), овалы и полуовалы с наплывами или без них, концевые элементы различных типов (завершения выносных «d», каплевидные «а», «г» и др.), диакретические знаки (надстрочные в буквах «и», «ё»). Именно в различиях пропорций элементов, из которых построена буква, в наличии или в отсутствии засечек, разнице в форме концевых элементов и т.д. определяется принадлежность буквы к тому или иному шрифту.

Буквы располагаются в строке по базовой линии. Расстояние между строками называется интерлиньяжем (в полиграфии интерлиньяж - расстояние между краями строк, т.е. исключая ширину самой строки).

Размер шрифта (по вертикали) определяется как расстояние между нижним и верхним выносными элементами, называется кеглем (в НИС, но не в полиграфии) и измеряется в пунктах.

Различные шрифты одного кегля позволяют набирать различное число знаков на полосе, что определяет ёмкость шрифта. Отношение толщины основных и дополнительных элементов определяет контрастность шрифта. Различают неконтрастные (например, гротески), малоконтрастные, контрастные и очень контрастные когда соединительный штрих толще основного (как, например, в итальянских шрифтах), говорят об обратной контрастности.

Форма букв шрифта (соотношение чёрного и белого, длина выносных элементов, форма просветов и наплывов) определяет также такие особенности, как цветность и ритм шрифта, являющиеся характеристиками шрифта, как изобразительного средства.

Отношение высоты буквы к ее ширине (обычно по букве «Н») определяет ширину шрифта. Шрифты могут быть сверхузкими, узкими, нормальными, широкими и сверхширокими.

По светлоте шрифты делят на сверхсветлые, светлые, нормальные, полужирные, жирные и сверхжирные. Это качество называют насыщенностью шрифта.

По наклону шрифты могут быть прямыми и наклонными. Для антиквенных шрифтов наклонный вариант шрифта может отличаться от прямого формой некоторых букв - курсив.

 

 

7.2. Элементы букв (рис. 7.1):

А - очко буквы

В - кегельная площадка

С - кегль (размер шрифта)

D - базовая линия шрифта

Е - высота прописных букв

F - высота строчных букв

G - межбуквенный пробел

Н - полуапрош

I - интерлиньяж (междустрочный интервал)

1 - основной штрих

2 - соединительный штрих

3 - засечка

4 - верхний выносной элемент

5 - нижний выносной элемент

6 - наплыв

7 - внутрибуквенный пробел

8 - овал

9 - полуовал

10 - концевой элемент

11 - капля

12 - точка

13 - диакритический знак (акцент)

Рис. 7.1. Элементы букв.

 

Классификация шрифтов

 

Большую часть шрифтов можно разделить на четыре группы: шрифты с засечками, или антиква (serif), шрифты без засечек, или гротески (sans serif), декоративные (decorative) и рукописные (script).

Ниже приведены образцы некоторых широко распространенных в DTP шрифтов:

 
 

Группы шрифтов

Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания: нормальное (plain), курсивное (italic), жирное (bold) и жирное курсивное (bold italic). Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.

Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:

 

Times Plain
Times Italic
Times Bold
Times Bold Italic

Конечно, это далеко не все возможные начертания, однако эти начертания обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Кроме них можно назвать такие широко распространенные начертания, как: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed). Существует и множество других, для которых иногда даже нет общепринятого наименования.

Пропорции шрифта

В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть сжатым (condenced), нормальным (normal) и широким (expanded). Реализация сжатого шрифта некоторой гарнитуры как отдельной разновидности в DTP-системах скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве сжатые шрифты получаются средствами самой DTP-системы - путем пропорциональной деформации. Причем такая деформация может представлять собой не обязательно сжатие - строятся и растянутые начертания.

 
 

 

Оформительские эффекты

 
 

Одной из интересных возможностей оформления любых шрифтов является построение контурных литер (Outline-эффект). В DTP-системах реализована также возможность создания теневого (Shadow) эффекта для любых шрифтов.

 

 

Эти и многие другие эффекты реализуются компьютером путем модификации стандартных шрифтов по определенным алгоритмам.

Среди других, часто используемых оформительских операций, можно назвать следующие: подчеркивание и двойное подчеркивание, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и разнообразные их комбинации.

Размер шрифта

Размером шрифта называется расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями. Обычно размер шрифта (кегль) выражается в пунктах.

Визуальное определение размера шрифта представляет сложность только для начинающих пользователей DTP-систем. Даже после непродолжительной работы пользователь приобретает опыт и через некоторое время распознает практически безошибочно большинство кеглей часто используемых гарнитур.

На следующей иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры:

 
 

 

Существуют специфические наименования для отдельных кеглей, также «унаследованные из прошлого»: бриллиант (3 пункта), диамант (4 пункта), перл (5 пунктов), нонпарель (6 пунктов), миньон (7 пунктов), петит (8 пунктов), боргес (9 пунктов), корпус (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (14 пунктов), терция (16 пунктов), текст (20 пунктов).

Емкость и насыщенность шрифта

Каждый шрифт имеет свой общий тон или насыщенность - чисто визульный параметр, который характеризует, как будет выглядеть конкретный шрифт на странице. Он может быть светлым или темным. Насыщенность меняется в зависимости от вида шрифта и начертания, равномерности расположения текста.

Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков. В некоторых книгах по типографике приводятся таблицы емкости шрифтов для определения среднего количества знаков для разных кеглей в строках различного формата. Я бы не советовал их использовать, т.к. параметры одного и того же шрифта меняются в зависимости от производителя. Более приемлемым способом является самостоятельное определение емкости. Для этого наберите колонку текста и сделайте ее дубликаты для шрифтов, которые вы собираетесь использовать.

На рисунке ниже один и тот же текст набран одним кеглем, но имеет для разных шрифтов свою емкость и насыщенность:

 

Рис. 7.2. Пример текста, набранного одним кеглем, но имеющего

для разных шрифтов свою емкость и насыщенность

 

Воспроизведение текстов при их написании или печати предусматривает использование знаков алфавита (букв), знаков препинания, цифр, математических знаков, химических и музыкальных символов.

Замечание. Современный алфавит и графика начертания букв основаны на графике старославянского языка — кириллице, составленной в IX в. в Болгарии братьями Кириллом (Константином) и Мефодием на основе греческой и частично древнееврейской азбук. Этот алфавит и графика в течение многих веков приспосабливались к потребностям русского языка и следовали за его изменениями.

Кардинальное изменение графики букв возникло при организации в России книгопечатания Иваном Федоровым (1510-1583). Первая изданная им книга «Апостол» была напечатана в 1565 г. В печатных изданиях впервые было использовано раздельное написание слов (ранее русские писцы писали слова без промежутков между ними).

Второе существенное изменение русского алфавита было произведено в 1708 г. при введении Петром I гражданского алфавита. Этот алфавит просуществовал в основном до 1918 г., когда был узаконен существующий в настоящее время алфавит.

При полиграфическом воспроизведении текстов большое внимание уделяется выбору шрифтов, от которых во многом зависят не только принципы обработки текста, но и пользования полиграфической продукцией.

Как уже было отмечено, шрифтом (нем. Schnft от schreiben — писать) называют графическую форму знаков алфавитной системы письма. Рассмотрим дополнительные понятия с точки зрения набора и обработки текста.

С целью обеспечения возможности использования письменных источников слепыми для них разработан в 1825 г. Л. Брайлем специальный шрифт, состоящий из отдельных точек.

Совокупность однотипных знаков шрифта, различных по вертикальному размеру (кеглю) и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка, объединяется в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет свое название: Обыкновенная, Академическая, Литературная, Рубленая и т. д.

В табл. 7.1 приведены образцы начертаний букв некоторых гарнитур.

В полиграфии приняты особые линейные единицы измерения: пункт, равный 0,376 мм, и квадрат, равный 18 мм. В квадрате содержится 48 пунктов. Эти единицы были введены в 1737 г. французским типографом П. С. Фурнье и усовершенствованы в конце XVIII в. Ф. А. Дидо.

Кегль шрифта (его размер) равен числу пунктов, укладывающихся в высоте буквы с добавлением пробелов, необходимых для начертания выносной части буквы «б» в верхнем пробеле и букв «р», «у» — в нижнем пробеле. Таким образом, кегль равен расстоянию между верхними и нижними выносными элементами букв.

В большинстве применяемых гарнитур самый мелкий кегль 6, затем шрифты содержат четные величины пунктов: 8,10,12,16,20,24,28, 36 и 48. Более мелкие кегли — 4 и 5 пунктов, а также нечетные 7 и 9

применяются значительно реже. Некоторые кегли имеют свои названия: кегль 6 (2,26 мм) — нонпарель, кегль 8 (3,01 мм) — петит, кегль 9 (3,38 мм) — боргес, кегль 10 (3,76 мм) — корпус, кегль 12 (4,51 мм) — цицеро.

Большим разнообразием отличаются машинные цифровые шрифты, применяемые при автоматизированной обработке текста с помощью персональных ЭВМ. Размер пункта в них меньше стандартного полиграфического и составляет 0,353 мм. Используемые для обработки текстов пакеты программ позволяют получить размеры шрифта не только основных кеглей, но и междукегельные размеры шрифтов путем масштабирования знаков текста.

 

Таблица 7.1

 

 

Характеристика шрифтов

Основными требованиями к шрифту являются удобочитаемость, технологичность и экономичность.

Удобочитаемость зависит не только от рисунка знаков и букв, но и от кегля, оптических свойств краски и бумаги, длины строки, ширины междустрочных пробелов (интерлиньяжа), ширины межбуквенных пробелов (апрошей). Она определяется скоростью чтения, удобством восприятия не только знаков, но и текста в целом, правильностью понимания прочитанного без излишнего напряжения и утомляемости.

Эксперименты показали, что для взрослого читателя при длине строки, равной 10-11 см, наиболее удобочитаемым является текст кегля 10. Высота очка буквы при этом должна составлять 1,6-1,7 мм, толщина основных штрихов — 0,30-0,35 мм, ширина буквы — 4/5 от его высоты. Книги для читателей-детей должны набираться большим кеглем.

При обработке текста, отображенного на экране видеотерминала, рекомендуется иметь ширину буквы, равную 0,75 его высоты, толщину при прямом контрасте (знаки темные, а экран светлый) — Ve~ Vs высоты, толщину при обратном контрасте — Vio~Vi3 высоты, расстояние между знаками — 0,25-0,50 от высоты, расстояние между словами — 0,75-1,00 от высоты, между строками — 0,5-1,00 от высоты.

Межбуквенные расстояния обычно принимаются для всего произведения (или его части) постоянными. Однако при наборе некоторых сочетаний букв, например Г и Д, К и О, расстояние между ними кажутся читателю непропорционально большими, поэтому для таких пар букв расстояние между ними уменьшают. Этот метод изменения расстояний называют кернингом. Другой метод улучшения воспроизведения текста, называемый трекингом, заключается в уменьшении межбуквенных расстояний в тексте увеличенного (по сравнению с основным текстам) кегля.

Технологичность шрифта — возможность при его использовании обеспечить наиболее точные отпечатки. Анализ показывает, что наиболее технологичными являются шрифты без засечек (рубленые) или с короткими засечками. Тонкие длинные засечки на оттиске часто искажаются.

Экономичность определяется количеством печатных знаков (определенного кегля), размещающихся на единице площади бумаги. Для оценки экономичности шрифта необходимо знать математическое ожидание ширины знаков

 

(7.1.)

 

где L,- — ширина знака, Р,- — вероятность ее появления в тексте. Аналогичным путем находится и дисперсия ширины:

(7.2)

 

Математические ожидания ширины знаков в миллиметрах приведены в табл. 7.2.

 

Таблица 7.2

Кегль Гарнитура
Литературная Банниковская Академическая Новая газетная
  1,60 1,65 1,58 1,73
  1,97 2,02 1,89 2,10

 

Экономичность гарнитуры обратно пропорциональна ширине букв. Относительные экономичности различных гарнитур приведены в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Гарнитура Экономичность Гарнитура Экономичность
Обыкновенная узкая 1,00 Елизаветинская 0,86
Обыкновенная 0,98 Банниковская 0,83
Академическая узкая 0,94 Рубленая 0,80
Литературная 0,88 Табличная 0,79
Академическая 0,86  

 

Производственные возможности шрифтов определенных гарнитур зависят от способа печати и вида печатных форм, т.е. оттого, как предполагается использовать текстовые фотоформы и формы. Так, например, при печати с оригинальных наборных форм в пределах допустимого тиража шрифтовые элементы практически не искажаются, поэтому для набора могут использоваться любые из рассмотренных гарнитур, шрифты которых имеются в наличии.

При изготовлении текстовых фотоформ, которые затем будут использованы для изготовления ряда печатных форм, на точность воспроизведения штриховых элементов оказывает влияние технология изготовления текстовых фотоформ (фотонабор, фотографирование или копирование распечатки) и используемые при этом материалы.

Наиболее значительно деформируется рисунок шрифта в процессе изготовления форм глубокой печати, поэтому, если для печати проектируются формы глубокой печати, выбираются шрифты неконтрастных гарнитур типа рубленых или брусковых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...